Понятие и классификация облигаций
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Сущность облигации заключается в том, что эмитент получает денежные средства, а владелец облигации получает долговое обязательство. Причем у владельца облигации появляется возможность получать доход в виде процента, а по наступлении срока погашения - и номинальную стоимость облигации.
Облигации - это ценные бумаги с фиксированным доходом, проценты обычно выплачиваются равными порциями на протяжении всего срока займа.
Основные признаки, отличающие облигации:
- удостоверение займа;
- в большинстве случаев имеют конечный срок погашения;
- обладают первоочередностью по сравнению с акциями в удовлетворении обязательств;
- не дают права на участие в управлении эмитентом;
- законодательно не установлена номинальная стоимость облигации;
- выпуск облигаций разрешен на сумму, не превышающую уставный капитал или величину обеспечения, предоставленную третьими лицами.
Облигация должна содержать следующие реквизиты:
- фирменное наименование эмитента и его местонахождение;
- наименование ценной бумаги;
- ее порядковый номер;
- дата выпуска;
- вид облигации (закладная, облигация без обеспечения и т. д.);
- общая сумма выпуска;
- процентная ставка;
- условия и порядок выплаты процентов;
- условия и порядок погашения.
Классификация облигаций
1. По способу легитимации управомоченного лица:
- именные облигации;
- облигации на предъявителя.
2. По возможности обращения:
- свободно обращающиеся облигации;
- облигации с ограниченным кругом обращения.
3. По способу покрытия долговых обязательств:
- беззакладные облигации - не имеют имущественного эквивалента, равного сумме эмиссии;
- обеспеченные закладом облигации.
4. По способу выплаты процента:
- купонные облигации. Купон представляет собой часть ценной бумаги, дающий право на получение регулярно выплачиваемого процента по ценной бумаге. Купонные облигации бывают:
а) с фиксированной купонной ставкой;
б) с плавающей купонной ставкой (например, процент зависит от того, какой получен доход);
в) с нулевым купоном - облигации, по которым процент не выплачивается. Эмитент продает такие облигации с дисконтом;
- бескупонные. Процент по бескупонной облигации, являющейся именной, выплачивается в соответствии с данными реестра владельцев.
Облигации могут быть конвертируемыми в акции. Особенности конвертируемых облигаций:
- срок конвертации облигаций - не менее 1 года;
- круг лиц, среди которых будут распространяться облигации, зависит от формы акционерного общества;
- выпущенные облигации имеют номинальную стоимость не ниже номинальной стоимости акций, на которые планируется обмен облигаций;
- процесс обмена конвертируемых облигаций на выпущенные акции происходит почти одномоментно.
Дараева Ю.А. Управление финансами | Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент | Загородников С.В. Финансовый менеджмент | Кушнир И.В. Финансовый менеджмент | Лукьянчук У.Р. Финансовый менеджмент | Смирнов П.Ю. Финансовый менеджмент | Шепелева А.Ю. Финансовый менеджмент
|