Каталог статей

Бабич Л. В.

Формирование рынка ветеринарных услуг

Процессы реформирования сфер производства и переработки продуктов сельского хозяйства путем приватизации земли и имущества, формирование рыночных основ их развития почти не коснулись сферы ветеринарного обслуживания. К этому времени здесь не создано необходимого количества предпринимательских структур, которые могут предоставлять услуги по профилактике заболеваний и лечения животных. Личным крестьянским хозяйствам и небольшим сельскохозяйственным предприятиям, имеющим на откорме почти 90% всех видов животных во Львовской области, часто недоступным является безотлагательное ветеринарное обслуживание. Подавляющее большинство ветеринарных специалистов или лишены места работы, либо трудоустроены на условиях неполной занятости в хозяйствах, где содержится незначительное поголовье животных. Острый дефицит услуг частично компенсируется специалистами государственных ветеринарных служб. При этом данные службы занимают монопольное положение на рынке и выполняют не характерны для государственных служб функции. За ненадлежащего ветеринарное обслуживание возникают проблемы со сбытом продуктов животноводства на внешнем рынке.

Сложившаяся ситуация, вызвавшая необходимость формирования конкурентной среды в сфере ветеринарного обслуживания. Этим обусловлено выбор темы исследования, его цели, задачи и структуру.

Проблемы становления и развития отдельных продуктовых рынков активно дискутируются в экономических исследованиях. Они отражены в работах зарубежных ученых-экономистов А. Курно, А. Маршала, А. Смита, А. Харари, а также известных отечественных исследователей П. Березовского, Е. Голубкова, Ю. Коваленко, Е. Попова, П. Саблука, Г . Черевко и др.. За последние годы появились публикации по проблемам рынка услуг, в частности работы А. Алексеева, Т. Арасланов, А. Баталова, В. Бугакова, Н. Внуково, В. Марковой, Е. Майдебуры, А. Перебийноса, А. Пустовойта, Н. Сытника, А. Челенкова и др.. Несмотря на значительное количество научных публикаций по проблемам становления рыночных отношений, формирование сферы услуг, исследование рынка ветеринарных услуг фрагментарно отражены лишь в отдельных публикациях. Преобладают исследования зарубежных авторов, в которых анализируются общемировые тенденции развития сферы ветеринарных услуг. Учитывая это необходимым представлялось отдельного исследования, что направлялось на идентификацию отраслевых и региональных особенностей, а также тенденций и закономерностей становления сферы ветеринарного обслуживания на рыночных принципах.

Теоретические основы формирования рынка ветеринарных услуг

В первой главе - "Теоретические основы формирования рынка ветеринарных услуг" - рассматриваются теоретические аспекты формирования рынка, его экономическая сущность, особенности формирования и функционирования рынка ветеринарных услуг, осуществлен ретроспективный анализ становления и развития сферы ветеринарных услуг в Украине, а также освещены зарубежный опыт функционирования рынка этих услуг, приводится методика его исследования.

Формирование рынка - длительный эволюционный процесс. Его необходимой предпосылкой является возникновение товарообменных операций. В зависимости от уровня сформированности рынка трактовка его трансформируется от ячейки торговли к высокоорганизованной саморегулятивных системы. Саморегулирования обеспечивается рыночным механизмом, рычагами которого являются спрос, предложение, цена и конкуренция. Отличительными особенностями организации экономической системы в целом или отдельной отрасли в частности на принципах рынка является частная собственность на средства производства и свободное формирование цены.

В Украине эволюционный процесс развития рыночных отношений в сфере ветеринарного обслуживания был искусственно прерван внедрением системы плановой экономики. Коренное реформирование аграрного сектора, начиная с 90-х годов прошлого века, необходимость адаптации государственной системы ветеринарного обслуживания к новым условиям и принятие соответствующей законодательной базы создали предпосылки для возрождения рыночных отношений в сфере ветеринарного обслуживания.

Начальные процессы становления рынка ветеринарных услуг в Украине осуществляются на фоне совершенных рыночных систем экономически развитых стран. С учетом этого практиками хозяйствования, которые изучают зарубежный опыт, часто предлагается создание в Украине идентичных систем. Аргументом в пользу такого подхода является приобретение Украиной членства в ВТО и возможность преодоления санитарных ограничений при сбыте продуктов животноводства на внешнем рынке. Вместе закономерные процессы становления рыночных отношений не могут быть скорректированы законодательными или тем более административно-распорядительными актами органов государственного управления.

Учитывая зарубежный опыт, процесс формирования и функционирования рынка ветеринарных услуг происходит преимущественно эволюционно, под воздействием социально-политических и экономических условий, особенностей ветеринарной услуги. Значимость последнего фактора является настолько весомой, что его можно обнаружить уже на этапе сопоставления взглядов различных авторов относительно трактовки сути услуги вообще.

В контексте данного исследования ветеринарная услуга трактуется как вид деятельности специалиста ветеринарной медицины, направленной на обеспечение полезного эффекта, который определяется потребностью общества или его отдельных членов.

Предоставление услуги предполагает изменение состояния человека, животного или продукта и его можно оценить лишь после того, как она предоставлена. Услуги невозможно предварительно изготовить, формировать их запасы, транспортировать и предоставлять через посредников. Кроме того, особенности ветеринарных услуг заключаются в том, что они направлены на животных, состояние которых определяется многими факторами и даже после оказания услуг проблематичной является оценка их качества. Значительное количество ветеринарных услуг являются неотложными, что влияет на географическую рассредоточенность субъектов рынка, которые могут предоставлять такие услуги.

Лишь при условии учета этих особенностей ветеринарной услуги можно обеспечить удовлетворение потребностей потенциальных заказчиков этих услуг и эффективное функционирование субъектов рынка, которые могут их предоставлять.

Рыночные отношения формируются под влиянием экономических интересов субъектов хозяйствования и является формой реализации этих интересов. Учитывая это дееспособным может быть лишь такая система ветеринарного обслуживания на принципах рынка, которая в определенной степени соответствовала потребностям заказчиков услуг, создавала условия для эффективного хозяйствования рыночных субъектов, которые могут предоставлять услуги, а также гарантировала ветеринарную безопасность страны.

Характеристика уровня сформированности рыночных отношений в сфере ветеринарных услуг

Во второй главе - "Характеристика уровня сформированности рыночных отношений в сфере ветеринарных услуг" - изучены тенденции развития отраслей животноводства, влияние различных факторов на объемы заказов ветеринарных услуг, уровень сформированности рыночных отношений и монополизации рынка ветеринарных услуг.

До первой половины 90-х годов прошлого века ветеринарное обслуживание животных осуществлялось преимущественно специалистами сельскохозяйственных предприятий, где в основном было сосредоточено поголовье всех видов животных. Считалось, что личные крестьянские хозяйства имеют исторически преходящий характер и по проблеме обслуживания животных, которые здесь содержались, особого внимания не уделялось. В результате реформирования аграрного сектора в начале 2007 г. в сельскохозяйственных предприятиях Львовской области удерживали только 22,1% всех видов животных в условных головах, остальные - в личных крестьянских хозяйствах. Кроме того, в подавляющем большинстве предприятий поголовья животных является незначительным, поэтому и сельскохозяйственные предприятия являются потенциальными заказчиками ветеринарных услуг в специализированных поставщиков.

Основным фактором, влияющим на интенсивность заказов ветеринарных услуг личными крестьянскими хозяйствами, является стоимость реализованной продукции животноводства. Коэффициент корреляции между этим признаком и расходами на ветеринарные услуги составляет 0,7643, характеризующий связь как положительный и достаточно тесная. Форма регрессионной зависимости, которая позволяет экстраполировать показатели на перспективу, описывается уравнением. Коэффициент 0,0110 в данном уравнении показывает, что увеличение стоимости товарной продукции животноводства личного хозяйства на 1 грн. способствует росту объема заказов ветеринарных услуг в среднем на 0,11 грн.

При этом влияние объемов товарной продукции животноводства на заказ ветеринарных услуг усиливается при росте данного фактора. Значение коэффициента эластичности затрат на ветеринарные услуги в группе личных крестьянских хозяйств со средними объемами товарной продукции животноводства более 1000 грн. в 14,7 раз превышает аналогичный показатель в группе предприятий, где стоимость товарной продукции животноводства составляет около 140 грн. По мере преодоления натурального характера производства в личных крестьянских хозяйствах, их трансформации в хозяйства рыночного типа, где производится преимущественно товарная продукция, увеличение размеров таких хозяйств повлечет существенное и ускоренный рост спроса на ветеринарные услуги.

Стоимость товарной продукции является определяющим фактором влияния на объемы заказов ветеринарных услуг и сельскохозяйственными предприятиями. По результатам дисперсионного анализа выявлено, что затраты предприятий, связанные с оплатой ветеринарных услуг, на 53% оговариваются объемами товарной продукции и 47% - другими факторами, включая поголовье животных, массу прибыли и тому подобное.

В отличие от личных крестьянских хозяйств такие предприятия являются заказчиками сравнительно большего объема ветеринарных услуг. Решение о заказе услуг принимают специалисты предприятия, которые являются профессионалами, отличаются компетентностью, имеют, как правило, высшее сельскохозяйственное образование. Такое решение характеризуется высокой степенью формализации, который не присущ для индивидуальных владельцев животных. Для организаций-потребителей ветеринарных услуг менее характерны субъективные мотивы. Заказ услуг имеет рациональный характер. Сельскохозяйственные предприятия принимают решения о заказе ветеринарных услуг преимущественно на основе функционально-стоимостного анализа.

Реформирование аграрного сектора не сопровождалось адекватными изменениями системы ветеринарного обслуживания. По состоянию на 2007 г. во Львовской области не создано ни одного негосударственного предприятия по оказанию ветеринарных услуг. Потребность в ветеринарных услугах частично удовлетворялась государственными предприятиями ветеринарной медицины. За период с 2003 по 2007 г. объемы предоставляемых ими услуг выросли от 2,2 до 7,7 млн. грн. Их доля в общем объеме предоставленных ветеринарных услуг в 2007 г. составляла 93,3%. Поэтому начальные стадии формирования рынка ветеринарных услуг характеризуются его чрезмерной монополизацией. Кроме государственных, в 2007 г. ветеринарные услуги оказывали 33 физические лица, получившие соответствующие лицензии. За роста общих объемов предоставленных услуг усиливается монопольная власть государственных структур, деятельность которых, в т.ч. ценовая политика, координируется Главным управлением ветеринарной медицины во Львовской области. Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана за 2003-2007 г. выросло с 0,67 до 0,87.

При этом за 2003-2007 гг значение индекса Херфиндаля-Хиршмана за увеличения количества субъектов хозяйствования сократилось лишь с 0,05 до 0,03. В странах с развитой рыночной экономикой рынок считается монополизированным и осуществляется его государственное регулирование, если значение индекса Херфиндаля-Хиршмана превышает 0,18.

На основе проведенного анализа можно утверждать, что существуют потенциальные возможности для развития сферы ветеринарного обслуживания на принципах конкуренции. Особую актуальность эти возможности приобретают сейчас, поскольку насущной является необходимость активизации процессов внедрения качественно новых экономических отношений в сфере ветеринарного обслуживания как незаурядного составляющей аграрного сектора экономики. Преодоления такой ситуации требует действенных мер, в целях стимулирования предпринимательской деятельности в данной сфере.

Обоснование способов активизации процессов формирования рынка ветеринарных услуг

В третьей главе - "Обоснование способов активизации процессов формирования рынка ветеринарных услуг" - присвоен ожидаемую емкость рынка ветеринарных услуг, выявлены причины медленных темпов формирования частных структур в сфере ветеринарного обслуживания, предложена методика определения убытков за неподобающе предоставленные услуги.

Определяющим фактором активизации процессов рыночных преобразований является спрос на ветеринарные услуги, на основе которого формируется емкость рынка данных услуг. Предложена методика определения ожидаемой емкости рынка ветеринарных услуг предполагает учет прогнозных значений показателей количества субъектов хозяйствования, поголовье, которое они будут содержать, стоимости товарной продукции как основного фактора, который влияет на интенсивность заказов ветеринарных услуг.

Спрос на ветеринарные услуги имеет устойчивую тенденцию к росту. Ожидаемое сокращение количества личных хозяйств населения сочетаться с преобразованием отдельных из них в субъекты хозяйствования рыночного типа. Поэтому при прогнозируемом сокращении поголовья животных в 2009 г. до 325,1 тыс. усл. председателей спрос на ветеринарные услуги возрастет до 3,8 млн. грн.

Спрос на ветеринарные услуги со стороны фермерских хозяйств расти за счет влияния всех факторов - увеличение количества таких хозяйств, поголовье в них, а также рост объема товарной продукции. Всего в 2009 г. спрос фермерских хозяйств на ветеринарные услуги возрастет до 2,5 млн. грн. Ожидается существенное увеличение размеров других предприятий и поголовье животных, что в них содержаться. Спрос на ветеринарные услуги со стороны сельскохозяйственных предприятий (кроме фермерских) в 2009 г. будет составлять 9,7 млн. грн.

Слишком медленные темпы формирования частных структур в сфере ветеринарного обслуживания приведут к усилению уровня монополизации рынка государственными предприятиями ветеринарной медицины. По результатам социологических исследований выявлено, что основными причинами, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности в сфере ветеринарных услуг, является отсутствие в ветеринарных специалистов финансовых ресурсов для организации частной практики, предвзятое мнение о высоком уровне налогообложения и низкий уровень доходности, отсутствует опыт предпринимательской деятельности.

Активизировать процессы становления предпринимательской деятельности в сфере ветеринарного обслуживания можно посредством: а) субсидирование части процентных ставок по банковским кредитам; б) утверждение специальных условий и порядка предоставления в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа производственных помещений, находящихся в государственной форме собственности, субъектам предпринимательской деятельности, оказывать ветеринарные услуги, в) передачи в аренду или реализации по остаточной стоимости ветеринарного оборудования, инструментов и т.п.; г) освобождение от налогообложения средств, направляемых на расширение материально-технической базы; д) дополнение образовательно-профессиональных программ повышения квалификации врачей ветеринарной медицины учебным материалом по проблемам создания и регистрации предпринимательских структур управленческого и налогового учета и т.п..

Рыночный успех в сфере ветеринарных услуг получат субъекты хозяйствования, которые смогут обеспечить оперативность предоставления услуг, будут иметь положительный имидж, будут обеспечены необходимым оборудованием и т.п.. Исходя из этого, оптимизировать систему ветеринарного обслуживания в целях надлежащего удовлетворения потребностей потребителей можно путем сочетания единоличной ветеринарной практики в каждом населенном пункте с деятельностью предприятий ветеринарной медицины, которые бы специализировались на предоставлении более сложных ветеринарных услуг.

Привлекательной организационной формой для данных предприятий являются сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы. Их преимущество заключается в том, что кооператив организуется учредителями, ими же обеспечивается его хозяйственная деятельность. Ветеринарный специалист как наемный работник основные усилия направлять на свою профессиональную деятельность, а не на организацию или осуществления предпринимательской деятельности. Такому специалисту меньшей степени необходимы знания и навыки в сфере предпринимательства. Имущество кооператива формируется за счет паевых взносов его учредителей. Таким способом может быть сформирована значительная сумма децентрализованных средств, на которые можно закупить необходимое ветеринарное оборудование. Ветеринарный специалист, который будет работать в кооперативе, будет иметь гарантированные доходы, уменьшать риск и неопределенность его будущего. Обслуживающий кооператив по своей природе является неприбыльным. Целью деятельности кооператива вообще и каждого его работника частности является не получение прибыли, а полное удовлетворение потребностей учредителей. Ветеринарные услуги учредителям предоставляться по более низким тарифам, систематически и в полном объеме. В зависимости от численности поголовья животных и необходимого объема ветеринарных услуг к работе в кооперативе может привлекаться необходимое количество специалистов.

Необходимым условием преодоления неопределенности и высокой степени риска владельцев животных, обеспечение систематического и комплексного ветеринарного обслуживания животноводства, а также содействие развитию предпринимательской деятельности в сфере ветеринарных услуг является распространение здесь договорных отношений. В целях реализации экономических интересов субъектов рынка ветеринарных услуг в договорах следует предусматривать полное возмещение как прямого ущерба, так и упущенной выгоды, полученных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора.

Предложена методика определения упущенной выгоды в случае гибели животного, ее вынужденного забоя, снижение производительности, вынужденного выбраковки из стада, а также снижение качества продукции.

Выводы

В диссертационной работе изложены теоретические положения и практические предложения по концептуальных основ реформирования системы ветеринарного обслуживания на рыночных принципах, в частности:

1. Выявлено, что общие рыночные преобразования во всех секторах отечественной экономики, начиная с первой половины 90-х годов прошлого века обусловили становление рыночных отношений в сфере ветеринарного обслуживания. Это привело выполнения государственного ветеринарного несвойственных для них функций, связанных с оказанием услуг, недостаточным уровнем ветеринарного обслуживания. Для большинства частных сельских хозяйств и небольших сельскохозяйственных предприятий часто недоступным является безотлагательное ветеринарное обслуживание.

2. Установлено, что доля рынка ветеринарных услуг негосударственных служб ветеринарной медицины во Львовской области за последние пять лет не превышала 19%. Вместе вместе с ростом емкости данного рынка усиливается его монополизация государственными предприятиями ветеринарной медицины. Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана в 2007 г. составляло 0,87. В мировой практике при таком уровне монополизации рынка осуществляются меры государственного регулирования.

3. В результате исследования обоснована перспективность дальнейшего развития сферы ветеринарного обслуживания на основе многоукладности, что позволит создать условия для развития конкурентной среды в сфере ветеринарного обслуживания. Так, функционирование государственной ветеринарной службы, основное предназначение которой заключается в осуществлении контролирующих мер в целях удовлетворения потребности общества в ветеринарной безопасности, способствовать соблюдению всеми субъектами этого рынка установленных стандартов качества услуг. Поставщики ветеринарных услуг различных организационно-правовых форм, деятельность которых ориентирована на завоевание рыночной власти, стремиться эффективно, чем конкуренты, удовлетворять потребности в ветеринарном обслуживании производителей продукции животноводства.

4. Теоретически доказано, что объектом ветеринарных услуг являются животные, состояние которых определяется многими факторами и даже после оказания услуг проблематичной является оценка их качества. Значительное количество ветеринарных услуг являются неотложными, а также сезонными. Невозможно обеспечить полную гарантию качества данных услуг и их стандартизации. Учета этих особенностей позволило уточним понятие "ветеринарная услуга".

5. Установлено, что самым существенным фактором, влияющим на интенсивность заказов ветеринарных услуг субъектами хозяйствования, имеющих на содержании животных, является стоимость реализованной продукции животноводства. Учета данного показателя при экстраполяции значений факторов характерных для рынка ветеринарных услуг, позволило более точно определить ожидаемую емкость рынка на ближайшую перспективу.

6. Спрос на ветеринарные услуги со стороны частных сельских хозяйств в ближайшие годы будет формироваться под влиянием общей тенденции сокращения количества этих хозяйств, их дифференциации, увеличение площади сельскохозяйственных угодий, которые ими использоваться. Если конъюнктура рынка продуктов животноводства существенно не изменится, объемы реализованной продукции животноводства хозяйствами Львовской области в 2009 г. вырастут на 2,1%. При условии благоприятной конъюнктуры рынка продуктов животноводства следует ожидать больших темпов роста товарной продукции. С учетом того, что объемы товарной продукции является определяющим фактором влияния на спрос на ветеринарные услуги, емкость рынка этих услуг будет расти.

7. Выявлено, что в 2009 г. следует ожидать роста объемов товарной продукции животноводства в существующих фермерских хозяйствах на 29%. Кроме того, по результатам дифференциации этих хозяйств часть из них превратится в предприятия фермерского типа, что обусловит усиление темпов роста объемов товарной продукции в этих субъектов и ускоренный рост емкости рынка ветеринарных услуг.

8. Довольно распространено мнение о низком уровне доходности в сфере ветеринарного обслуживания. Сформирована она на основе уровня доходов, которые получают ветеринарные специалисты от предоставления неформальных врачебных услуг. Такие услуги предоставляются несистематически, без устойчивых сложившихся связей с владельцами животных и эффективных маркетинговых коммуникаций. Объем таких услуг и доходы от них не могут быть значительными. По результатам социологических исследований выявлено, что основными причинами, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности в сфере ветеринарных услуг, является отсутствие в ветеринарных специалистов финансовых ресурсов для организации частной практики, предвзятое мнение о высоком уровне налогообложения и низкий уровень доходности, отсутствует опыт предпринимательской деятельности.

9. Установлено, что важнейшим фактором, который оказывает влияние на выбор заказчиком субъекта, который может оказывать ветеринарную услугу, является оперативность предоставления данной услуги. С целью удовлетворения нужд потребителей в качественном ветеринарном обслуживании целесообразно сочетание частных служб ветеринарной медицины с единоличной практикой. В результате конкурентные преимущества субъектов хозяйствования, территориально прилегающих к потенциальному заказчику, будут заключаться в оперативности предоставления услуги, а ветеринарных предприятий с соответствующим оборудованием - в предоставлении более сложных услуг. Привлекательной организационной формой для создания негосударственных служб ветеринарной медицины есть обслуживающие кооперативы. Их преимущества заключаются в привлечении децентрализованных источников финансирования для организации предпринимательской деятельности, лишении ветеринарного специалиста необходимости осуществления учета, отчетности, уменьшении риска, снижении тарифов на услуги, привлечении к врачебной деятельности оптимального количества специалистов.

10. Принципам рыночной экономики соответствуют положения, согласно которым при недобросовестном исполнении условий договора (в данном случае это несвоевременно или ненадлежащим предоставлены ветеринарные услуги), возмещается полная сумма причиненного ущерба, включая прямые потери и упущенную выгоду. Предложена методика расчета размеров причиненного ущерба в случае гибели или снижения продуктивности животных или качества продукции, вызванных неквалифицированными действиями врача ветеринарной медицины.