История экономических учений (Костакова Т.А.) |
Теория стоимости, процента и рентыУильям Петти (1623-1687) – основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в теории стоимости, процента и ренты. У. Петти был признать первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом. В теории У. Петти стоимость товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истинной рыночной ценой». Следующая гласит: стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли. В основе цены товара в каждой из трактовок ее сущности лежит затратный, т.е. тупиковый подход. По поводу доходов рабочих и собственников денежного капитала и землевладельцев У. Петти утверждает, что заработная плата характеризуется как цена труда рабочего, представляющая минимум средств для существования его и его семьи. Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы Петти посредством унифицированного им по существу понятия «рента», т.е. разница между стоимостью хлеба и издержками на его производство, и есть прибыль фермера. Рассматривая суть происхождения ссудного процента, У. Петти утверждает, что этот показатель должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности». Также ведет речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. При этом он заключает, что поблизости населенных мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят более высокую ренту, но и стоят большей суммы годичных рент, чем земли совершенно такого же качества, но находящиеся в более отдаленных местностях. Тем самым У. Петти затронул еще одну проблему, связанную с определением цены земли. Кушнир И.В. История экономических учений | Костакова Т.А. История экономических учений | Роньшина Н.И. История экономических учений | Татарников Е.А. История экономических учений |