| Правовые основы проведения наблюдения
Задачи и правовые последствия введения процедуры наблюдения
Особенности правового положения временного управляющего
Порядок созыва и компетенция первого собрания кредиторов
 Задачи и правовые последствия введения процедуры наблюдения
Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют
 собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении 
должника, направленных на восстановление его платежеспособности или 
ликвидацию.
 По мере развития законодательства о 
несостоятельности растет число процедур банкротства. Так, Закон РФ 
1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 
предусматривал такие процедуры, как внешнее управление, санацию и 
мировое соглашение. Федеральный закон 1998 г. «О несостоятельности 
(банкротстве)» содержал положения о четырех процедурах банкротства – 
наблюдении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом 
соглашении.
 В действующем Федеральном законе от 27 
сентября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» закреплены уже
 известные процедуры банкротства – наблюдение, внешнее управление, 
конкурсное производство, мировое соглашение, а также новая для 
российского законодательства процедура – финансовое оздоровление.
 Процедура наблюдения осуществляется
 в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа 
его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и 
проведения первого собрания кредиторов.
 Процедура наблюдения вводится по результатам
 рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за 
исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, 
когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления 
должника к производству. Наблюдение должно быть завершено не позднее 
семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом
 в арбитражный суд.
 Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий, к числу которых относятся:
 требования кредиторов по денежным 
обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены 
только с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом «О 
несостоятельности (банкротстве)» (с момента принятия арбитражным судом 
заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к
 должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном 
порядке);
по ходатайству кредитора 
приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с 
должника денежных средств и иного имущества должника. Кредитор в этом 
случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, 
установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;
приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника;
запрещаются удовлетворение 
требований участника должника – юридического лица о выделе доли (пая) в 
имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп 
должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли 
(пая);
запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
не допускается прекращение денежных 
обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, 
если при этом нарушается очередность удовлетворения требований 
кредиторов;
ограничивается правоспособность должника:
а) органы управления должника могут 
совершать сделки, связанные с приобретением, отчуждением имущества 
должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов 
балансовой стоимости активов должника, с получением и выдачей займов, 
поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а 
также с учреждением доверительного управления имуществом должника только
 с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме;
б) органы управления должника не вправе
 принимать решения о реорганизации, ликвидации должника, о создании 
филиалов и т. д. (ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности 
(банкротстве)»).
 Особенности правового положения временного управляющего
Одновременно с введением наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего.
 Временный управляющий имеет право:
 предъявлять в арбитражный суд от 
своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а
 также требования о применении последствий недействительности ничтожных 
сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований 
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
заявлять возражения относительно требований кредиторов;
принимать участие в судебных 
заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных 
возражений должника относительно требований кредиторов;
обращаться в арбитражный суд с 
ходатайствами о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности 
имущества должника, а также об отстранении руководителя должника от 
должности. В случае отстранения руководителя должника от должности 
полномочия по управлению должником возлагаются на лицо, представленное в
 качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей 
(участников) должника или иным коллегиальным органом управления 
должника, представителем собственника имущества должника – унитарного 
предприятия, а в случае непредставления такой кандидатуры – на одного из
 заместителей руководителя должника, а в случае отсутствия заместителей –
 на одного из работников должника;
получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника и др.
 Временный управляющий обязан:
 принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
проводить анализ финансового состояния должника;
выявлять кредиторов должника;
вести реестр требований кредиторов;
уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
 В целом следует подчеркнуть, что в процессе 
проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет 
органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на 
установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и 
выявление возможных перспектив развития должника.
 Порядок созыва и компетенция первого собрания кредиторов
Временный 
управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного 
суда, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за десять 
дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Федерального закона «О 
несостоятельности (банкротстве)».).
 Участниками первого собрания кредиторов являются две категории лиц:
 конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, наделенные правом голоса;
руководитель должника, представитель
 учредителей (участников) должника или представитель собственника 
имущества должника – унитарного предприятия и представитель работников 
должника, принимающих участие в первом собрании кредиторов без права 
голоса.
 Временный управляющий на первом собрании 
сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с 
изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его 
платежеспособности. Выводы временного управляющего носят 
рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.
 В компетенцию первого собрания кредиторов входят полномочия:
 принятие решений:
а) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
б) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
 в) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
 г) о заключении мирового соглашения;
 д) об избрании комитета кредиторов и 
определении его количественного состава (в случае, когда число 
конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 50);
определение требований к кандидатурам административного, внешнего или конкурсного управляющего;
определение саморегулируемой 
организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры 
арбитражных управляющих и т. д. (ст. 73 Федерального закона «О 
несостоятельности (банкротстве)»).
 На основании принятого первым собранием 
кредиторов решения арбитражный суд выносит определение о введении 
финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение
 о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, 
либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о 
банкротстве.
 С момента введения финансового оздоровления,
 внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и 
открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения 
наблюдение прекращается.
 Контрольные вопросы
 Перечислите основные задачи проведения процедуры наблюдения.
Какие правовые последствия наступают с момента введения процедуры наблюдения?
Охарактеризуйте правовое положение временного управляющего.
Кто осуществляет полномочия по 
управлению должником в случае отстранения руководителя должника от 
должности в процессе проведения наблюдения?
Каков порядок принятия решений на первом собрании кредиторов?
Каковы состав и компетенция первого собрания кредиторов?
 
 Меденцов А.С. Предпринимательское право | Смагина И.А. Предпринимательское право
 |