Менеджмент (Михалева Е.П.) |
Менеджмент и производственный потенциал предприятия
...Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.
Потенциал предприятияДля выбора эффективной стратегии действий менеджер должен дать оценку экономическому потенциалу предприятия – совокупности трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, а также способности работников к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимальной прибыли. Концепция экономического потенциала предприятия – инструмент стратегического планирования развития предприятия, который отличается системным видением факторов, влияющих на вероятность успешного решения задач. Современный подход к эффективному менеджменту требует постоянного мониторинга, т.е. постоянного наблюдения и управления потенциалом предприятия. Такая концепция приходит на смену прежней практике разовых случайных оценок «силы и слабости» предприятия, поиску и выявлению «узких мест». Модель экономического потенциала преуспевающей фирмы: Экономический потенциал предприятия – Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал ![]() Рис. 8.1
Модель экономического потенциала предприятия определяют:
Алгоритм управления экономическим потенциалом предприятия представлен на рис. 8.1. При реализации этого алгоритма используют различные подходы:
Управление конкурентоспособностьюКонкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке (табл. 8.1). Конкурентоспособность потенциала предприятия – сравнительная характеристика потенциала, содержащая комплексную оценку состояния его важнейших параметров относительно каких-либо выбранных стандартов (мировых, народнохозяйственных, отраслевых, другого предприятия). Методы, используемые для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия, – индикаторный и матричный. Индикаторный метод основан на системе индикаторов, т.е. совокупности характеристик, позволяющих в формализованном виде описать состояние параметров того или иного исследуемого объекта. Например, для характеристики «человеческий фактор» используются индикаторы: численность населения трудоспособного возраста, доля высококвалифицированных кадров, уровень образования менеджеров и т.д. Матричный метод используют, чтобы рассмотреть процессы конкуренции в их зависимости и динамике. По вертикали матрицы показывают темпы роста емкости рынка, по горизонтали – долю предприятия на рынке. При управлении конкурентоспособностью потенциала предприятия необходимо обеспечение удельного веса конкурентоспособного объекта на внешнем рынке не менее 20%, на внутреннем рынке – не менее 60% при обеспечении устойчивости, надежности, перспективности и эффективности работы предприятия. Итоги деятельности предприятий на рынке во многом зависят от конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Главные составляющие конкурентоспособности товара:
Управлять конкурентоспособностью товаров – значит
обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять
усилия на решение задач повышения качества, снижения издержек
производства, обеспечения экономичности и оперативности послепродажного
обслуживания.
Таблица 8.1 Конкурентоспособность различных объектов ![]() ![]() Главная задача управления качеством – ориентация на долговременный успех, на потребителя. Это самый надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли. Качество – следствие действия многих факторов: качества персонала, качества организации производства, качества техники и технологии, качества управления, конструкторских разработок и т.д. Качество – это тип развития, новые подходы к регулированию циклов жизни продукции, к созданию новых видов продукции, оценке морального старения и физического износа, учет принципов универсальности. «Знак качества» в рыночной экономике – это известность продукции, имидж предприятия, которое не способно вообще выпускать некачественную продукцию. В управлении качеством сегодня должны быть использованы следующие новые подходы:
Менеджмент в инновационной стратегии предприятияИнновации – это изменения, нововведения, повышающие эффективность управления, направленные на улучшение результатов деятельности предприятия и укрепляющие его позиции на внешнем и внутреннем рынках. Инновационный потенциал менеджмента – это способность и возможность видеть необходимость внедрения нововведений и изменений инновационного типа. При высоком инновационном потенциале
менеджмента в процессах управления поощряется инициатива организационных
преобразований (табл. 8.2), ведется регулярный мониторинг качества
управления, функции исследования отдается явный приоритет, в коллективе
царит атмосфера творчества, поиска, развития (рис. 8.2).
Таблица 8.2 Влияние нововведений на изменение организационной структуры ![]() ![]() Рис. 8.2. Инновационная фирма От целенаправленности инновационной деятельности во многом зависит эффективность работы всего предприятия. Восприимчивость организации к новому, к
достижениям научно-технической мысли зависит во многом от
организационного климата, который в наибольшей степени благоприятствовал
бы инициативному поиску нетрадиционных, новаторских решений,
самостоятельной подготовке персоналом широкого круга производственных
задач и выбору средств их достижения (табл. 8.3).
Таблица 8.3 Управление инновациями ![]() ![]() От руководства предприятия зависит время перехода от традиционной к наступательной стратегии менеджмента, наиболее точно отвечающей требованиям научно-технического прогресса. Главная фигура процесса нововведений – новатор. В организациях инновационного типа он занимает ключевое место в системе управления человеческими ресурсами. Характерные черты новатора:
Управление производительностьюУлучшение деятельности предприятия большей частью зависит от методов и способов управления им, а также от результатов работы каждого сотрудника. В практике менеджмента разработана (Робертом Ноланом) градация показателей производительности (табл. 8.4).
Таблица 8.4 Градация фактора «производительность» ![]() Задача менеджеров – отыскать такую систему стимулирования, которая в наибольшей мере отвечала бы физиологическим и психологическим возможностям человека и позволила бы ему работать без ущерба для здоровья. В эффективном менеджменте известно одиннадцать способов вознаграждения работников:
Менеджмент и показатели хозяйственной деятельности предприятияДля принятия управленческого решения очень важен анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия. Все показатели можно объединить в несколько групп. Оценочные:
Показатели издержек производства:
Относительные:
Для того чтобы добиться наилучших результатов, необходимо использовать три этапа эффективного менеджмента:
Эффективность менеджмента – достижение максимально возможного результата при минимально возможных затратах усилий или ресурсов. Эффективность менеджмента определяется:
Эффективность менеджмента определяется фактором времени:
Реализация эффективного менеджмента показана на рис. 8.3. ![]() Рис. 8.3. Эффективный менеджмент
При решении вопросов по повышению эффективности необходимо учитывать особенности российского менеджмента:
Ситуации для обсуждения 1. Предприятие создает новый товар. Каковы должны быть условия для усиленной реализации поставленной задачи? 2. Приведите примеры решения инновационных проблем с позиций стратегии менеджмента, опираясь на опыт тульских предприятий. Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент |