Экономическая теория (Душенькина Е.А.) |
Сущность рынка. Основные элементы рынкаПоявление общественного разделения труда, возникшего между скотоводческими и земледельческими племенами, а также повышение производительности и эффективности общественного производства привели к необходимости обмена продуктами этого труда. Изначально рынок означал свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них приобретали необходимый товар. Такой процесс регулирования производства, спроса, предложения и потребления стал эффективным. Обмен может осуществляться в двух формах:
Товарно-денежный обмен является более прогрессивной формой обмена, так как имеет целый ряд преимуществ:
Обмен составляет основу рыночного механизма. Возникновение и развитие рынка можно определить следующими причинами. 1. Общественное разделение труда – экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать. Истории известны три периода общественного разделения труда:
После этого произошло разделение производства на различные подотрасли. 2. Ограниченность ресурсов, которая преодолевается людьми через обмен на рынке одного продукта на другой. 3. Экономическая обособленность производителей, которая обусловлена частной собственностью. 4. Свобода конкуренции, т. е. стремление каждого участника рынка к обеспечению своих экономических интересов. Описывая рыночный механизм, следует особо охарактеризовать его функции:
Изучая рыночный механизм, необходимо различать субъекты (физические и юридические лица) и объекты (все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи) рынка. Рынок имеет многообразную структуру, в связи с чем различают:
Каждая из представленных групп в свою очередь делится на самые разнообразные: системы, подсистемы, секторы, подсекторы и т. д. Так, например, потребительский рынок включает в себя рынки продовольствия, автомобилей, одежды, обуви, жилья и т. д., а рынок продовольствия можно разделить еще на сектора: сектор овощей, фруктов, мяса, рыбы, молочных, мучных изделий и т. д. Рынок средств производства – это рынки электроэнергии, земли, оборудования и т. д. Рынок информации – это рынки научно-технических разработок, ноу-хау и т. д. Финансовый рынок – это рынок ценных бумаг, кредитов, ссуд и т. д. Рассмотрим более подробно монопольные и конкурентные рынки. На монопольном рынке, как правило, один крупный производитель продает уникальный товар, не имеющий заменителей, по собственной цене. При входе на этот рынок существуют барьеры. На конкурентном рынке, как правило, много продавцов, которые продают однородные товары, имеющие заменителей, при полном отсутствии диктата цен. На рынок легко вступить и также легко его покинуть. Инфраструктура рынка – это система организаций и предприятий, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг. В инфраструктуре выделяют:
В качестве элементов инфраструктуры можно выделить:
Основными элементами рынка являются спрос, предложение, цена, конкуренция, их взаимодействие носит название рыночного механизма. Рыночная цена, которая формируется на свободном рынке под влиянием спроса и предложения, информирует товаропроизводителя о необходимом товаре (если товара не хватает, то цена на товар высока). Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория |