Каталог статей

Коваль Л.М.

Формирование региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства

Важным условием социально-экономического развития Украины является стабильное и сбалансированное развитие регионов. Продуктивное экономический рост и повышение уровня конкурентоспособности украинской экономики также не могут быть достигнуты без создания и развития благоприятной среды для малого предпринимательства.

Изучение проблем малого предпринимательства в Украине началось с ее независимостью и вместе с разработкой законодательных основ предпринимательской деятельности. Проблемам малого предпринимательства посвящено много трудов украинских ученых, среди которых выдающийся вклад сделали А. Амоша, Ю. Бажал, А. Балацкий, Е. Бойко, Б. Буркинский, В. Геец, М. Данилюк, М. Долишний, С. Злупко, С. Ильяшенко, Ю. Каныгин, М. Козориз, И. Комарницкий, А. Кужель, А. Кузьмин, В. Максимова, А. Мельник, В. Микловда, В. Павлов, Е. Палыга, С. Волдырь, М. Чумаченко, Л. Шевчук и другие. Научная школа на Западе по развитию малого предпринимательства имеет существенные достижения, которые освещены в работах И. Ансоффа, Д. Берча, М. Вебера, Т. Веблена, Р. Дженика, П. Друкера, В. Зомбарт, Р. Кантильйона, Дж. Кейнса, К. Макконелла, А. Маршала, М.Х. Мескона, М. Портера, П. Самуэльсона, Ф. Хайека, А. Хоскинга, Й. Шумпетера и многих других. Несмотря на многочисленные исследования проблем функционирования малого предпринимательства, вопросы разработки региональных программ, его государственной поддержки еще не достаточно изучены и не нашли должного решения. В частности, на уровне региона и формирование региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства является задачей мало исследованным в научном плане, а это приводит к тому, что на практике эффективность разработанных программ является недостаточно высокой. Небольшое количество методик определения уровня действенности мероприятий программ, их приоритетов, прогнозов по их реализации, а также выбора системы индикаторов результативности внедрения программ развития малого предпринимательства обусловливает потребность в разработке научно обоснованных подходов к формированию региональных программ его государственной поддержки. Таким образом, отсутствие системных разработок региональных программ развития малого предпринимательства подчеркивает актуальность темы и определяет научную задачу исследования, заключающуюся в обосновании научно-методических подходов к разработке региональных программ развития малого предпринимательства.

Теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства

В первом разделе "Теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства" раскрыто сущность и содержание государственной поддержки предпринимательства в системе государственного регулирования экономики, исследованы концептуальные подходы к формированию государством поддержки малого предпринимательства, а также определены научно-методические подходы к формированию региональных программ его развития.

Определены наиболее эффективные формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства, подходы к разработке и внедрению новых методов применительно к его анализу и прогнозированию развития. Установлено, что важной составляющей механизма государственного регулирования малого предпринимательства является система его государственной поддержки наряду с государственным регулированием посредством формообразующих факторов. Среди основных элементов системы государственной поддержки предпринимательства особое внимание уделяется институциональным основам государственной поддержки (организационное, кадровое, инфраструктурное, информационно-консультационное, научно-методическое обеспечение и мониторинг государственной поддержки), а также функциональным (целевым) принципам государственной поддержки (инновационное и материально-техническое содействие, налоговое, экологическое, внешнеэкономическое регулирование и финансово-инвестиционная поддержка).

В работе проанализированы составляющие механизмов государственной поддержки малого предпринимательства, среди которых действенными инструментами являются финансовое и информационно-консультационная инфраструктура региона, в которой основными элементами финансовой инфраструктуры являются банки, финансовые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании, доверительные общества, кредитные союзы. С наступлением экономического кризиса обострились проблемы в кредитно-финансовой сфере, основными из которых являются сложная процедура получения банковского кредита, высокие кредитные ставки. Поэтому предложено направлять средства, которые будут выделяться государством на развитие малого предпринимательства, на финансирование проектов, направленных на экспорт, формированию системы экспертиз относительно перспективности кредитуемого проекта, на развитие фондового и страховых рынков и инновационную поддержку малого предпринимательства.

Уровень использования современных информационных технологий в малом предпринимательстве показывает, что низкая эффективность их применения связана с отсутствием целостного информационного обеспечения системы государственной поддержки малых предприятий, которая в реальном времени контролировала основные информационные потоки, формировала рациональную базу данных и предоставляла информацию, достаточную для принятия стратегического управленческого решения.

Поскольку субъекты малого предпринимательства работают в стихийном информационном поле, то их конкурентоспособность зависит от степени использования современных информационных технологий. Успешное применение гипертекстовой технологии, представление информации в Интернете с коммерческой целью позволили усовершенствовать понятия "электронный рынок" и "электронное предпринимательство". Понятие "электронное предпринимательство" предложено определить как принципиально новый тип хозяйствования, основанный на инновационном использовании электронных средств, среди которых ключевым является обмен электронными документами, а понятие "электронный рынок" - как совокупность покупателей и продавцов, которые заинтересованы в продаже товаров или услуг и способны осуществить этот процесс с использованием электронных средств. В малом предпринимательстве такое применение новейших технологий дает положительный эффект, проявляющийся в увеличении продаж и повышении спроса, а также расширяет границы определения самого понятия малого предпринимательства, особенно в отношении малого электронного предпринимательства, где среди критериев можно предложить использовать параметры посещения сайта, соотношение количества открытий сайта с количеством совершенных покупок, объемы оборота данного сайта и т.д..

Государственная поддержка малого предпринимательства в системе государственного регулирования экономики реализуется в Украине при помощи государственного программирования экономики (национальные, региональные, местные и целевые (специальные) программы).

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в соответствии со своими функциональными задачами определил общие требования к формированию и реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства в Методических рекомендациях, утвержденных в 2004 и 2008 гг.

Основные этапы формирования программы развития малого предпринимательства в регионе можно разделить на пять взаимосвязанных блоков: организационный, информационно-аналитический, содержательный, ресурсный, контролирующий.

Организационный блок описывает процесс организации разработки и утверждения региональной программы. Основную роль здесь играют процессы обмена данными, информацией, предложениями между координационным рабочей группой, исполнительным органом региональной программы, учреждениями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и общественными объединениями предпринимателей. В результате сложного, многоступенчатого процесса формируется проект региональной программы, которая выносится на публичное обсуждение, согласование и утверждение.

Информационно-аналитический блок состоит из информационной базы данных (данных органов государственной статистики, различного рода отчетов структурных подразделений местных органов исполнительной власти, а также различных исследований, проведенных научными учреждениями, социологическими институтами) и аналитического модуля, где в результате SWOT-анализа получаемой перечень положительных факторов развития малого предпринимательства, на которые необходимо направить усилия, а также перечень положительных возможностей, благодаря которым можно преодолеть слабые стороны и избежать угроз. Основным элементом аналитического модуля является общая цель, приоритетные направления и главная задача региональной программы развития малого предпринимательства.

В содержательном блоке ключевым элементом являются мероприятия, распределены по приоритетным направлениям развития малого предпринимательства в соответствии с поливариантной матрицей мероприятий. Исходя из того, что программно-целевой метод управления требует согласования целей, мероприятий, ресурсов и их оценки, региональная программа должна быть комплексной системой взаимосвязанных и экономически целесообразных мер, имеющих ресурсное обеспечение. Следует заметить, что иерархическая структура целей на нижних уровнях состоит из мероприятий, которые должны быть направлены на достижение общегосударственных приоритетов, определенных на ближайшую перспективу действующим законодательством, а также Президентом Украины и правительством в последних актах и поручениях.

Следующим ключевым блоком разработки региональной программы является ее ресурсное обеспечение, а именно расчет его объемов и источников, в состав которых входят финансовые, материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, что в комплексе позволят сформировать действенную и прозаическую систему ресурсного обеспечения региональных программ развития малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства требует научно-методического обеспечения, связанного с проведением научных исследований с целью поиска эффективных форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства, разработки и внедрения новых подходов к формированию региональной программы его развития и государственной поддержки. Поэтому под понятием формирования региональных программ развития малого предпринимательства следует понимать процесс создания комплекса научно обоснованных направлений и соответствующей системы мер по государственной поддержке малого предпринимательства. Этот процесс требует поиска эффективных моделей и методов оптимизации выбора направлений и мероприятий этих региональных программ.

Для усовершенствования государственной поддержки субъектов малого предпринимательства с целью обобщенного оценивания объектов разнообразного типа рекомендуется применять подход, основанный на использовании иерархической структуры (дерева) целей; для комплексной оценки вариантов региональной программы - метод многокритериальной оптимизации на основе линейных сверток и построения сети напряженных Парето-оптимальных критериев; для оценки социально-экономического положения региона и разработки на этой основе программы поддержки субъектов малого предпринимательства использовать смысловые (матричные) свертки; к оценке затрат на реализацию тех или иных мероприятий, ожидаемого результата или рисков - методы экспертных оценок на основе неманипульованих механизмов и метода Дельфи.

Анализ состояния малого предпринимательства в регионе и роль региональных программ его поддержки

Во второй главе "Анализ состояния малого предпринимательства в регионе и роль региональных программ его поддержки" проанализировано развитие малого предпринимательства во Львовской области, эволюцию нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства, отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации региональных программ его государственной поддержки.

Результаты анализа показали, что в экономике области в последние годы сохраняется тенденция развития малого предпринимательства. Так, на конец 2008 года, в сфере малого предпринимательства в области функционировало более 110 тыс. субъектов малого бизнеса (в том числе 18,8 тыс. малых предприятий и 94,8 тыс. - предпринимателей-физических лиц), что на 8 , 6% больше, чем в 2006 году.

Динамика развития малого предпринимательства является позитивной и характеризуется ежегодным увеличением количества субъектов малого предпринимательства, как предпринимателей физических лиц, так и предпринимателей - юридических лиц.

Одним из показателей развития малого предпринимательства, широко используемый в сравнительном анализе, является количество малых предприятий в расчете на 10 тыс. человек населения. В последние годы количество таких предприятий во Львовской области превышала общегосударственный (исключением был 2005 г.). В частности, в 2006-2008 годах этот показатель по области было больше аналогичного целом по Украине

Среди регионов Украины по показателю количества малых предприятий на 10 тыс. человек населения Львовщина в 2008 году заняла пятое место после Киева, Автономной Республики Крым, Севастополя и Харьковской области совместно с Николаевской и Одесской.

Анализируя состояние регуляторной политики государства по поддержке малого предпринимательства, можно констатировать, что она имеет недостаточный нормативно-правовой фундамент и находится в состоянии постоянного совершенствования. Характерными чертами государственной поддержки малого предпринимательства является ее декларативный характер, отсутствие целостного, научно и экономически обоснованного эффективного механизма ее формирования, а также несогласованность действий центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В диссертации исследованы, что уязвимым местом регуляторной политики государства является недостаточность средств на ее реализацию. Сложность проблемы заключается в том, что единственным заказчиком и исполнителем региональных программ развития малого предпринимательства является государство и его институты. Как результат, государственная региональная поддержка субъектов малого предпринимательства имеет диспропорциональное характер в различных регионах Украины, а также в некоторых случаях наблюдаются даже негативные тенденции по основным целевым показателям выполнения региональных программ поддержки развития малого предпринимательства.

Принятые Верховной Радой Украины два закона о разрешительной системы и государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности активизируют процесс реформ в направлении государственного контроля и выдачи разрешений. Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877 установил базовые элементы эффективной системы государственного контроля, реализация которых должна сочетаться с разработкой критериев разделения видов хозяйственной деятельности на группы по степени опасности для общества и / или окружающей среды, с определением по группам оснований для проведения проверок каждым контролирующим органом, а также с разработкой контрольных списков вопросов для проверок. Основные положения Закона направляют внимание контролирующих органов на организацию консультаций и профилактику нарушений в деятельности субъектов хозяйствования и развитие доверительных, партнерских отношений между ними и государственными органами. Важнейшим результатом действия этого закона является упрощение или отмена устаревших, трудно выполняемых и безосновательно дорогих требований, что сокращает расходы государства на поддержку системы контроля, а также расходы бизнеса на выполнение необоснованных требований.

Закон Украины "О разрешительной системе хозяйственной деятельности" от 06.09.2005 г. № 2806-IV определяет единые принципы и процедуру предоставления разрешений, которые упрощают внутриведомственные процедуры принятия решений по этому и которые можно применять, даже если определенная процедура не определена в специальном законе.

Это позволяет применять нормы Закона практически ко всем разрешений, что делает деятельность ведомств по реформе разрешительной структуры систематизированной, продуктивной и предсказуемой, также облегчает предприятиям соблюдения нормативных требований, а сами меры ограничивают злоупотребления со стороны инспекторов.

Положительным результатом от внедрения единой процедуры предоставления разрешений является перенос ответственности с разрешительных органов на предпринимателей, усиления контролирующей роли государства и одновременно ограничение злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

Реализация этих шагов способствует стабильному росту и повышению уровня конкурентоспособности экономики Украины.

Опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует, что в странах, где есть крупные предприятия и корпорации, значительная доля валового продукта создается большим количеством малых предприятий. Малое предпринимательство является одной из наиболее эффективных форм предпринимательства, способствует успешному развитию экономики. Оно является гарантом гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры производства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах, а также является той сферой, которая дает возможность государству решать социальные проблемы. Однако на пути развития малого предпринимательства возникает ряд острых проблем экономического, политического и социального характера.

Основным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства являются комплексные программы, разрабатываемые на различных уровнях управления. Программирование государственной поддержки малого предпринимательства должно опираться на программно-целевой подход, который будет определять главную цель, задачи, направления, меры и средства для их реализации. Однако для этого необходимо комплексное научно-методическое обеспечение формирования региональных программ. Сегодня в регионах работа по формированию региональных программ и комплекса мероприятий по их реализации происходит без анализа предыдущего опыта и соответствующей теоретико-методологической основы. Это приводит к тому, что эффективность региональных программ недостаточно высока. Поэтому именно сегодня возникла острая необходимость решения этих задач.

Региональная программа развития малого предпринимательства как основное средство реализации его государственной поддержки

В третьей главе "Региональная программа развития малого предпринимательства как основное средство реализации его государственной поддержки" предложены направления улучшения государственной поддержки малого предпринимательства, пути совершенствования формирования региональных программ его государственной поддержки и методы оптимизации их мероприятий.

Выбор приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства связан с поисками эффективных методических подходов к формированию региональных программ развития малого предпринимательства и построением на их основе комплексной оценки достижения целей выбранных приоритетных направлений.

В работе обоснована целесообразность государственной поддержки электронного предпринимательства в Украине как приоритетного направления поддержки малого предпринимательства в регионах. Разработан комплекс мер по формированию и информационной поддержки электронного рынка, проведена его рационализацию методами многокритериальной оптимизации. Также разработана структура региональной программы развития малого предпринимательства, где раскрыто содержание приоритетных направлений его развития в регионе и основных мероприятий их воплощения с учетом максимально возможного значения их эффективности. Это позволило реализовать основную задачу исследований - поиск эффективных путей государственной поддержки малого предпринимательства.

Разработана структура научно-методического обеспечения формирования региональных программ развития малого предпринимательства, которая включает в себя методы и методики, позволяющие оптимизировать как выбор приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства и мерах по их реализации, так и оценки достигнутой эффективности.

Это позволило развить программно-целевой метод управления, предложив методы оптимизации мероприятий, ресурсов, их оценки с учетом целей, в которых региональная программа является комплексной и научно обоснованной, а действия являются систематизированными по критериям, сгруппированным, экономически целесообразными и оптимизированными в рамках ресурсного обеспечения.

С целью улучшения системы индикаторов реализации региональной программы в ее состав включены интегральный показатель эффективности региональной программы Эр как сумму эффективностей всех мероприятий и их удельные величины, а также предложена структура системы индикаторов реализации региональной программы развития малого предпринимательства, которая состоит из трех уровней, где первый уровень составляют экономические индикаторы, второй - социальные, а третий - экологические.

Исходным моментом совершенствования формирования региональной программы развития малого предпринимательства является то, что на начальном этапе получено комплекс направлений, которые имеют определенную приоритетность, что позволит в дальнейшем распределить имеющиеся ресурсы в соответствии с рассчитанной величины приоритетности. Следующим шагом является выбор оптимального набора мер по каждому направлению. Естественно, что как и для направления, так и для запада основными критериями являются эффективность и экономическая целесообразность. Следует отметить, что выбор мероприятия по его максимальной эффективностью еще не означает достижения экстремального значения и по критерию экономическая целесообразность. В случае жесткого ресурсного ограничения государственных средств, а также углубления экономического кризиса целесообразнее все же осуществить инвестиции в мероприятие с меньшими затратами и получить эффект, чем не найти средств и не получить никакого эффекта. Таким образом, предлагается определять экономическую целесообразность комплекса мероприятий как обеспечение максимального эффекта в условиях ограниченного ресурсного обеспечения.

Кроме этого, с помощью предложенного метода можно не только оптимизировать комплекс мер по каждому направлению развития малого предпринимательства, по величине затрат и получаемым максимально возможным эффектом, но и провести оптимизацию комплекса мероприятий в условиях ограничения по объемам финансирования.

Таким образом, приведенные в работе методические рекомендации содержат предложения по формированию региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства, основанных на научном обосновании и могут использоваться центральными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления при организации разработки и определения источников ресурсного обеспечения программ развития малого предпринимательства на региональном уровне.

Выводы

В диссертации приведено теоретическое обобщение и предложено новое решение задач формирования региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства, что позволяет сделать следующие выводы:

1. Развитие малого предпринимательства требует научно-методического обеспечения, связанного с проведением научных исследований с целью поиска эффективных форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства, разработки и внедрения новых подходов к формированию региональной программы развития малого предпринимательства и его государственной поддержки. Поэтому под понятием "формирование региональных программ развития малого предпринимательства" следует понимать процесс создания комплекса научно обоснованных направлений и соответствующей системы мер по государственной поддержке малого предпринимательства. Этот процесс требует поиска эффективных моделей и методов оптимизации выбора направлений и мероприятий региональных программ.

2. В научно-методическое обеспечение формирования региональных программ развития малого предпринимательства возложена методы многокритериальной оптимизации выбора и оценки приоритетных направлений и комплекса мероприятий на основе поиска Парето-оптимальных вариантов.

3. Выбор приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства связан с поисками эффективных методических подходов к формированию региональных программ развития малого предпринимательства и построением на их основе комплексной оценки достижения целей выбранных приоритетных направлений. В работе впервые сформулировано понятие экономической целесообразности направления развития малого предпринимательства и усовершенствованы метод многокритериального выбора рационального комплекса направлений, учитывающий критерии эффективности и экономической целесообразности, и в результате проведенного исследования на основе этого метода определен набор приоритетных направлений развития малого предпринимательства в регионе, что позволило реализовать основная задача наших исследований - поиск эффективных путей государственной поддержки малого предпринимательства во Львовской области.

4. Разработана структура научно-методического обеспечения, которое включает в себя методы и методики, позволяющие оптимизировать как выбор приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства и мерах по их реализации, так и оценка их эффективности.

5. Развиты программно-целевой метод управления, предложив методы оптимизации на основе оценки мероприятий и ресурсов, учитывая цели, которые являются систематизированными по критериям, сгруппированным, экономически целесообразными в рамках ресурсного обеспечения.

6. С целью поиска рационального комплекса мер по каждому направлению разработан оптимизационный метод для выбора эффективных мероприятий региональных программ развития малого предпринимательства, для этого сформулировано понятие экономической целесообразности комплекса мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства. Предложенной методике сформирован рациональный комплекс мероприятий как для каждого направления отдельной подпрограммы ("Формирование и информационное наполнение электронного рынка"), так и в целом комплекс основных мероприятий по реализации Региональной программы развития малого предпринимательства во Львовской области на 2009-2010 годы с максимальной эффективностью данной региональной программы.

7. С целью улучшения системы индикаторов реализации региональной программы в ее состав включены интегральный показатель эффективности региональной программы как результативность всех мероприятий и их удельные величины, а также предложена структура системы индикаторов реализации региональной программы развития малого предпринимательства построить на трех уровнях, где первый уровень составляют экономические индикаторы, второй - социальные, а третий - экологические.

8. Приведенные в работе методические рекомендации содержат предложения по формированию программы развития малого предпринимательства и поддержки его деятельности на региональном уровне, основанные на научном обосновании и могут использоваться центральными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления при организации разработки и определения источников ресурсного обеспечения программ развития малого предпринимательства на региональном уровне.