Экономическая теория (Головачев А.С.) |
Теория поведения потребителяПотребность - это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или любое чувство удовлетворенности, которое он стремится продлить. Выделяют следующие виды потребностей: 1. Материальные потребности - в пище, одежде, жилье и т.д. и духовные потребности - в образовании, информации, культурном досуге и т.п. 2. Производственные потребности - в средствах производства, рабочей силе, производственной инфраструктуре и личные потребности - в предметах потребления. 3. Первичные потребности - подлежат удовлетворению в первую очередь - питание, одежда, жилье и т.п., они не могут быть заменены другими, и вторичные потребности удовлетворяются после первичных и могут быть заменены другими (например, кино, театр, дискотека и т.п.). 4. Абсолютные потребности - весь набор потребностей, в том числе и те, которые не могут быть удовлетворены в настоящее время, так как уровень производства не позволяет их произвести, и действительные потребности - могут быть удовлетворены при данном уровне производства. Потребности, подлежащие удовлетворению, выступают в форме платежеспособного спроса (есть и деньги, и товар, и желание купить). Фактически удовлетворяемые потребности - потребности, которые удовлетворены при данном масштабе и структуре производства. Следует отметить, что существование потребностей предполагает наличие необходимых для их удовлетворения средств, которые называются благами. К таким благам относятся все материальные вещи и услуги, естественные природные условия (воздух, свет, вода), которые используются для удовлетворения человеческих потребностей. Поэтому выделяют свободные блага - средства, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека (солнечное тепло, атмосферный воздух и т.д.), и экономические блага - средства, которые можно получить в ходе производственной деятельности человека (или которые опосредованы деятельностью человека). Экономические блага можно классифицировать на:
Полезность - способность товара удовлетворять потребности людей или предоставлять удовольствие, получаемое человеком от потребления данного товара. Можно изобразить графически общую, а также предельную полезность. На рис. 9.1 - график общей полезности, где TUA - общая (совокупная) полезность, полезность, получаемая от потребления данного количества Q блага А:
На рис. 9.2 - график предельной полезности, где MUA - предельная полезность - полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы количества Q блага А:
Закон убывающей предельной полезности: по мере роста потребления блага общая полезность от его потребления растет, но все более медленными темпами, так как предельная полезность каждой последующей потребленной единицы блага убывает. Если предельная полезность равна нулю - блага имеются в количестве, достаточном для удовлетворения этой потребности. Кардиналистский подход к оценке полезности: анализ поведения потребителя на основе гипотез количественного измерения полезности: гипотеза 1: потребитель расходует свой бюджет так, чтобы он смог получить максимальное удовлетворение от совокупности приобретенных благ; гипотеза 2: каждый потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки полезности этого блага. Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного преобразования. Единица, служащая масштабом измерения полезности, получила название ютиль. Правило максимизации полезности (второй закон Госсена) исходит из положения: потребитель максимизирует общую полезность от набора благ тогда, когда последняя денежная единица, израсходованная на приобретение каждого вида товаров, принесет одинаковую предельную полезность. Алгебраически правило максимизации общей полезности имеет вид:
Потребительское равновесие - ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность набора товаров (при данном уровне дохода), увеличивая покупки какого-то одного товара или уменьшая покупки другого товара. Ординалистский подход строится на анализе поведения потребителя на основе гипотез порядкового измерения полезности:
Итак, данный подход исходит из того, что потребитель вряд ли может измерить полезность в количественных единицах, но способен сравнивать полезности отдельных товаров или их наборов и упорядочивать их по степени предпочтения. Система предпочтений потребителя графически изображается с помощью кривых безразличия. Кривая безразличия (i) - это линия, каждая точка которой представляет такую комбинацию товаров А и В, когда потребителю безразлично, какую из них выбрать (рис. 9.3). Комбинацию товаров А и В можно представить и в таблице (табл. 9.1).
Свойства кривых безразличия:
MRS товара А товаром В - это то количество товара А, от которого потребитель согласен отказаться ради дополнительной единицы товара В.
Бюджетная линия (рис. 9.4) показывает наборы товаров А и В, которые потребитель может купить при данном уровне дохода (I) и при постоянных ценах (РА, РB). Такой же набор товаров А и В представлен в табл. 9.2.
Линия M1М6 - бюджетная линия. Она показывает все наборы товаров А и В, которые потребитель может купить при данном доходе (I) и при ценах РА и РB.
Коэффициент РА/РB - наклон бюджетной линии, знак минус (-) говорит о нисходящем характере прямой I/РА и I/РB - точки пересечения с осями А и В. Карта кривых безразличия является графическим представлением вкусов потребителя и интенсивности его желания покупки тех или иных товарных комбинаций. Покупательная способность потребителя отражается бюджетной линией. Объединение данных графиков показывает, какая из товарных комбинаций на карте кривых безразличия является оптимальной и приносит при этом максимальную общую полезность (рис. 9.5).
На графике наиболее удовлетворительная комбинация представлена точкой С. Комбинации К и L, хотя и могут приобретаться, находятся на более низкой кривой безразличия, следовательно, дают меньшую степень удовлетворения. Кривая i3 находится выше i1 и более предпочтительна, но при данном уровне дохода и уровне цен для потребителя не достижима. Кривая доход - потребление (рис. 9.6). В длительном периоде времени изменяются доход потребителя и цены товаров.
Предположим, доход изменяется, цены остаются постоянными. При этом изменение дохода приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии (при увеличении дохода потребитель в одинаковой степени увеличивает покупку как товара А, так и товара В). Возрастание дохода показывается сдвигом линий I1, I2, I3. Каждой новой бюджетной линии соответствует новая точка потребительского равновесия E1, E2, E3. Соединив данные точки равновесия с началом координат получим линию доход - потребление. Предположим, что доход остается неизменным, но изменяются цены на товары. Допустим изменяется цена на товар В, он становится дороже (рис. 9.7).
Рассмотрим эффект от изменения цены. Он равен сумме эффекта замещения и эффекта дохода. Эффект замещения: товар В стал дороже, потребитель постарается заменить более дорогой товар В более дешевым товаром А. Та величина спроса, которая образовалась вследствие замещения дешевого товара А дорогим товаром В, - эффект замещения (В3В1). Эффект дохода: изменение цены на товар В привело к снижению реального дохода потребителя. Изменение величины спроса на товар В, вызванное снижением реального дохода, - эффект дохода от изменения цены (B2B3). Основные понятия темы Потребности. Блага. Экономические и свободные блага. Блага-субституты. Комплиментарные блага. Полезность благ. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Кардиналистский и ординалистский подходы к оценке полезности. Кривая безразличия. Бюджетные ограничения. Карта безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя. Эффект дохода. Эффект замещения. Предельная норма замещения (MRS). Товары Гиффена. Благосостояние потребителя. Номинальный доход. Реальный доход. Стоимость жизни. Индексы цен Ласперейса и Пааше. Индексы объема покупок Ласперейса и Пааше. Контрольные вопросы
Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория |