Кризисы развития организации: причины, последствия, преодоление
С
точки зрения кризис-менеджмента кризис на уровне организации – это
нарушение нормального функционирования организации вследствие событий и
происшествий, обладающих достаточным для этого потенциалом, приводящее к
невозможности достижения поставленных целей, выполнения миссии
компании. Понятия риска и кризиса тесно связаны между собой. Любое
развитие организации в реальной внешней среде содержит в себе элементы
риска, обусловленного внешними и внутренними факторами.
С точки зрения системного подхода к развитию организации, можно определить 3 уровня воздействия факторов на систему:
- гомеостатический. Система не теряет
устойчивости и компенсирует изменения, корректируя свое поведение.
Структура и элементный состав систем не меняются;
- инновационный. Необходимо изменение структуры и элементного состава системы;
- бифуркационный. Компенсация такого воздействия возможна только при радикальном изменении всей системы.
При выработке антикризисной программы важно
определить, на каком из 5 этапов своего развития находится предприятие.
Различают следующие этапы:
- эксплерентный. Этап формирования
организации. Формируются отдельные черты фирмы, структура, но она не
является полностью дифференцированной от порождающих структур, однако
уже имеет некоторые характерные только для нее черты;
- латентный. Происходит количественный
и качественный рост в рамках, которые были определены на эксплерентном
этапе развития;
- виолентный. Устойчивое положение на
рынке, высокий уровень конкурентоспособности на завоеванном сегменте
рынка, активная маркетинговая политика, высокий уровень применения
инновационных технологий;
- коммутантный. Организация достигла
предельного уровня развития на захваченном сегменте рынка и с
применением технологий доступного ей уровня. Необходимы поиски новых
рынков, технологий производства и управления, информационных технологий;
- леталентный. Существование
организации в прежнем формате невозможно вследствие внешних и внутренних
факторов, приобретших деструктивный характер. Необходима полная или
частичная диверсификация компании. Антикризисная программа зависит и от
сценариев развития кризиса. Внезапные кризисы, такие как природные
катаклизмы, техногенные катастрофы, прекращение деятельности ключевых
сотрудников, должны быть рассмотрены на ранних этапах создания фирмы, и
сценарии их преодоления следует создавать и корректировать на всех
этапах существования компании. Развивающиеся (медленные) кризисы дают
возможность разработки программы коррекции системы по мере их
исследования и планирования, до их перехода в критическую фазу.
Постоянные кризисы представляются практически неустранимыми (например,
слухи), но это не избавляет от необходимости проведения резистентной
политики по отношению к ним.
Бабушкина Е.А. Антикризисное управление | Бирюкова О.Ю. Антикризисное управление | Евграфова И.Ю. Антикризисное управление | Кушнир И.В. Антикризисное управление
|