| Кризисы развития организации: причины, последствия, преодолениеС
 точки зрения кризис-менеджмента кризис на уровне организации – это 
нарушение нормального функционирования организации вследствие событий и 
происшествий, обладающих достаточным для этого потенциалом, приводящее к
 невозможности достижения поставленных целей, выполнения миссии 
компании. Понятия риска и кризиса тесно связаны между собой. Любое 
развитие организации в реальной внешней среде содержит в себе элементы 
риска, обусловленного внешними и внутренними факторами.
 С точки зрения системного подхода к развитию организации, можно определить 3 уровня воздействия факторов на систему:
 гомеостатический. Система не теряет 
устойчивости и компенсирует изменения, корректируя свое поведение. 
Структура и элементный состав систем не меняются;
инновационный. Необходимо изменение структуры и элементного состава системы;
бифуркационный. Компенсация такого воздействия возможна только при радикальном изменении всей системы.
 При выработке антикризисной программы важно 
определить, на каком из 5 этапов своего развития находится предприятие. 
Различают следующие этапы:
 эксплерентный. Этап формирования 
организации. Формируются отдельные черты фирмы, структура, но она не 
является полностью дифференцированной от порождающих структур, однако 
уже имеет некоторые характерные только для нее черты;
латентный. Происходит количественный
 и качественный рост в рамках, которые были определены на эксплерентном 
этапе развития;
виолентный. Устойчивое положение на 
рынке, высокий уровень конкурентоспособности на завоеванном сегменте 
рынка, активная маркетинговая политика, высокий уровень применения 
инновационных технологий;
коммутантный. Организация достигла 
предельного уровня развития на захваченном сегменте рынка и с 
применением технологий доступного ей уровня. Необходимы поиски новых 
рынков, технологий производства и управления, информационных технологий;
леталентный. Существование 
организации в прежнем формате невозможно вследствие внешних и внутренних
 факторов, приобретших деструктивный характер. Необходима полная или 
частичная диверсификация компании. Антикризисная программа зависит и от 
сценариев развития кризиса. Внезапные кризисы, такие как природные 
катаклизмы, техногенные катастрофы, прекращение деятельности ключевых 
сотрудников, должны быть рассмотрены на ранних этапах создания фирмы, и 
сценарии их преодоления следует создавать и корректировать на всех 
этапах существования компании. Развивающиеся (медленные) кризисы дают 
возможность разработки программы коррекции системы по мере их 
исследования и планирования, до их перехода в критическую фазу. 
Постоянные кризисы представляются практически неустранимыми (например, 
слухи), но это не избавляет от необходимости проведения резистентной 
политики по отношению к ним.
 
 Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление
 |