Макарейко Н.В. Административное право

Органы исполнительной власти

7.1. Понятие и признаки органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Признаки органа исполнительной власти:

  • является государственным учреждением;
  • вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
  • наделен полномочиями государственно-властного характера;
  • решает задачи, определенные государством;
  • обладает соответствующей компетенцией;
  • деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
  • деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
  • осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
  • осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
  • располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
  • обладает внутренней организацией, структурой;
  • наделен административной правосубъектностью;
  • действует в пределах определенной территории;
  • подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

Административная правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

7.2. Классификация органов исполнительной власти

По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).

По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:

  • органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;
  • органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;
  • органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;
  • органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);
  • органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.

По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

По порядку и способу образования - создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.

По порядку разрешения вопросов - единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

По источнику финансирования - бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

7.3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Президент РФ – глава государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1,2 ст. 80 Конституции).

Полномочия Президента РФ:

  1. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  2. имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;
  3. принимает решения об отставке Правительства РФ;
  4. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  5. назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  6. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  7. назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
  8. использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
  9. имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  10. осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;
  11. руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: Министерство внутренних дел РФ (подведомственная ему Федеральная миграционная служба), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ (подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ, Федеральное агентство специального строительства), Министерство юстиции РФ (подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости), Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба), Служба внешней разведки (федеральная служба), Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство), Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

7.4. Правительство Российской Федерации

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

Председатель Правительства РФ:

  1. представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
  2. ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
  3. подписывает акты Правительства РФ;
  4. представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  5. распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ;
  6. систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ:

  1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  2. участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
  3. координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;
  4. предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.

Федеральные министры:

  1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
  2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
  3. принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  4. обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Члены Правительства РФ не вправе:

  1. быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;
  2. занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;
  4. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  5. быть поверенными или представителями по делам третьих лип в органах государственной власти;
  6. использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
  7. получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;
  8. получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
  9. принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
  10. выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

По общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Правительство РФ: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Полномочия Правительства РФ в сфере экономики:

  1. осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
  2. обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  3. прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
  4. вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
  5. осуществляет управление федеральной собственностью;
  6. разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  7. осуществляет общее руководство таможенным делом;
  8. принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  9. формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

  1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  2. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  3. представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  4. разрабатывает и реализует налоговую политику;
  5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  6. принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  8. осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
  9. руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
  10. разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:

  1. обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
  2. принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
  3. разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  4. обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
  5. принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  6. содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
  7. взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
  8. разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования:

  1. разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
  2. обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
  3. обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;
  4. обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

  1. обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  2. принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
  3. организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  4. координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

  1. участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  2. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
  3. разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально- технической базы правоохранительных органов;
  4. осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности России:

  1. осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;
  2. организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;
  3. обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  4. обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;
  5. принимает меры по охране Государственной границы РФ;
  6. руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:

  1. осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;
  2. обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
  3. в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;
  4. отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;
  5. осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

  • принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
  • устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
  • устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;
  • принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;
  • рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;
  • рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;
  • рассматриваются вопросы приобретения государством акций;
  • рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;
  • принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • образуется Президиум Правительства РФ;
  • утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;
  • устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • утверждается Регламент Правительства РФ;
  • утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ.

Акты Правительства РФ делятся: на правовые акты, имеющие нормативный характер, издаваемые в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаваемые в форме распоряжений Правительства РФ; не имеющие правового характера – обращения, заявления, иные акты.

7.5. Система федеральных органов исполнительной власти

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию; Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и энергетики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике; Министерство регионального развития РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития и торговли РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

7.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Нижегородской области)

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  2. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
  3. верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  4. единство системы государственной власти;
  5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  6. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
  7. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
  8. самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Им может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

  1. представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
  2. обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
  3. формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  4. вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;
  5. вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;
  6. обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
  7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Структура правительства Нижегородской области: губернатор (председатель правительства Нижегородской области): Контрольно-ревизионное управление; вице-губернатор – первый заместитель губернатора по развитию научно-производственного и экономического потенциала: Министерство промышленности и инноваций, Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, Комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, Управление транспорта; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике: Министерство инвестиционной политики, Министерство экономики, Министерство финансов, Департамент государственного имущества земельных ресурсов; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству: Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства, Министерство топливно-энергетического комплекса, Департамент градостроительного развития территории области, Комитет информационных технологий и связи, Комитет природопользования и охраны окружающей среды; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по взаимодействию с органами местного самоуправления области, полномочный представитель губернатора в Законодательном собрании области: Комитет по взаимодействию с органами законодательной власти, Департамент по взаимодействию с органами местного самоуправления, Комитет общественных связей; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по социальной политике: Департамент образования, Комитет по культуре, Комитет по развитию спорта, Департамент здравоохранения, Департамент социальной защиты; заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Нижегородской области: Аппарат губернатора и правительства.

7.7. Территориальные федеральные органы исполнительной власти

Территориальные федеральные органы исполнительной власти входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в пределах определенного территориального образования (федерального округа, субъекта РФ).

Общие права территориальных органов:

  1. представлять соответствующие министерства и ведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  2. осуществлять управленческую деятельность в рамках установленной компетенции;
  3. запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления собственной управленческой деятельности;
  4. участвовать в работе соответствующих центральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ;
  5. принимать участие в выработке управленческих отношений в рамках собственной компетенции;
  6. вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти в зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ подразделяются: на территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов РФ, и территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ.

К территориальным федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим с органами исполнительной власти субъектов РФ, относятся органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства внутренних дел РФ; Федеральной налоговой службы; Федеральной таможенной службы; Федеральной службы безопасности и др.



Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право