Финансовый менеджмент (Шепелева А.Ю.)

Понятие и классификация облигаций

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Сущность облигации заключается в том, что эмитент получает денежные средства, а владелец облигации получает долговое обязательство. Причем у владельца облигации появляется возможность получать доход в виде процента, а по наступлении срока погашения - и номинальную стоимость облигации.

Облигации - это ценные бумаги с фиксированным доходом, проценты обычно выплачиваются равными порциями на протяжении всего срока займа.

Основные признаки, отличающие облигации:

  1. удостоверение займа;
  2. в большинстве случаев имеют конечный срок погашения;
  3. обладают первоочередностью по сравнению с акциями в удовлетворении обязательств;
  4. не дают права на участие в управлении эмитентом;
  5. законодательно не установлена номинальная стоимость облигации;
  6. выпуск облигаций разрешен на сумму, не превышающую уставный капитал или величину обеспечения, предоставленную третьими лицами.

Облигация должна содержать следующие реквизиты:

  1. фирменное наименование эмитента и его местонахождение;
  2. наименование ценной бумаги;
  3. ее порядковый номер;
  4. дата выпуска;
  5. вид облигации (закладная, облигация без обеспечения и т. д.);
  6. общая сумма выпуска;
  7. процентная ставка;
  8. условия и порядок выплаты процентов;
  9. условия и порядок погашения.

Классификация облигаций

1. По способу легитимации управомоченного лица:

  1. именные облигации;
  2. облигации на предъявителя.

2. По возможности обращения:

  1. свободно обращающиеся облигации;
  2. облигации с ограниченным кругом обращения.

3. По способу покрытия долговых обязательств:

  1. беззакладные облигации - не имеют имущественного эквивалента, равного сумме эмиссии;
  2. обеспеченные закладом облигации.

4. По способу выплаты процента:

  1. купонные облигации. Купон представляет собой часть ценной бумаги, дающий право на получение регулярно выплачиваемого процента по ценной бумаге. Купонные облигации бывают:

    а) с фиксированной купонной ставкой;
    б) с плавающей купонной ставкой (например, процент зависит от того, какой получен доход);
    в) с нулевым купоном - облигации, по которым процент не выплачивается. Эмитент продает такие облигации с дисконтом;

  2. бескупонные. Процент по бескупонной облигации, являющейся именной, выплачивается в соответствии с данными реестра владельцев.

Облигации могут быть конвертируемыми в акции. Особенности конвертируемых облигаций:

  1. срок конвертации облигаций - не менее 1 года;
  2. круг лиц, среди которых будут распространяться облигации, зависит от формы акционерного общества;
  3. выпущенные облигации имеют номинальную стоимость не ниже номинальной стоимости акций, на которые планируется обмен облигаций;
  4. процесс обмена конвертируемых облигаций на выпущенные акции происходит почти одномоментно.


Дараева Ю.А. Управление финансами | Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент | Загородников С.В. Финансовый менеджмент | Кушнир И.В. Финансовый менеджмент | Лукьянчук У.Р. Финансовый менеджмент | Смирнов П.Ю. Финансовый менеджмент | Шепелева А.Ю. Финансовый менеджмент