Каталог статей

Григорук С.С.

Формирование механизма управления экономической безопасностью предприятия

Экономическая безопасность деятельности предприятия - один из актуальных направлений исследований экономической науки и практики управления предприятиями.

Рост интереса к экономической безопасности субъектов предпринимательства со стороны ученых и практиков-управленцев, политиков, предпринимателей связан с признанием доминирующей роли экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности субъектов хозяйствования. Это обусловливает необходимость разработки теории развития микроэкономического среды хозяйствующих субъектов на основе эффективной макроэкономической стратегии и политики, стимулирующих экономический рост.

В общей системе экономической безопасности экономическая безопасность предприятия является одной из наименее исследованных составляющих. Однако, именно на уровне первичного звена экономики, предприятии, закладываются конкурентные преимущества. Объединение предприятий в развитых рыночных экономиках являются важнейшими и влиятельными организациями, защищающими экономические интересы национальных производителей и активно влияют, на стратегию управления экономической безопасностью предприятий в целом, и предпринимательства в частности.

В условиях современных кризисных явлений и радикальных трансформаций экономических и политических институтов, меняются механизмы и функции экономического управления. Вместе с тем предприятия и предпринимательство проходят этапы самоидентификации, самоорганизации, институционализации, формирования систем защиты своих интересов, в том числе через институт экономической безопасности.

При таких условиях возникает, с одной стороны, необходимость общей поддержки предприятий, с другой - заинтересованность предприятий в институтах экономической безопасности. Таким образом, формируется экономическая безопасность предприятий и предпринимательства.

Экономическая безопасность является самонастраивающихся институтом, одновременно и экономическим, и политическим, встроенным в рыночную систему хозяйствования, выполняет не только функции обеспечения эффективной работы его подсистем и подразделений, формирование и поддержание долгосрочной конкурентоспособности предприятий на рынке, но и функции защиты своих экономических интересов в тех случаях, когда экономика функционирует неэффективно.

Отсутствие системных научных разработок управления экономической безопасностью предприятия и необходимости защиты практической деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночных рисков и экономического кризиса обусловили необходимость разработки комплекса организационных механизмов управления экономической безопасностью предпринимательства, что стало предметом исследования в соответствии с темой диссертации.

Теоретическое обоснование управления экономической безопасностью предприятия

В первой главе - «Теоретическое обоснование управления экономической безопасностью предприятия» - раскрыто понятие экономической безопасности и ее место в системе управления предприятием.

В разделе проведено исследование комплексного обеспечения экономической безопасности деятельности предприятий. Проанализирована экономическая преступность в рыночной экономике, как фактор угрозы экономической безопасности деятельности предприятий.

В разделе проведен критический анализ и систематизированы взгляды представителей экономической науки в соответствии с темой диссертации. Личные исследования по теме диссертации позволили сформулировать авторское видение сущности понятия «экономическая безопасность предприятия» и «управление экономической безопасностью предприятия».

В разделе глубоко проанализированы исторические формы развития научной мысли относительно понятия и трактовки безопасности на национальном уровне, отраслевом, территориальном уровнях и уровне предприятия.

В разделе показано, что Концепция национальной безопасности своими корнями уходит к идеям эпохи Просвещения и Великой Французской революции. Несмотря на то, что идея безопасности находилась в центре европейской политической мысли, начиная с 17 века, она менялась, однако, понимание смысла безопасности состояло в представлении о состоянии или цель, что конституирует отношения между индивидами и государствами или обществами.

В научной мысли такое понимание национальной безопасности, получившее название "классической школы", берущей начало в работах Томаса Гоббса "Левиафан" и Н. Макиавелли "Государь".

Концепция национальной безопасности любой страны содержит систему защиты от внешних и внутренних угроз. Не отрицая важности и актуальности концепции внешней национальной безопасности для современной Украины, диссертационная работа акцентирует внимание на внутренних проблемах безопасности, что вызвано высокой зависимостью экономической стабильности и защищенности страны с эффективностью функционирования экономических и политических институтов государства.

В связи с возросшей важности экономического потенциала страны в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства, растет необходимость самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития в соответствии с интересами первичного звена национальной экономики, т.е. предприятия, и предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов "объектов.

Понятие "экономическая безопасность" является относительно новым в понятийном аппарате современной экономической и управленческой науки. Как и сам предмет управления, «экономическая безопасность» вбирает в себя достижения исследований представителей многих общественных наук в том числе философии, экономической теории политологии, государственного управления, регионального управления, управления предприятием и тесно связанной с категориями экономической независимости, стабильности, экономического роста , конкурентоспособности.

Стоит отметить, что авторское видение об экономической безопасности категорически отвергает трактовку этого понятия как перечень простых вышеперечисленных компонентов. По мнению автора, такой подход является слишком упрощенным, поскольку не объясняет взаимосвязи института экономической безопасности с другими экономическими институтами, а также не дает четкой дефиниции состояния экономической безопасности / опасности применительно к какому-либо объекта, в частности предприятия или предпринимательской структуры.

В отличие от существующих подходов к определению места и роли экономической безопасности в системе управления. Исследуя только функции обнаружения, предотвращения, защиты и наказания за совершение преступлений, в диссертационной работе предлагается расширить понимание функциональной сферы института экономической безопасности, включив в ее составляющей защита, собственности создание надежных условий и гарантий для деятельности хозяйствующих субъектов, их способности к саморазвитию и самоорганизации.

В функции института экономической безопасности как института управления, по мнению автора, должно входить как формирование норм экономической стратегии и механизма управления деятельностью субъектов предпринимательства, так и реформирование этих норм и механизмов в случае потери их адекватности в рисковых и кризисных ситуациях экономического развития.

В разделе проанализированы опыт экономически развитых стран, который показывает, что в дееспособности института экономической безопасности заинтересовано как государство, так и предприятие. Государство в социально-ориентированной рыночной экономике имеет функции, большинство которых нацелена на обеспечение эффективного осуществления деятельности предприятий, одновременно, со стороны предпринимателей существует такая же глубокая заинтересованность в своей экономической безопасности, поскольку государство формирует "правила игры" и согласовывает интересы экономических агентов на основе реализации принципов справедливости и эффективности.

Исследуя три типа моделей экономической безопасности - некорпоративная модель экономической безопасности, корпоративная модель экономической безопасности и олигархическая модель - автор приходит к выводу, что цель системы безопасности - регламентированными методами и средствами защищать и обеспечивать экономический порядок. Под экономическим порядком понимается модель, организационная структура экономических институтов и отношений. Экономический порядок находит отражение в конституции, законах, программах и экономической политике в отношении субъектов хозяйствования. Система экономической безопасности призвана решать следующие кардинальные для предприятия задачи: формирование и обеспечение эффективного функционирования экономики; осуществление целенаправленной координации всех видов экономической деятельности; защита принципа экономической и социальной справедливости; оптимизация структуры форм собственности, формирование слоя эффективных собственников и стратегических инвесторов, проведение налоговой реформы и осуществление иных рыночных преобразований.

Институциональные предпосылки формирования экономической безопасности субъектов предпринимательств

Во второй главе - «Институциональные предпосылки формирования экономической безопасности субъектов предпринимательства» - определены институциональные изменения и их влияние на самоорганизацию и экономической безопасности предпринимательской деятельности. Выделено институты управления и модели согласования интересов в системе обеспечения экономической безопасности предпринимательства.

Авторское исследование предпосылок институциональных изменений, происходящих в Украине, доказывает, что в конце 90-х - начале XXI века в украинской экономике и общественной жизни, деятельности предприятий и предпринимательских структур, сформировавшихся похожие условия, приводящие к возникновению институциональных конфликтов, институциональной деформации. Это обуславливает особую актуальность для украинской науки и практики управления опыта реформ экономических и политических институтов, проведенных в странах Западной Европы и США.

Самостоятельные хозяйствующие субъекты сформировались во всех странах в тот же исторический период времени. Это свидетельствует о существовании общего механизма образования и эволюции институтов управления, влияющих на самоорганизацию и экономическую безопасность предприятий, предпринимательство, функционирования социума и экономики. В Украине сохранилось и усилилось запаздывания во времени эволюционного развития институтов. Это связано с тем, что Украина долгое время была частью административно-командной системы бывшего СССР и в последующие годы подверглась постсоветском хаотическом реформированию. Вследствие этого в настоящий период реформы управления предпринимательского сектора сталкиваются со следующими вызовами: необходимостью реформирования постсоветской институциональной системы, норм экономического и социального поведения субъектов хозяйствования; заменой индустриальной парадигмы постиндустриальной, что побуждает предприятия находить рычаги вхождения в новое социально-экономическую среду; стремительная глобализация рынков, одновременно регионализация и фрагментация экономического пространства, вхождение Украины в единое экономическое пространство вызвало внутренние импульсы к изменениям, непосредственно в деятельности предприятий.

Успешно интегрировать в мировой рынок можно только стимулируя внутреннюю хозяйственную энергию, активизируя предпринимательскую инициативу. К сожалению, на сегодняшний момент в Украине предпринимательство как институт является слабым, а институциональный статус его неопределенным. Такое положение автоматически обусловливает слабые институциональные позиции предпринимательства, низкие возможности защищать свои интересы, формировать благоприятную экономическую среду своей деятельности.

В первую очередь, по мнению автора, должен быть решен фундаментальный вопрос экономической свободы хозяйствующих субъектов, формирование гибкого динамического механизма, способного адекватно удовлетворять быстро меняющиеся потребности обеспечения экономической безопасности субъектов предпринимательства. Институциональные изменения должны обеспечить «правила игры» по которым ресурсы и усилия должны быть сконцентрированы в "стержневых" видах деятельности предприятий, т.е. в производстве стратегических факторов экономического роста, социального прогресса и конкурентоспособности предприятий в национальной и мировой экономике. При этом упор должен быть сделан на согласование интересов в системе обеспечения экономической безопасности предпринимательства и оптимизации системы социальных гарантий деятельности предприятий.

В разделе разработана модель согласования интересов в системе обеспечения экономической безопасности предпринимательства. Модель выполняет функции выявления и диагностики локальных и системных угроз. Экономической безопасности предпринимательства (внутренний, внешних, экономического и неэкономического характера); влияния на систему экономической безопасности с целью стимулирования роста самоорганизации предпринимательства и адаптации ее к изменяющимся; прогнозирования и планирования развития самоорганизации предпринимательства и мер, обеспечивающих защиту его экономических интересов.

Исследование определило, что для структурной перестройки экономики большое значение имеет самоорганизация жизнеспособных субъектов предпринимательства. Компании, наиболее способны к самоорганизации, «задают тон» будущем экономическом развитии системе рыночных отношений и инициируют построение эффективной системы экономической безопасности.

В разделе предложено оценивать самоорганизацию предпринимательства посредством совокупности качественных и количественных показателей. Самоорганизация бизнеса описывается количественными показателями активности хозяйствующих субъектов в разработке бизнес-иноваций, технических и технологических инноваций, показателями инвестиционной активности. Растущая динамика этих показателей свидетельствует о растущей самоорганизацию предпринимательства. Положительной чертой растущей самоорганизации предпринимательства является укрепление экономической безопасности предпринимательства.

В разделе доказано, что самоорганизация предпринимательства происходит на фоне роста теневого сектора экономики, роста и диверсификации экономических преступлений. Самоорганизация предпринимательства выступает оптимальной поведенческой моделью балансирования между легальной и нелегальной составляющими хозяйственной практики. Реализация подобной поведенческой модели значительной частью приводит к следующим институциональных изменений в поведенческих нормах предпринимательства: роста доли населения, занимающегося теневым предпринимательством; теневая занятость занимает качественно иную нишу в общей занятости. По мнению автора, эта система конфликтов интересов в значительной степени нивелируется институциональными сопровождением самоорганизации предпринимательства.

Проведенные в диссертационной работе исследования позволили выделить основные факторы, благодаря которым достигается сложный процесс самоорганизации предпринимательства. Для этой цели были проведены опросы в фокус-группах 32-х предпринимателей малого и среднего бизнеса. Анализ фокус-групп показал, что деловые сети предпринимателей формируются на основе взаимоотношений, возникающих как результат: личных взаимоотношений на почве совместного обучения или службы в армии; связей, возникающих в научных сообществах или организациях; связей, обусловленных географической близостью; возникновением отраслевых и региональных ассоциаций; общих норм поведения, таких, как вера в длительные и прочные отношения.

Научная позиция автора состоит в том, что названные факторы являются институциональными проявлениями неформальных норм поведения, наряду с факторами формальных норм и правил обеспечивают институциональную среду функционирования предприятий.

Экспертная система оценки экономической безопасности как средство стратегического управления предприятием

В третьей главе - «Экспертная система оценки экономической безопасности как средство стратегического управления предприятием» - выявлено тенденции становления и развития экспертной системы оценки экономической безопасности как средства стратегического управления; определено ее концептуальную базу (на материалах экспертного опроса), рассмотрены пути формирования экспертной системы оценки экономической безопасности; разработана модель экспертной системы оценки экономической безопасности деятельности современных предприятий.

Понятие "экономическая безопасность предприятия" прочно внедрилось в теорию и практику управления на всех уровнях, однако проблема оценки состояния экономической безопасности до сих пор остается нерешенной. Решение этой проблемы, то есть разработка аналитического подхода к оценке состояния экономической безопасности предприятия, который мог бы быть внедрен в практику и приносить общественно значимые результаты, представляет значительный интерес для практической деятельности управленцев, занимающихся вопросами разработки и реализации управленческих решений.

В рамках исследования по теме диссертации диссертант принимал личное участие в реализации проекта «Экспертная система оценки состояния экономической безопасности предпринимательства». Проект был разработан и внедрен на базе Управления по связям с общественностью и СМИ, Управление по вопросам внутренней политики Винницкой областной государственной администрации, Винницкого информационно-аналитического центра.

В разделе доказано, что разработанный и реализованный в настоящее время в Винницкой области проект «Экспертная система оценки» отличается от существующих проектов тем, что включает в себя комплекс эмпирических исследований не только на микроуровне, но и охватывает сферу исследования взаимодействия предпринимательского сектора с государственными организациями, органами местного самоуправления.

По мнению автора, включение задач по исследованию сфер деятельности предприятий и предпринимательства в экспертную систему создает определенные трудности методического характера, заключающиеся в отсутствии методик проведения эмпирических исследований на основе методов кейс-стадия (ситуационного анализа), отсутствия опыта соединения результатов разноплановых (социологических, ситуационных, статистических) исследований в практически значимые выводы и рекомендации. Существенна также проблема отсутствия достаточного количества квалифицированных экспертов, способных использовать современные методы и технику исследования, а также отсутствия разработанных способов по организации эффективных коммуникаций и взаимодействие в рамках команды экспертов. И, наконец, нет прецедентов создания подобных экспертных систем и проведения подобных исследований на уровне предприятия.

В разделе доказано, что основная идея экспертной системы состоит в получении объективной и разносторонней информации, достаточной для квалифицированной оценки уровня согласованности или несогласованности экономических интересов предприятий и оценки процедуры принятия управленческих решений. Такой подход к организации экспертной системы делает необходимым выбор групп показателей и проведение оценки по трем главным группам, которые изменяются: интересы предприятия и предпринимательства; интересы государства; уровень согласованности интересов предприятия, предпринимательства и государства.

Раздел содержит авторскую методику оценки экспертной системы, которая делится на два блока: первый блок фокусируется на процессах адаптации и становления предприятия как одного из важнейших институтов рыночной экономики. Второй блок исследовательских вопросов охватывает исследование форм взаимодействия предприятия с другими участниками рыночных отношений, такими как предпринимательские структуры, отраслевых секторальные и региональные органы управления, органы управления местного самоуправления, общественные организации.

Соединяет эти блоки сфера исследования причинно-следственной комплекса появления и диверсификации институциональных ловушек и форм стимулирования, отклонений от "нормативного" - оптимального функционирования рыночных институтов. Одной из важнейших причин отклонений является не эффективная взаимодействие основных экономических участников.

Автором разработана и приведена в разделе модель экспертной системы оценки экономической безопасности предприятия, которая включает основные блоки: "Блок исследования проблем адаптации и становления предприятия как основного института рыночной экономики"; "Блок исследования форм взаимодействия предприятия и органов управления, местного самоуправления и общественных организаций; "Блок исследования причинно-следственной комплекса появления отклонений от оптимального функционирования институтов".

Диссертантом предложена классификация «отклонений» от оптимального развития институтов, стала одним из ключевых пунктов экспертной системы: нежизнеспособные организационные формы предприятий, модели и методы управления, нежизнеспособные формы взаимодействия предприятий и других участников рыночных отношений, таких как местные советы, органы государственного управления, пресса , профсоюзы, общественные организации; устойчивые неэффективные институциональные формы; "институциональные ловушки" как результат неэффективной хозяйственной, региональной политики; экономические преступления.

В разделе научно доказано, что систематизация "отклонений" и их классификация дает возможность экспертам упростить и упорядочить процесс экономического анализа и экспертной оценки, а также представить результаты экспертизы в обобщенной и формализованной форме.

Выводы

В диссертационной работе решена актуальная научная задача по определению и обоснованию современных тенденций, приоритетных направлений и перспектив формирования механизма управления экономической безопасностью предприятия. На основе полученных результатов исследования сформулированы следующие выводы.

1. Проанализированы научные достижения украинских и зарубежных ученых, другие источники информации, выделены исторические формы и этапы развития управления экономической безопасностью предприятия. Показаны основные научные школы, которые специализированы в области экономической безопасности предприятия и предпринимательства, что позволило уточнить понятие «экономическая безопасность предприятия» и теоретически обосновать понятие «экономической безопасности как института системы управления», выполняющий функции формирования норм экономических действий предприятия, реформирования их в случае потери адекватности в условиях кризисных и рисковых ситуаций.

Как показал анализ зарубежного опыта становления и развития системы управления экономической безопасностью предприятия, в существовании и эффективном функционировании института экономической безопасности заинтересованно как предприятие, так и государство. Государство в социально-ориентированной рыночной экономике выполняет функции, большинство из которых нацелена на обеспечение эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Со стороны предпринимателей существует такая же глубокая заинтересованность в своей экономической обеспеченности, поскольку государство формирует "правила игры" и согласовывает интересы экономических и политических агентов на основе реализации принципов справедливости и эффективности.

2. Сформулировано и обосновано методический подход к исследованию управления экономической безопасностью предприятий исходя из ожидаемых изменений модели управления безопасностью в Украине путем перехода к модели экономической безопасности как института системы управления. Использовались методы статистического анализа социально-экономических процессов с выделением и обоснованием экзогенных и эндогенных факторов, влияющих на смену институциональной матрицы Украины, методы социологических исследований, в частности, метод Дельфи и фокус-групп для качественного описания теневого рынка труда, оценки уровня доверия предпринимателей к власти и принятым ею решением, методы включенного наблюдения и кейс-стадия для качественного описания сети деловых контактов и способов самоорганизации предпринимательства.

3. Диссертационное исследование показало, что наиболее существенное влияние на формирование института экономической безопасности предпринимательства оказывают процессы структурной и институциональной деформации в экономической, социальной, политической и культурной жизни Украины. Структурная деформация заключает в себе процессы структурных перекосов на всех уровнях, которые вызваны существенным увеличением доли топливно-энергетического сектора, деградацией основных фондов, уменьшением технического уровня производства, чрезмерной экспортозависимостью. Одним из важнейших индикаторов структурных деформаций в кризисной экономике и социальной жизни является ситуация на рынке труда, рост безработицы в наукоемких секторах, рост неравенства в оплате труда, рост теневого сектора экономики, в том числе теневой занятости. Институциональная деформация проявляется в росте разнообразия институтов и норм, внедренных в практику управления, а также в росте негативного синергетического эффекта через различные «отклонения» от оптимального институционального развития в процессе трансформации институциональной матрицы «административно-плановая система» в институциональную матрицу «рыночное хозяйство».

4. Выделено базовую модель управления экономической безопасности присущей данной стране, модель взаимоотношений предприятий и государства. Анализ, проведенный в рамках исследования, позволил выделить основные характеристики системы управления экономической безопасностью предприятия и предпринимательства: приоритетное развитие, поддержка, защита интересов субъектов хозяйствования, представители которого имеют влияние на формирование законов и экономической политики страны; неопределенность социального статуса предпринимателя по сравнению со статусом государственного служащего и депутата; использования твердых директивных механизмов государственного управления для согласования экономических интересов как внутри государства, так и за его пределами; относительная слабость стратегий традиционных для демократического общества экономических субъектов в защите своих общественных и социальных интересов. Рассматривались роли общественных организаций, профсоюзов, ассоциаций предприятий и отдельных граждан.

5. Определены перспективные направления совершенствования системы антикризисного управления экономической безопасностью предприятия. Под таким управлением экономической безопасностью предприятия понимается согласование и координированное на всех уровнях ассоциаций предпринимателей планирования стратегических позиций развития субъектов хозяйствования, а также анализ, прогнозирование и планирование изменения будущего (возможностей, рисков, угроз).

Под антикризисным управлением экономической безопасностью предприятия понимается совокупность мер и приемов, направленных на быстрое сокращение расходов от разрушительного воздействия угроз, в том числе от неэффективного управления. Антикризисное управление включает согласование экономических интересов предприятий и государства.

6. Выявлен ряд существенных особенностей в экономической преступности и автором предложен качественно иной подход к определению экономических преступлений в системе управления. Диссертантом проведен комплекс статистических и эмпирических исследований экономической преступности как социального явления.

Сложность, многообразие проявления экономической преступности явились причиной разработки классификации экономических преступлений. Эффективная и четкая классификация, предложенная автором, регламентирующий причины, субъекты, интересы и характер ущерба от экономической преступности, будет полезной не только для достижения тактических целей - роста раскрываемости преступлений, но и станет основой для изменений в стратегии управления экономической безопасностью предприятия.

7. Исследование определило, что для структурной перестройки экономики большое значение имеет самоорганизация жизнеспособных субъектов предпринимательства. Компании, наиболее способны к самоорганизации, «задают тон» будущему экономическому развитию страны и инициируют построение эффективной системы экономической безопасности.

Базируясь на положениях теории инновационного развития и самоорганизации предприятия, разработанной И. Шумпетером, диссертационное исследование эмпирически доказывает научную гипотезу о том, что именно инерционность, запаздывание в развитии рыночных институтов, в частности, институтов управления, отставание их развития по сравнению со скоростью изменения экономических институтов (предприятий, форм организации промышленности) является одной из основных причин возникновения "отклонений" от оптимального институционального развития, появления неэффективных норм и институтов. Эта гипотеза - одна из основных научных тем в теории инновационного развития - эмпирически доказанная в диссертационной работе последовательно проведенным исследованиям: сопоставлением и сравнением динамики показателей, характеризующих самоорганизацию предприятий; определению причинно-следственных связей и системы решений по формированию политики по реорганизации частного производственного сектора и обеспечению экономической безопасности предприятия; исследованием стратегии, структуры и системы согласования интересов общественного сектора, органов власти и предприятий, исходя из уровня самоорганизации бизнеса, характера, степени и методов воздействия предприятий на процессы принятия решений в зависимости от отраслевых секторальной принадлежности и регионального размещения предприятия.

8. В работе предложено оценивать феномен самоорганизации предприятия посредством совокупности качественных и количественных показателей. Самоорганизация предприятия описывается количественными показателями активности субъектов в разработке бизнес-инноваций, технических и технологических инноваций, показателями инвестиционной активности. Растущая динамика этих показателей свидетельствует о растущей самоорганизацию предпринимательства. Положительной чертой растущей самоорганизации предприятий является укрепление экономической безопасности предпринимательства. В диссертационной работе предлагается научный подход к решению практически значимой проблемы разработки логико-структурного алгоритма оценки экономической безопасности предприятий и предпринимательства. Разработанный подход позволяет охарактеризовать системные взаимосвязи, выяснить согласованность в развитии институтов рынка и государства, исследовать уровень вхождения предприятий и других социальных групп в процессе обеспечения социального партнерства.

9. Доказано, что исследовать аспекты взаимодействия предприятий в зависимости от отраслевых секторальной принадлежности и регионального размещения, позволяет экспертная система оценки экономической безопасности предприятий, в разработке которой диссертант принимал непосредственное участие. Экспертная оценка предназначена для получения объективной информации, оценки состояния экономической безопасности предприятий на основе заключений экспертов, представление результатов экспертизы широкой общественности и учет результатов экспертизы на этапах формирования стратегий развития на всех уровнях. Определено, что сфера анализа и оценки экспертной системы делится на два блока: блок исследования проблем адаптации и становления предприятия как основного института рыночной экономики и блок исследования форм взаимодействия предприятий. Блоки логически сочетание исследованием причинно-следственного комплекса появления неэффективных форм взаимодействия и норм поведения субъектов хозяйствования.