Экономическая теория (Душенькина Е.А.) |
Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товараДолгое время в экономической жизни людей господствовало натуральное производство, при котором каждая хозяйственная единица (например, семья) вела изолированное от других хозяйство, производя для себя весь набор необходимых продуктов. По мере развития производительных сил и общественного разделения труда это неэффективное производство вытеснялось все более производительным товарным хозяйством. Товарное производство – это производство продукции не для собственного потребления, а для обмена, на продажу. Продукт такого производства называется товаром. Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладает общественной ценностью. Товар является основной категорией рынка. Существуют различные классификации товаров по следующим признакам:
Существуют две теории, анализирующие свойства товара. 1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства:
Свойства товара определены двойственным характером труда:
2. Маржиналистская теория предельной полезности. Согласно данной теории товар имеет два свойства:
Но помимо марксистской и маржиналистской экономических школ, появились и новые, например, институционализм и теория общественного выбора. Институционализм – направление в политэкономии, согласно которому экономическая жизнь и экономические категории имеют институциональный характер. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества. Субъектом исследований является «человек экономический». Теория общественного выбора – раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом происходит данный выбор под давлением демократической системы. Теория общественного выбора отталкивается от базовой идеи о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах. Предельная полезность – это полезность последней из купленных единиц товара. Общая полезность – это сумма полезностей отдельных единиц. Закон убывающей предельной полезности заключается в снижении предельной полезности по мере приобретения каждой последующей единицы товара. Поведение потребителя на рынке – благоразумное, так как имеется главный ограничитель – размер его дохода. Благоразумность поведения потребителя означает:
Степень полезности – это категория субъективная, которая не поддается точному количественному измерению. В экономической теории известны два подхода к оценке полезности товара. Кардиналистский (количественный) подход пытается измерить полезность в условных единицах (подобно весу, длине и т. д.), которые называются «ютили». Предполагается, что для измерения полезности каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности («пользометр»), который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен использованием товара. Реально же у каждого потребителя существует шкала индивидуальных предпочтений, позволяющая упорядочить набор товаров с точки зрения возрастания их полезности. Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности ХХ в. преобладающим стал ординалистский подход, основоположником которого является итальянский экономист В. Парето. Главная идея теории – упорядочение различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности. Для этого подхода характерны следующие признаки:
Общественная оценка полезности экономических благ происходит на рынке при помощи цены, когда осуществляется процесс обмена товарами на основе спроса и предложения. Четко представляя себе полезность каждой приобретаемой единицы того или иного товара, потребитель встречает на рынке товары, каждый из которых имеет свою цену, выраженную в денежных единицах (рублях). Если бы цены на все товары были одинаковы, то потребитель старался приобрести товар, обладающий наибольшей предельной полезностью. Но цены на товары и услуги различны. Поэтому потребитель должен соизмерить удовлетворение от товара со своими расходами на его приобретение. Эти расходы зависят от цены, поэтому приходится определять предельную полезность в расчете на рубль затрат. Если отношения между предельными полезностями приобретаемых товаров равны отношениям между их ценами, то потребитель находится в состоянии равновесия. Это правило называется правилом максимизации полезности. Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория |