Экономическая теория (Лобачева Е.Н.)

Экономические системы и модели смешанной экономики

Виды экономических систем. В самом общем виде экономическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих экономическую структуру общества.

Для классификации различных экономических систем используют два основных критерия: (а) преобладающую форму собственности на средства производства и (б) способ координации и управления экономической деятельностью. С большой долей условности можно выделить модели традиционной, командной и рыночной экономики, которые различаются методами решения основных экономических проблем.

Традиционная экономическая система основана на натуральном, как правило, сельскохозяйственном производстве. Направление деятельности отдельного экономического субъекта, ее организация, масштабы производства предопределяются той социальной группой, к которой принадлежит данный человек. Принадлежность к определенному сословию, касте, социальной группе и т.п. накладывает отпечаток как на производственную деятельность индивида, так и на его стандарты потребления и образ жизни.

К традиционной экономике относятся такие системы, в которых отношения строятся на основе выработанных веками и укоренившихся традиций и обычаев, соответственно и решение основных экономических вопросов осуществляется на той же основе. Примером традиционного общества могут служить общины староверов (таких, как семья Лыковых, найденная в Сибири в середине 1970-х гг.). Подобные формы распределения характерны и для племенных общин в экономически отсталых странах.

Рыночная экономическая система основывается на следующих принципах: 1) частная собственность; 2) свободное ценообразование; 3) конкуренция. Рыночная экономика учитывает личный интерес отдельных субъектов, заключающийся в их стремлении максимизировать результаты своей экономической деятельности и использовании рыночного механизма спроса и предложения для решения основных экономических вопросов. Чистая рыночная экономика исключает государственное вмешательство и регулирование и предполагает полную свободу рыночных сил.

Государство лишь контролирует соблюдение «правил игры». Все субъекты рынка действуют самостоятельно, имея в виду лишь личный интерес и личную выгоду. По словам А. Смита, «человек «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: в 2 кн. М., 1989. Кн. 2. С. 34.).

В рыночной экономике ответы на вопросы, что производить, как производить и для кого, определяет рынок: цены, прибыли и убытки. Командная экономическая система характеризуется тем, что здесь все распределение ресурсов и производство планируется «сверху», т.е. государственными органами. Правительство и министерства сами определяют, что, как и для кого должно производиться, по каким ценам продаваться.

Такая экономика базируется на следующих принципах: 1) государственная собственность; 2) директивное ценообразование; 3) централизованное планирование. Характерной чертой экономики становится монополизация производства и, как следствие, торможение научно-технического прогресса. Полная занятость всех экономических ресурсов сочетается с дефицитностью производимых благ, поскольку централизованная координация не в состоянии обеспечить все многообразие потребностей членов общества. «Невидимая рука» рынка (силы конкуренции, спрос и предложение, рыночное ценообразование и т.д.) заменяются «видимой рукой» государства. В простейшей форме принципы командной экономики можно наблюдать в ведении семейных хозяйств и индивидуальных предприятий, где глава координирует экономическую деятельность в соответствии с производственными целями и способностями членов группы. К наиболее существенным недостаткам рыночной экономики следует отнести:

а) стихийный характер развития, т.е. чередование спадов и пиков производства;
б) невозможность рыночными методами решать в обществе социальные проблемы, такие как социальная защищенность граждан, пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение;
в) неэффективное использование природных ресурсов и отсутствие механизма защиты окружающей среды.

Модели смешанной экономики. Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве одной из трех экономических моделей в чистом виде. В большинстве современных развитых стран существует смешанная Экономика, сочетающая элементы всех трех систем. В экономике смешанного типа рыночные механизмы дополняются активной деятельностью государства, а также в какой-то степени и традициями. Свободный рынок времен Адама Смита ушел в прошлое. Государство не только определяет таможенную и налоговую политику, но и регулирует действия монополий на рынке, имеет свой сектор в экономике, производит, а в отдельных случаях и распределяет товары и услуги, контролирует некоторые цены (например, на энергоносители). В то же время степень государственного вмешательства в экономику является спорным вопросом. Многие страны решают его по-разному. Так, «шведская система» характеризуется активным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Сердцевину этой системы образует социальная политика. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Японскую модель экономики отличают развитое планирование и координация деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций в сочетании с заимствованием у других стран всего того, что нужно для ее развития.

В американской экономике государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечении НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования и культуры. Однако в любом случае для смешанного типа организации экономики характерны:

  1. многообразие форм и видов собственности, среди которых главная роль принадлежит частной собственности на средства производства и результаты хозяйственной деятельности;
  2. развитая система рынков, конкуренции и цен;
  3. возможность для любого хозяйствующего субъекта в рамках соблюдения законности реализовать свои творческие способности и самостоятельно решать основную экономическую проблему «что? как? для кого?»;
  4. эффективная роль правительства в регулировании экономики. Основными инструментами регулирования рынка выступают государственные программы, системы налогообложения, финансово-кредитная система, трудовое законодательство и т.п.;
  5. открытость экономики, означающая, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в праве предпринимателей при соблюдении определенных условий осуществлять внешнеэкономические операции по сбыту своей продукции, внедрению инвестиционных проектов, приобретению инновационных технологий, оказанию консалтинговых услуг и т.д.;
  6. сохранение духовных ценностей народа, традиций, обычаев и хозяйственных навыков.

Реформирование экономической системы. Переход от одной модели экономической системы к другой называется реформированием. В каждой стране оно происходит по-разному и зависит от ее географического положения, наличия природных ресурсов, исторических условий развития, традиций и обычаев, уровня развития производительных сил, социальной ориентации общества. Вместе с тем реформирование имеет и некоторые общие черты, проявляющиеся во всех странах мира. Так, мировой опыт показывает, что форма собственности не является решающей предпосылкой при переходе от одной модели экономической системы к другой. Еще одной общей чертой смены модели экономической системы является избирательный характер заимствования. Специалисты, изучающие данную проблему, отмечают: вначале перенимается то, что легко вписывается в традиционный образ жизни. В этом плане показателен пример Японии. Здесь удачный переход от традиционной экономики к рыночной был связан с сохранением устоев стабильного традиционного общества. Это позволило японским предпринимателям создать особый тип организации труда, который по мотивации и производительности опередил западные страны.

Неудачи экономической реформы 1990-х гг. в России во многом объясняются недооценкой особенностей ее развития. Российская экономика имеет много черт традиционного общества: экономическая власть здесь всегда была высокоцентрализованной, слитой с верховной политической властью, личность человека в течение длительного времени носила подчиненный характер, экономическая деятельность не воспринималась как первоочередная задача. Современные реформаторы не учли эти и многие другие особенности хозяйственной жизни России. Главной задачей реформы 1990-х гг. было разрушение старого административного аппарата управления народным хозяйством и создание рыночных механизмов.

Однако практика хозяйственного развития показывает, что замысел реформы должен включать не только программу (целевые ориентиры, методы и рубежи преобразований), но и способы реализации программных задач. Но именно механизм, конкретные формы, инструменты, рычаги социально-экономических преобразований, их взаимосвязь и последовательность не были разработаны. Вместо обоснования реальных мер применительно к условиям российской действительности предлагался набор деклараций и общих принципов, таких как:

  • сокращение бюджетного дефицита до 2—3% валового национального продукта, прежде всего за счет сокращения затрат на оборону, социальные программы, отмены дотаций и субсидий, ужесточения кредитной политики и ликвидации бюджетного финансирования предприятий;
  • либерализация цен при временном сохранении регулирования цен па жилье, коммунальные услуги, экспортные и импортные товары;
  • ликвидация отраслевых министерств и отмена госзаказа;
  • приватизация мелких предприятий;
  • коммерциализация крупных предприятий, предоставление им полной хозяйственной самостоятельности без смены собственника;
  • переход к децентрализованной торговле как внутри страны, так и на внешнем рынке; ликвидация лицензирования и статьи запретов на посредническую деятельность во внутренней и внешней торговле;
  • предоставление всем инвесторам равных прав и условий.

Реформаторы безоговорочно и некритически восприняли рецепты иностранных экспертов, поверхностно знакомых с реальным состоянием российской экономики. Профессор Гарвардского университета Дж. Сакс, выступивший в 1991—1994 гг. в роли экономического советника российского правительства, не видел особой проблемы в переходе к рыночной экономике: «России не приходится методом проб и ошибок заново изобретать рыночную систему. Она уже существует. России нужно лишь внести необходимые изменения в свои экономические институты, адаптировать их к требованиям рынка» (Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М., 1994. С. 53—54.). Идея «шоковой терапии» вместе с либерализацией цен и приватизацией рассматривались в качестве рычага, который должен повернуть Россию к рынку. Крупные просчеты в рекомендациях западных экспертов состояли в следующем. Во-первых, акцент делался на изменение социально-экономического механизма. Но при этом была проигнорирована реальная структура централизованной экономики, прежде всего слабое развитие потребительского сектора, высокая доля тяжелой и добывающей промышленности. Во-вторых, ошибочно оценивалась реакция потребителей и производителей на либерализацию цен и другие меры «шоковой терапии». За годы экономической реформы не только не произошли оздоровление экономики, выход ее из кризиса, но, напротив, все основные социально-экономические показатели России опустились ниже предельно допустимого уровня и характеризовали катастрофическое положение экономики страны.

Провал экономической реформы объясняется рядом причин. Так, многие реформаторские шаги были продиктованы политическими, а не экономическими соображениями. Кроме того, российские реформаторы неправильно оценили доктрину «Вашингтонского консенсуса», включающую в себя набор практических рекомендаций: демонополизацию экономики, приватизацию собственности, усиление рыночного саморегулирования, отказ от вмешательства государства в экономику. «Шоковая терапия» могла восстановить временно нарушенное равновесие рыночной экономики, но не создать новый хозяйственный механизм. Эту сложную проблему невозможно решить в короткие сроки. Переход к рынку предполагает не одномоментный прыжок и не отказ от регулирующей деятельности государства, а постепенное реформирование экономики при координирующей роли со стороны государства. Это тем более оправданно, что ни в одной стране мира не существует рыночной экономики в ее классическом варианте.

Функциональный и цивилизационный подходы к развитию экономики. Кроме рассмотренной ранее классификации экономических систем в экономической теории существует и другое видение развития общества.

До недавнего времени в отечественной литературе по экономике для обоснования периодизации эволюции общества приводилась формационная теория, разработанная Карлом Марксом. Суть ее такова:

  1. человечество в своем развитии последовательно проходит первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический способы производства. Каждый из них характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений;
  2. социальную направленность общества определяет собственность на средства производства;
  3. источником развития общества является классовая борьба;
  4. смена общественно-экономических формаций сопровождается ломкой социально-экономических отношений.

В основе иного — цивилизационного — подхода лежит идея о существовании общих закономерностей деятельности и развития человека как индивида и члена общества. Исходными моментами при этом являются: а) потребности, обусловленные человеческой жизнью; б) деятельность людей; в) создаваемые людьми материальные ценности. Трансформация экономических и социальных структур общества согласно цивилизационной теории происходит под воздействием НТР. Ее развитие отделило друг от друга три относительно устойчивые функциональные структуры: доиндустриальное общество, индустриальное общество (общество массового потребления) и постиндустриальное (информационное) общество (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Основные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества
Характерные черты Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Главная сфера экономики Сельское хозяйство Промышленность, индустрия «дымных труб» Сфера услуг, наука, образование, информатика
Факторы, лимитирующие развитие общества ЗемляКапитал, техникаИнформация
Главная форма богатства Сельскохозяйственный продукт «Огромное скопление товаров» Развитый интеллектуальный и духовный мир людей
Господствующая социальная группа Землевладельцы Собственники капитала, акционеры Технократы корпораций
Роль государстваМинимальнаОграничена регулирующим воздействием Значительна (государство — регулятор рынка, партнер по обеспечению НТП, главный координатор деятельности многих людей и корпораций)
Регулятор производства ПотребностиЦеныГосударственное и корпоративное планирование, цены
Главные цели производителей Удовлетворение первичных материальных потребностей Максимизация прибыли Достижение высокой эффективности производства, устойчивой прибыли и лидирующих позиций в отрасли

Попытку прогнозировать вероятные структурные сдвиги в обществе, связанные с развитием информационных технологий, предприняли теоретик постиндустриального общества Даниэл Белл («Пришествие постиндустриального общества», 1973) и автор концепции «третьей волны» Элвин Тоффлер («Третья волна», 1980). Белл рассматривает постиндустриальное общество как общество будущего, переход к которому (в частности, в США) осуществляется в настоящее время. Главные проблемы будущего общества — подчинение экономических функций политическому порядку, повышение роли науки и элиты ученых, возрастание регулирующей роли государства. Носителями новых идеалов становятся «меритократы» (лица, имеющие наибольшие заслуги перед обществом). Основой их статуса являются не собственность, не место в корпоративной иерархии, а интеллект, талант, способность результативно перерабатывать информацию и решать сложные интеллектуальные задачи.

Примерно по той же схеме строит общество будущего и Тоффлер. Технологическую революцию он рассматривает как «третью волну» в истории экономических переворотов. «Первой волной» была аграрная революция, «второй волной» — промышленная революция. Экономика будущего — это «постсервисная экономика», экспериментальное производство, а ее главные сферы — производство электронной техники, космические программы, использование глубин океанов, биоиндустрия. На смену власти капитала придет власть знаний, на смену массовому производству — гибкое мелкосерийное, использующее высококвалифицированные кадры и информационные технологии. Резко сократится численность людей физического труда и «белых воротничков» — продукта индустриализма. На их место придут «золотые воротнички» — носители знаний, обладатели информации.

Таким образом, переход к информационному обществу рассматривается как постепенная трансформация современной экономической системы.

Парадокс заключается в том, что рыночный «идеал», к которому стремятся российские реформаторы, западные экономисты видят в качестве «промежуточной ступени», от которой следует двигаться в сторону более совершенной экономической модели.



Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория