Каталог статей

Кирносова М.В.

Формирование рынка организационно-управленческих инноваций в регионе

Трансформационные процессы, которые охватывают составляющие мировой и отечественной экономики, показывают, что основные события переносятся на глобальный и региональный уровни. Надежным средством развития регионов и необходимой предпосылкой их развития становится инновационная деятельность, создавая наиболее благоприятные условия для новаторов и внедрение их предложений, изобретений, для владельцев знаний, опыта, который стимулирует и развивает усилия бизнеса, общества, власти. Такая деятельность стала объектом специальной государственной и региональной политики, поддерживается созданием и накоплением интеллектуального капитала и финансовыми ресурсами, развитием инфраструктуры, она меняет не только характер взаимоотношений между субъектами управления, но и, сами субъекты и их роль в принятии решений . Поэтому исследование механизма рынка организационно-управленческих инноваций и факторов, обеспечивающих развитие регионов с определением перспектив успешного использования таких инноваций, является актуальным.

Методологические основы относительно закономерностей инновационной деятельности в региональной рыночной экономике наработанные в работах зарубежных и отечественных экономистов. Среди иностранных ученых, которые активно исследуют региональный аспект, стоит отметить И. Гуке, Г. Волманна, К. Матусяк. Подобные исследования проводят и в Украине, известные наработки В. Бубенко, Б. Буркинский, В. Воротина, Б. Данилишина, В. Денисюк, М. Долишнего, С. Ильяшенко, Е. Лазаревой, Ю. Макогона, А. Мокия, А . Павлюка, В. Пили, С. Романюка, Д. Стеченко, Т. Угнашкинои, В. Чужиков, и других авторов. Однако, несмотря на численность научных работ, посвященных формированию инновационной экономики, особенности приспособления регионов Украины в условиях рынка рассматриваются в основном фрагментарно, целый ряд проблем требуют своего решения. К таким относится институциональное обеспечение инновационных процессов в регионе: новые управленческие решения по структурным сдвигам в экономике, создание элементов рыночной инновационной инфраструктуры, отношения между производителями продукции и услуг, их поставщиками и клиентами, подготовки кадров, кластеризации экономики и т.п.

Обозначенная выше проблема и расширение диапазона научного поиска в ее решении стали основой при выборе темы исследования, определили ее цель, задачи и ожидаемые теоретические и практические результаты.

Теоретические основы формирования рынка организационно-управленческих инноваций

В первом разделе "Теоретические основы формирования рынка организационно-управленческих инноваций" исследована эволюция теории инновационной деятельности относительно сущности терминов "инновация", "нововведение", "организационно-управленческая инновация", "организационно-управленческое новшества", предоставлено их авторскую интерпретацию с учетом изменений в современной экономике, запроновано классификацию организационно-управленческих инноваций мезоуровня по ряду признаков, рассмотрены теоретические вопросы создания рынка организационно-управленческих инноваций с предложением структуры рынка, определением факторов влияния на инновационную деятельность в сфере управления.

Анализ научных работ показал, что подавляющее большинство исследований, касающихся построения инновационной модели экономики, инновационного пути развития субъектов хозяйствования, ориентируются на производственную концепцию, где основной акцент сделан на технико-технологические инновации. Однако, в современных динамичных условиях обострения конкуренции среди экономических агентов, поиск новых резервов в видах экономической деятельности ключевыми рычагами создания и реализации становятся новые эффективные подходы в науке и практике управления, то есть организационно-управленческие инновации. Недостаточно разработать и изготовить инновационный продукт. В дальнейшем возникает проблема его адаптации к условиям рынка, оценки значимости и эффективности, трансфера и коммерциализации, финансовой поддержки и продвижения до потенциальных потребителей и т.д.. Организационно-управленческие инновации, как явление, выделяют в классификациях отечественных авторов: Антонюка Л., Власовой А., Ильяшенко С., Колота В., Краснокутской Н., Матросовой Л., Покропивного С., Поручителя А., Савчука В., Харина П.

Проведенное исследование позволило автору предложить собственную интерпретацию ключевых терминов теории инноваций для развития теоретических вопросов, поставленных в работе, а именно:

Организационно-управленческая инновация - результат трансформации идей в сфере организации и управления предприятием, видом экономической деятельности, экономике в целом в новое или усовершенствованное экономическое решение, что востребовано на рынке, удовлетворяет существующие потребности предприятия или создает новые, и приносит полезный эффект при внедрении.

Организационно-управленческое нововведение - новация в сфере менеджмента, впервые внедренная на предприятии, в отрасли, регионе, экономике национального хозяйства, вносящие изменения в способ функционирования субъекта и направлена на его развитие, получение преимуществ, достижения определенного эффекта, но несет риск быть нереализованным.

Обзор научных работ по сущности организационно-управленческих инноваций позволил автору предложить их классификацию для условий мезоуровня по ряду признаков: причинами проведения и возникновения, типу новизны для рынка, степени новизны, источником появления, в зависимости от функций управления, направлениями эффективности. Исходя из коммерческих интересов участников рынка: разрабатывать непосредственно субъектами хозяйствования для собственных нужд или покупать, в диссертационном исследовании приведена классификация организационно-управленческих новаций в зависимости от рыночной направленности, где рыночные - это услуги организационно-экономического и управленческого характера, предназначенные для представления на рынка (услуги консалтинговых и информационных фирм, экспертиза проектов, франчайзинг, контракты на управление и т.д..), не рыночные - управленческие и организационные решения для собственного предприятия, другого объекта управления (вида экономической деятельности, региона), которые не предназначены для представления на рынке в виде товара.

Считаем, что на рынке инноваций в современной экономике знаний в структуре инновационных товаров будет преобладать тенденция к уменьшению материальной составляющей в предложении "товар-услуга" в пользу услуг, к которым относят организационно-управленческие инновации, этот рынок будет динамично развиваться. Автором предложена структура рынка инноваций и связь между его составляющими: субъектами спроса и предложений, объектами рынка: инновационным товаром и высококвалифицированной рабочей силой .

В работе рынок инноваций определен как общественный институт, который создает товарные отношения между производителями и потребителями инновационных продуктов и продукции, а также с представителями инфраструктурных организаций, возникающих в процессе создания инновации и ее распространении. И в то же время, этот рынок - часть общего рынка инноваций, общественный институт, который создает товарные отношения между производителями (учеными, консультантами, специалистами субъектов различных уровней иерархии) и потребителями инноваций (представителями предприятий, видов экономической деятельности, региональных и государственных структур управления экономикой) в сфере организации и управления организацией, видом экономической деятельности, региону, экономикой страны в целом, а также их отношения с представителями инфраструктурных организаций, возникающих в процессе создания инновации и ее распространения.

Организационно-управленческие инновации возникают, в основном, через практическую необходимость, их сложнее обосновать и оценить для внедрения чем продуктовые и технологические. Автором определены внешние и внутренние факторы, стимулирующие инновационную активность субъектов хозяйствования в сфере организации и управления и факторы, сдерживающие этот процесс.

Рынок организационно-управленческих инноваций: состояние составляющих, перспективы развития

Во втором разделе "Рынок организационно-управленческих инноваций: состояние составляющих, перспективы развития" рассмотрены компоненты инновационной инфраструктуры, проведен анализ и дана оценка состояния рынка консалтинговых услуг в мире и в Украине, определены особенности составляющих этого рынка в отечественной экономике, разработана система управления информационно- коммуникативными потоками на рынке инноваций.

В развитие теории управления инновационными процессами в работе рассмотрены и сформирована модель компонентов инновационной инфраструктуры, к основным отнесены: консалтинговая, производственно-технологическая, маркетингово-сбытовая, финансовая информационно-коммуникативная, юридически нормативная, образовательная, координационно-институциональная. Автор отмечает, что компоненты инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успех инновационной деятельности не может быть поставлен исключительно в зависимости от их наличия и количества. Для эффективного функционирования требуется также система вывода на рынок инновационной продукции и услуг, сеть инновационных посредников, независимых профессиональных структур и отдельных консультантов, способствующих диффузии новых управленческих знаний и технологий.

Проведенный в работе анализ различных определений управленческого консалтинга показал, что каждое из них характеризует отдельную ее сторону, выделяя, в основном профессионализм консультантов, освещается консалтинг как предпринимательская деятельность. С точки зрения автору, наиболее емкое определение управленческого консультирования или менеджмент-консалтинга предлагают специалисты АСМЕ, ИМС, как процесс предоставления независимой консультации и помощи по вопросам управления, который включает определение или оценку проблем и / или возможностей, рекомендаций, соответствующие меры по их реализации, субъектам хозяйствования (экономическим агентам), исполняющим управленческие функции.

Механизмом реализации организационно-управленческих инноваций, как консалтинговых услуг в современной экономике, является рынок с его детерминантами конкурентных преимуществ: предложение, спрос, ценообразование и конкуренция, рассмотренными в диссертационном исследовании. Так, предложения мирового рынка управленческих консалтинговых услуг в 2006 г. составляли $ 258 млрд. дол., Из них 54,3% приходилось на IT-консалтинг ($ 140млрд. Долл.), Количество консалтинговых компаний в мире насчитывает около 2000, из них 40 крупных компаний обслуживают 66% этого рынка; средние - 25%; малые компании - 9%. На рынке консалтинга в Европе, чистый оборот которого превышает $ 8 млрд., средние и малые фирмы владеют 42% от общего его объема в стоимостном выражении. На долю малых компаний (82% от общего количества консалтинговых фирм) приходится 10% услуг. Более половины, 65,18% рынка, приходится на Германию (43,98%) и Великобританию (21,2%). На мировом рынке консалтинговых услуг с 1995 по 2006 годы спрос на услуги консультантов резко возрос, а их суммарные доходы в глобальном масштабе увеличились с 51 млрд. дол. до более чем 114 млрд. дол. С 1990 года общие доходы в управленческом консалтинге увеличивались более чем на 10% ежегодно.

Проведенный анализ и оценка состояния рынка консалтинговых услуг в Украине определили, что основными потребителями этих услуг являются средние промышленные предприятия, до 82% от общего их количества, а по объемам расходов - крупные предприятия - 60% объема рынка консалтинга. Есть спрос со стороны и малого бизнеса, но, как правило, ему не хватает средств. Среди видов экономической деятельности существует значительный спрос в энергетике и Нафтогаз - до 20% рынка, пищевой промышленности - до 15%, финансовом секторе - до 10%, среди регионов лидирует центральный - до 35% рынка отечественного рынка консалтинга, причем в г. Киеве расположены в 70% консалтинговых фирм. Рынок не структурирован: нет выраженной группы лидеров, позиционирование большинства компаний расплывчатое, не существует четкого определения целевой аудитории. Автором выделены особенности составляющих рынка консалтинговых услуг в Украине.

Исходя из специализации, в работе предложена классификация консалтинговых компаний по ряду признаков: регионам обслуживания; направлениям консалтинга; ориентацией на отдельные виды и сферы экономической деятельности; формой отношений с клиентом.

Управление инновационной деятельностью любого субъекта хозяйствования содержит совокупность действий экономического, организационного и мотивационного характера, направленные на обеспечение планирования, развитие и использование результатов этих процессов, а также повышение инновационной культуры, формирования экономического мышления в интеллектуальной работы. Для эффективной организации и управления инновационной деятельностью и адекватного и своевременного реагирования на воздействие внешней среды с максимальной полезностью возникает необходимость в создании системы управления инновационной деятельностью субъекта хозяйствования, включающей подсистемы управления, тесно взаимосвязаны между собой: технико-технологическими инновациями; организационно-управленческими инновациями; интеллектуальным потенциалом; потоками информации и коммуникациями; маркетингом и логистикой; финансовыми потоками в инновационный процесс.

Исследования и анализ потребностей рынка и влияния внешней среды систематизирует собранную информацию с целью определения и реализации инновационной стратегии субъектов хозяйствования. При этом проводят анализ информации о рынке, структуре и динамике спроса, желание клиентов, деятельность конкурентов, возможность появления аналогичной продукции у конкурентов и тому подобное. Подсистема управления потоками информации и коммуникаций, как компонента инновационной инфраструктуры, аккумулирует информацию, перерабатывает ее, генерирует новые разработки, идеи, распространяет или совершенствует существующие в зависимости от потребности и предложений каждого хозяйствующего субъекта, тем самым ускоряет внедрение новых знаний, научных идей в практику управления.

Механизмы развития рынка организационно-управленческих инноваций

В третьей главе работы "Механизмы развития рынка организационно-управленческих инноваций" рассмотрен инновационную инфраструктуру как систему обеспечения рынка организационно-управленческих инноваций, определено место управленческих информационных технологий в распространении организационно-управленческих инноваций, проведен анализ структуры рынка информационно-коммуникативных технологий, украинского рынка EPR- систем, предложено создание некоммерческой профессиональной общественной организации - Украинской Ассоциации консалтинга и сети региональных ассоциаций в крупных промышленных областях, проведено кластеризацию регионов Украины по уровню создание рыночной среды, восприимчивого к инновациям.

Важный этап внедрения региональной инновационной политики - формирование эффективно действующей инфраструктуры, институтов поддержки, диффузии и продвижения инноваций, эффективного развития природных, материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных, информационных ресурсов, защите объектов интеллектуальной собственности, организационно-управленческих нововведений

Предложенная инфраструктура должна выполнять следующие функции: создание благоприятных условий для функционирования рынка организационно-управленческих инноваций, взаимодействия субъектов рынка и, поэтому, функционирования экономики в целом, стимулирование внедрения организационно-управленческих инноваций, развитие предприятий, отраслей, регионов, экономики в целом ; повышение скорости распространения инноваций; структуризация рынка организационно-управленческих инноваций, повышение качества предложения на рынке, повышение информированности потребителей рынка; комплексное развитие экономических наук, предприятий, отраслей, регионов, обеспечения их связей.

В Украине при отсутствии структуризации рынка организационно-управленческих инноваций в целом, большого количества некачественных консалтинговых услуг необходимо создание сети региональных консалтинговых институтов, которые способны поддерживать профессиональные организации и влиять на развитие цивилизованного рынка консалтинговых услуг с учетом уровня развития и специфики каждого региона. В работе предлагается создать сеть некоммерческих профессиональных организаций, объединяющих специалистов в сфере консалтинга - Украинскую Ассоциацию консалтинга и соответствующие региональные институты в крупных промышленных областях. Миссия Ассоциации становится в развитии цивилизованного и высокопрофессионального рынка консалтинговых услуг Украины и ее регионов. Основные цели Ассоциации такие: повышение качества консалтинговых услуг и профессиональной квалификации бизнес-консультантов - членов Ассоциации, создание и поддержание высокой профессиональной репутации Ассоциации и ее членов; обмен опытом бизнес-консультантов и поддержка коммуникаций с зарубежными специалистами в области консалтинга, информационное обеспечение рынка консалтинговых услуг; обеспечение коммуникаций консультантов с представителями научной сферы и представителями предприятий, организаций, органов власти.

Для достижения поставленных целей и осуществления своей миссии украинские и региональные ассоциации консалтинга будут оказывать услуги по профессиональному обучению и информированию, способствовать взаимодействию консультантов и распространению знаний, а также оказывать маркетинговые услуги.

Обработка значительного массива информации предполагает внедрение современных информационных технологий и интегрированных автоматизированных систем обработки данных, что также позволяет осветить время для творческой работы и принятия обоснованных решений относительно развития экономического субъекта, активизации его инновационной деятельности. Управление информационными технологиями в распространении организационно-управленческих инноваций предусматривает инфраструктурное обеспечение: управленческие информационные системы, сеть государственных и частных библиотек и патентных фондов, аналитически-информационных центров, совокупность индикаторов оценки потенциала развития этого сектора экономики, статистическую отчетность (электронная и бумажная) и т. др..

Использование в работе кластерного анализа 28 объектов (регионов) позволило определить три уровня иерархии регионов по развитости рынка организационно-управленческих инноваций - лидеры (регионы, которые способны быть "точками роста"), последователи (крупные регионы, где созданы условия для инновационного развития ) и аутсайдеры (территории слабые по уровню инновационного развития). Основной целью проведения группам является выделение в начальной совокупности объектов групп регионов (кластеров) однородных внутри группы по ключевым индикаторам (показателям) и определения регионов, которые являются наиболее развитыми для интеграции в отечественную и мировую экономическую систему и, наоборот, не приспособлены к современной экономики. Для исследования использован ряд показателей, характеризующих состояние рынка, проанализированы: консалтингоемнисть, тыс грн / человек; информацийноемнисть, тыс. грн. / человек; удельный вес консалтинга в общем объеме услуг,%; инновационная активность промышленных предприятий,%.

Кластер № 1 аккумулирует регионы-лидеры, это Киев, характеризуется высоким значением рынка услуг в целом (например, в 2006 г. для центра кластера это значение составляет - 4,65364), консалтинге (для центра кластера - 4,658063), информационных услуг (для центра кластера - 4,68868), инновационно-активных предприятий (для центра кластера - 4,496224). Кластер № 2 аккумулирует регионы-последователи (АР Крым, Донецкая, Днепропетровская, Львовская, Одесская, Харьковская области). Украина в целом также занимает позицию последователя. Кластер № 3 аккумулирует регионы-аутсайдеры (остальные регионы).

Осуществлен кластерный анализ по регионам Украины свидетельствует об эффективности применения полученных результатов, во-первых, для исследования многомерных экономических процессов, характеризующих рынок организационно-управленческих инноваций, определение регионов, способных быть его "точками роста" и, наоборот, регионов, которые задерживают инновационный развитие национального хозяйства, во-вторых, определяют регионы, где целесообразно сформировать Ассоциации консалтинга для поддержки и координации инфраструктурного обеспечения инновационного развития территорий.

Выводы

В диссертационной работе приведено теоретическое обобщение и новое решение научно-прикладной задачи, которая заключается в формировании теоретических и методических задач создания рынка организационно-управленческих инноваций, поддержке организационных форм, соответствующих структуре и динамике компетенций региона. Основные выводы и рекомендации по результатам научного исследования заключаются в следующем:

1. В диссертации автором проведено уточнение категорийного аппарата по формированию рынка организационно-управленческих инноваций, в частности внесены коррективы в определение экономической сущности понятий "новшество", "инновация", "организационно-управленческое новшество", "организационно-управленческая инновация", "рынок организационно-управленческих инноваций ". Научный акцент сосредоточен на определенные современных мировых тенденций и адаптации экономики Украины и ее регионов к созданию инновационной системы в условиях рынка.

2. В теоретико-методическом аспекте исследованы различные классификации организационно-управленческих инноваций, проведен их анализ и предложены собственную классификацию таких инноваций по ряду признаков с адаптацией к региональной экономики.

3. Обосновано, что развита инновационная инфраструктура способствует эффективной работе цепочки "исследования - разработки - производство", решению многих вопросов инновационной сферы. Автором сформирована модель компонентов инновационной инфраструктуры, к основным отнесены: консалтинговая, производственно-технологическая, маркетингово-сбытовая, финансовая, информационно-коммуникативная, юридически нормативная, образовательная, координационно-институциональная. Инфраструктуру рынка организационно-управленческих инноваций, как отдельного сегмента рынка инноваций, моделируют ее системы: подготовки кадров; информационная и коммуникационная; поддержки и защиты интересов субъектов рынка; структуризации рынка и поддержания качества предложения, и организации, способствующие взаимодействию его субъектов и осуществлению инновационной деятельности в сфере управления субъектами хозяйственной деятельности, другими организациями, отраслями, регионами, экономикой страны.

4. Выполнен анализ состояния и структуры рынка управленческого консалтинга в Украине, который позволил сделать выводы, что рынок не структурирован, нет выраженной группы лидеров, позиционирование большинства субъектов расплывчатое, не определено целевую аудиторию. Автором выделены особенности составляющих рынка управленческих консалтинговых услуг в Украине: качество, предложение, спрос, ценообразование, конкуренция, проведен анализ их динамики в отечественной экономике.

5. Исследовано, что одной из составляющих системы обеспечения развития и функционирования рынка организационно-управленческих инноваций есть эффективные сетевые структуры с одновременной адаптацией государственных региональных органов к условиям рыночной экономики. Предложено создание национальной и сети региональных ассоциаций консалтинговой деятельности для поддержания профессиональных организаций, развития цивилизованного рынка консалтинговых услуг, защиты интересов участников этого рынка, установление отношений с окружающими, повышение качества услуг, структуризации рынка и тому подобное.

6. В части обоснования сети региональных Ассоциаций консалтинга с использованием кластерного анализа определены три уровня иерархии регионов по развитости рынка организационно-управленческих инноваций в Украине - лидеры (регионы, способные быть "точками роста"), последователи (регионы, где созданы условия для инновационного развития) и аутсайдеры (со слабым уровнем инновационного развития).

7. Определение места информационных технологий в распространении организационно-управленческих инноваций, исследование типов управленческих информационных систем, анализ рынка информационно-коммуникативных технологий позволило определить структуру украинского рынка EPR-систем, спроса в них, в т.ч. по видам экономической деятельности, на модули EPR-систем. Рекомендуемая схема коммуникаций для развития рынка организационно-управленческих инноваций, предложена система информационных индикаторов для анализа и оценки эффективности инновационной деятельности в экономике региона.

Таким образом, в исследовании обосновано и приведены авторскую концепцию по формированию рынка организационно-управленческих инноваций на уровне региона, разработаны методические подходы и структурные механизмы содействия процессам этого развития и инновационной активности субъектов хозяйствования.