Каталог статей

Керекеша О.В.

Формирование оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов в процессе специальной подготовки

Динамические изменения в украинском социуме, процессы глобализации, интеграции и диверсификации общества актуализировали подготовку специалистов экономического профиля, ведь именно они в жизненных реалиях должны принимать оптимальные решения по финансовому обеспечению благосостояния народа. В этом аспекте важную роль играют умение работника своевременно реагировать на изменения экономической ситуации, при необходимости находить необходимую информацию, постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень путем самообразования. Решению обозначенных задач способствует эффективно организованная система профессиональной подготовки будущих экономистов, в которой самостоятельная работа является важным компонентом кредитно-модульного обучения.

Профессиональная подготовка будущих специалистов в высшей школе является предметом многочисленных научных исследований, охватывающих различные ее аспекты, в частности: современная философия высшего образования (И. А. Зязюн, В. Г. Кремень, В. П. Андрущенко), проблемы непрерывного профессионального образования, дидактики и методики обучения в высшей школе (А. М. Алексюк, С. В. Гончаренко, А. А. Дубасенюк, М. П. Лещенко, Н. Г. Ничкало, А. Г. Романовский, С. А. Сысоева, Л. А. Хомич), личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке (Г. А. Балл, В. В. Рыбалка), организация самостоятельной работы студентов (Л. М. Карамушка, А. В. Карпов, П. И. Пидкасистый , М. М. Солдатенко, А. В. Хуторской).

Проблемам экономического образования и экономического воспитания будущих специалистов посвящен весомые научные исследования М.В. Вачевського, И.Б. Иткина, В.Д. Казакова, Н.А. Побирченко. Значительное внимание уделяется внедрению активных методов и форм обучения, в частности тренинга в процесс профессиональной подготовки будущих экономистов Л.И. Бондарева, И.М. Носаченко, Т.Б. Поясок, Л.А. Савенков, А. И. Щербак. Исследованию различных подходов к организации самостоятельной работы будущих специалистов экономического профиля посвящены работы С.М. Кустовского, Л.В. Онучак, М.И. Смирновой, Я.В. Галеты.

Наличие значительного количества научных работ, однако, не обеспечила всестороннего раскрытия проблемы организации самостоятельной работы будущих экономистов в теоретическом и методическом аспектах. Вне поля зрения исследователей остались вопросы создания благоприятных условий для развития у студентов способность самостоятельно учиться, что предполагает умение рационально оценивать сущность учебной задачи, планировать и выполнять действия для ее решения, адекватно реагировать на появление познавательных барьеров и учитывать их, прогнозируя дальнейшее познавательную деятельность.

Решение актуальных вопросов профессионального образования будущих экономистов связано с необходимостью преодоления противоречий между:

  • ростом объема информации и необходимостью самостоятельно определять приоритеты по изучению того или иного предмета;
  • недостаточной осознанностью организаторами профессиональной подготовки будущих экономистов роли самостоятельной работы и необходимостью поиска продуктивных путей овладения все более растущими массивами чрезвычайно быстро растут;
  • современными требованиями к организации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки, недостаточной подготовленностью педагогических кадров направлять такую работу и низким уровнем способности студентов к самообразованию;
  • индивидуальными мировоззренческими позициями студентов в обучении и тенденцией к выработке унифицированных критериев к оценке эффективности организации самостоятельной работы в высшем экономическом учебном заведении.

Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов высших учебных экономических заведений

В первой главе - "Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов высших учебных экономических заведений" - проанализированы основные теоретические подходы к организации самостоятельной работы студентов в современной психолого-педагогической литературе и особенности организации самостоятельной работы студентов в высшем учебном экономическом заведении.

На основе теоретического анализа проблемы исследования определено, что важной задачей профессиональной подготовки будущих экономистов является подготовка конкурентоспособных и профессионально мобильных в условиях современного социума специалистов. На реализацию очерченного задача направлена самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов, организация которого в высших учебных экономических заведениях предусматривает сочетание управляемых преподавателем и самоуправляемых индивидуальных и коллективных форм профессионального образования.

В разделе охарактеризован различные подходы к организации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, которыми являются: пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов (А. Г. Мороз); принципы, формы и методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся и студентов (М. М. Солдатенко); самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение (В. А. Казаков); концептуальные условия управления самостоятельной работой студентов в высших учебных заведениях (Л. Журавская); дидактические условия организации самостоятельной учебной работы студентов вузов (И. М. Шимко); развитие у студентов способностей самостоятельно принимать решения и отвечать за их воплощение (Н. И. Дедушка); использование мотивации студентов при организации самостоятельной работы (Д. В. Крусир); организации самостоятельной работы студентов в условиях личностно-ориентированного обучения (В. В. Луценко); организация самостоятельной работы студентов педагогических университетов на основе индивидуально-ориентированного подхода (И. А. Шайдуром); организация самостоятельно-познавательной деятельности студентов сельскохозяйственного института (С. И. Заскалета) ; педагогические условия организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания украинского языка (Т. М. Лобода); организация самостоятельной работы в современной фармацевтическом образовании (В. П. Черных). Теоретический анализ проблемы профессиональной подготовки будущих экономистов показал, что внимание ученых было сконцентрировано на изучении дидактических условий организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности будущих экономистов в высших учебных заведений (С. М. Кустовский) педагогических условий организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов экономических специальностей (Л. В. Онучак); дидактических принципов организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов высших экономических учебных заведений (М. И. Смирнова); особенностей формирования профессиональной самостоятельности студентов экономического колледжа средствами информационных технологий (Я. В. Галета).

Изучение донаучного литературных и обобщение опыта профессиональной подготовки будущих специалистов экономического профиля дали возможность выяснить особенности организации самостоятельной работы студентов в высших учебных экономических заведениях, которые определяет: целенаправленная организация самостоятельной работы студентов (СРС) разных специальностей экономического профиля (менеджмент организаций; экономическая теория; экономика предприятия; экономика предпринимательства на рынке товаров и услуг; финансы, учет и аудит и др.)., что должно быть отражено в положении об организации СРС в условиях кредитно-модульного обучения; развитие профессионально-педагогической компетентности преподавателей путем проведения семинаров и тренингов с целью осознание научно-педагогическими работниками значения и задач самостоятельной работы студентов при формировании у них независимого экономического мышления, умений находить, применять профессиональную и личностно значимую информацию, навыки самообразования, самореализации и саморазвития; созданы условия для обеспечения различных видов самостоятельной работы (подготовка к аудиторным занятиям, поисково-аналитическая работа; научное исследование; стажировки и профессионально-учебная практика на предприятиях); наличие методических рекомендаций (на бумажных и электронных носителях) по выполнению самостоятельной работы по всем учебным дисциплинам в соответствии с рабочими программами; проведение семинаров и тренингов для студентов с целью развития у них способности к самостоятельной познавательной деятельности; осуществление мониторинга самостоятельной работы студентов в условиях кредитно-модульной системы оценивания.

В разделе показано, что самостоятельная работа студентов высших экономических учебных заведений организуется кафедрами и предполагает разработку преподавателями информационно-методического обеспечения содержательных модулей курсов, включающих разнообразные задания, а именно: подготовка к различным видам контроля (текущего, тематического, итогового); закрепление знаний, полученных на лекционных, семинарских-практических и лабораторных занятиях; самостоятельное овладение знаниями в ходе работы с информационными источниками; самостоятельное приобретение практических навыков, развитие умений самообразования. Требования к содержанию задач объединяют: профессиональную направленность (моделирование ситуации производственного характера), интегративность (необходимость сочетания при решении задач ранее усвоенных знаний при изучении различных тем), дифференцированность (соответствие уровню подготовки студентов) и поливариантность (возможность выбора с позиции мотивов, желаний и интересов).

В разделе отмечено, что современная экономическая деятельность требует от специалистов умений оценивать ее результативность, диагностировать препятствия, которые затрудняют ее выполнения, определять пути преодоления трудностей и учета накопленного опыта в дальнейших профессиональных действиях. При этом не менее важна способность поддерживать стабильный психоэмоциональное состояние, положительный чувственно-эмоциональный настрой, предотвращать профессиональном выгоранию.

Соответствии с потребностями современной социально-экономической ситуации в разделе обосновано положение об особенностях организации самостоятельной работы будущих экономистов, которые заключаются в создании условий для развития направленности на развитие оценочно-рефлексивной самостоятельности студентов, предполагает способность личности к рациональному оценки и чувственно-эмоционального осознания сущности профессиональной ситуации, планирование и выполнение действий для достижения успешного результата и прогнозирования последующего хода событий на основе препятствий, возникающих в процессе поиска оптимального выполнения поставленной задачи.

Педагогические условия формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов

Во второй главе - «Педагогические условия формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов» - охарактеризованы диагностику уровней сформированности оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов и обосновано методику формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном экономическом заведении.

Диагностика уровней оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов осуществлялась в ходе констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 419 студентов и 49 научно-педагогических работников (преподавателей кафедр иностранного языка, философии, общей экономической теории, политологии, языковой и психолого-педагогической подготовки, экономики предприятия, международных экономических отношений, региональной экономики и экологии) факультета экономики управления производством Одесского государственного экономического университета и Института экономики и управления Киевского университета славистики и эксперимент осуществлялся в три этапа.

На первом этапе констатирующего эксперимента на основе теоретического анализа проблемы исследования и результатов наблюдения за учебной деятельностью студентов было охарактеризовано структуру оценочно-рефлексивной самостоятельности, состоящую из четырех компонентов: содержательно-мотивационного (способность находить профессионально и личностно значимую информацию для удовлетворения познавательных интересов); коммуникативно-эмоционального (умение осуществлять позитивную коммуникацию в ходе исполнения и презентации задач по результатам самостоятельной работы.) деятельностно-сравнительного (способность критически анализировать процесс и результаты самостоятельной познавательной деятельности, планировать действия для дальнейшего саморазвития); инновационно-импровизационного (способность творчески действовать на всех этапах самостоятельной работы, склонность к импровизации и поиска новых источников информации, форм и методов деятельности, умение продуцировать новые идеи при решении поставленных задач).

На втором этапе констатирующего эксперимента выделены четыре уровня сформированности оценочно-рефлексивной самостоятельности у студентов: - низкий (самостоятельная активность студента детерминируется влиянием преподавателя, его рефлексией в конкретной ситуации профессионального обучения), второй - средний (самостоятельная работа студентов основывается на анализе ранее допущенных ошибок, направленности на их избежания при выполнении задач в настоящем и будущем времени); - достаточный (проявляется в способности анализировать полученные знания, определять собственные учебные достижения и на этой основе прогнозировать и осуществлять самостоятельную деятельность); - высокий (характеризуется умением осуществлять самостоятельную деятельность ситуативно, с учетом предварительно приобретенного опыта, удачно проектировать методы и формы целесообразной и рациональной деятельности, успешно ее презентовать, прогнозируя при этом оптимальные пути профессионального саморазвития). Результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют, такое распределение среди студентов I курса: на низком уровне находилось 66,81% студентов; на среднем - 28,6%; на достаточном - 4,6%; а на высоком - 0%. Среди диагностированных студентов II курса на низком уровне находилось 63,8%, на среднем - 26,6%; на достаточном - 8,6%; а на высоком - 1%. Результаты констатирующего эксперимента позволили обосновать целесообразность диагностики качества организации самостоятельной работы студентов путем определения уровня сформированности их оценочно-рефлексивной самостоятельности.

В разделе обосновано методику формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов в условиях кредитно-модульной системы обучения. Разработка методики проводилась в следующей последовательности: 1) были определены и обоснованы педагогические условия формирования ОРС в будущих экономистов, 2) основываясь на определенных педагогических условиях, было спроектировано структуру, определены этапы реализации методики формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов.

На основе научного анализа теории и практики организации самостоятельной работы студентов определены педагогические условия формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов, к которым относятся: укладка и внедрение тренингов для преподавателей и студентов высших учебных экономических заведений «Основы формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности студентов в условиях кредитно-модульного обучения », разработка и применение комплексного информационно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов; комбинированное использование стилей управления самостоятельной работой, направленной на формирование оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов.

Методика состоит из целевого, стимуляционные-мотивационного, содержательного, операционного и результативного компонентов и реализуется на протяжении трех этапов: проектировочного, практического, оценочно-коррекционного. На проектировочном этапе проводится тренинг, направленный на совершенствование педагогического мастерства преподавателей, их мотивацию к организации самостоятельной работы студентов. Тренинг состоит из вводной, основной и заключительной частей и его продолжительность 6 часов. Задача первой части тренинга сводились актуализации и углублении знаний преподавателей об организации самостоятельной работы студентов, выяснении сущности понятия «оценочно-рефлексивная самостоятельность», а также в развитии у преподавателей акцептации возможных проявлений поведения студентов в ходе выполнения самостоятельных заданий, толерантности по альтернативным взглядам на роль самостоятельной активности студентов и ее влияние на профессиональный рост будущих экономистов, мотивации дальнейшей самообразования. В ходе основной части тренинга происходило углубление знаний преподавателей о возможных трудностях, познавательные барьеры, возникающие в ходе выполнения самостоятельных заданий, стимулирования развития в них эмпатии по вероятной рефлексии студентов в ходе самостоятельной работы.

В процессе заключительной части тренинга осуществлялось формирование у преподавателей навыков комбинировать стили управления самостоятельной работой студентов в зависимости от уровня развития их оценочно-рефлексивной самостоятельности, развитие уверенности преподавателей относительно необходимости и успешности организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

На проектировочном этапе методики происходит также разработка информационно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов преподавателями, предусматривающий структурирование разнообразных дидактических (на бумажных и электронных носителях) материалов, разработок, заданий, которые полностью соответствуют тематике содержательных модулей дисциплин и пригодны для самостоятельной работы студентами в аудиторное и внеаудиторное время.

Практический этап реализации методики начинается с проведения тренинга для студентов «Основы формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности студентов в условиях кредитно-модульной системы обучения». Тренинг для студентов, по своей структуре аналогичный тренинга для преподавателей, направленный на развитие у будущих экономистов мотивации к самостоятельной работе, овладение умениями анализировать и сознательно управлять собственной познавательной деятельностью, формирование уверенности в собственных силах, способности преодолевать познавательные препятствия.

На практическом этапе интерактивной методики осуществляется использования информационно-методического обеспечения в ходе реализации различных форм профессиональной подготовки будущих экономистов (проблемно-модульная, мировоззренчески-рефлексивные лекции, практические и семинарские занятия, решение кейсов, групповое и индивидуальное консультирование, учебные и научные конференции, круглые столы со специалистами в области экономической деятельности, различные экономические проекты). В ходе применения информационно-методического обеспечения осуществляется консультирование студентов, текущее оценивание результативности самостоятельной работы, уточняется оптимальный способ управления самостоятельной работой студентов путем комбинирования авторитарного, либерального и демократического стилей.

На третьем оценочно-коррекционном этапе реализации методики происходит презентация, анализ и итоговое оценивание результатов самостоятельной работы, осуществляется коррекция стилей управления самостоятельной работой студентов. В ходе реализации методики осуществляется формирование всех компонентов оценочно-рефлексивной самостоятельности студентов: содержательно-мотивационного, коммуникативно-эмоционального, деятельностно-сравнительного и инновационно-импровизационного.

Экспериментальная проверка интерактивной методики формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов в условиях кредитно-модульной системы обучения

В третьей главе - «Экспериментальная проверка интерактивной методики формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов в условиях кредитно-модульной системы обучения» - обоснованно методику проведения формирующего эксперимента и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.

В разделе охарактеризован ход экспериментальной проверки эффективности авторской методики формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности, которая происходила в процессе формирующего эксперимента, который проводился на протяжении 2005 - 2007 годов на базе факультета экономики управления производством Одесского государственного экономического университета и Института экономики и управления Киевского университета славистики.

В экспериментальной работе принимали участие 220 студентов первого и 199 студентов второго курсов и 49 научно-педагогических работников (преподавателей кафедр общей экономической теории, иностранного языка, политологии, языковой и психолого-педагогической подготовки, философии, экономике предприятия, международных экономических отношений, региональной экономики и экологии). Эксперимент осуществлялся в следующей последовательности:

  1. определение контрольных и экспериментальных групп студентов первого и второго курсов;
  2. проведение тренинга «Основы формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности студентов в условиях кредитно-модульной системы обучения» для научно-педагогических работников, которые преподавали в экспериментальных группах;
  3. разработка информационно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов;
  4. проведение обучающего тренинга и организация самостоятельной работы студентов экспериментальных групп, направленной на формирование у них оценочно-рефлексивной самостоятельности (студенты получали пакет информационно-методического обеспечения, с задачами для самостоятельной работы с определенными сроками отчетности, методическими рекомендациями по ее проведению, карту СРС, тесты саморегулирования, график концентрации и сроки отчетности);
  5. презентация результатов самостоятельной работы студентов;
  6. диагностирования уровней сформированности оценочно-рефлексивной самостоятельности студентов достигнутых в ходе самостоятельной работы;
  7. осуществление сравнительной характеристики результатов формирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах.

В процессе определения контрольных и экспериментальных групп были использованы критерий Фишера для обоснования правомерности сложившихся объединений студентов на основе сопоставления двух выборок по частоте выявления эффекта, который исследуется. Важным условием обеспечения эффективности формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности студентов является педагогическая компетентность преподавателя, которая проявляется в умениях оптимально сочетать стили управления самостоятельной работой студентов. Анализ хода экспериментального исследования показал, что авторитарный стиль управления (предоставление конкретной информации, советов, указаний по познавательной деятельности студентов, непосредственное оценивание действий студентов в ходе выполнения поставленных задач) целесообразно на начальных этапах самостоятельной работы. Одновременно на последующих этапах самостоятельной работы оптимальным является демократический стиль управления, что создает условия для выявления чувственно-эмоциональных проявлений внутреннего состояния студентов при выполнении самостоятельных заданий, а также ускоряет процессы саморегулирования, самообразования и мотивирует студентов к акцептации собственного развития и взаимной помощи в ходе профессиональной деятельности . Экспериментальная проверка методики формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности студентов показала, что существенным образом на эффективность опытно-экспериментальной работы влияло умение преподавателей проводить индивидуальное консультирование студентов, в ходе которого выявлялись познавательные барьеры студентов и определялись пути их преодоления. Алгоритм проведения индивидуальных консультаций включал: выяснение сущности учебной ситуации, мотивация студентов к свободному высказывания о трудностях, которые у них возникают во время самостоятельной работы, определение особенностей познавательных барьеров, выяснения альтернативных возможностей по их преодолению, начертание плана дальнейших действий студентов, оценки перспектив применения полученных результатов в контексте профессиональной деятельности.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали, что в экспериментальных группах первого и второго курсов динамика роста уровней сформированности ОРС у студентов-будущих экономистов была более продуктивна, чем у студентов контрольных групп, а именно: первый курс - на 45,13%, второй курс - на 41,31%.

Такая разница в сформированности ОРС у студентов контрольной и экспериментальных групп на заключительном этапе формирующего эксперимента подтверждает эффективность применения интерактивной методики формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов в ходе профессиональной подготовки.

В общих выводах изложены результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов в процессе профессиональной подготовки.

Выводы

1. Научный анализ основных теоретических подходов к организации самостоятельной работы студентов вузов дает основания утверждать, что при существующем многообразии концепций наблюдается определенное сходство в направлении исследований в обоснование оптимальных условий обеспечения эффективности самостоятельной познавательной активности будущих специалистов в условиях непрерывного образования. Требования к организации самостоятельной работы студентов касаются обеспечения педагогических и дидактических условий реализации учебного процесса (преемственность в принципах, формах в методах самостоятельной познавательной деятельности, ее личностно и индивидуально ориентированный характер, развитие мотивации, способностей студентов к выполнению самостоятельных заданий, разработки и структурирования информационно-методического обеспечение самостоятельной работы, особенности использования информационных технологий). Методические основы организации самостоятельной работы студентов конкретизируют пути реализации учебного процесса в условиях профессиональной подготовки специалистов различных профилей, а также при изучении иностранных языков профессионального направления.

На основе анализа особенностей современной социально-экономической ситуации доказано, что специфика организации самостоятельной работы будущих экономистов заключается в обеспечении развития оценочно-рефлексивной самостоятельности студентов, которая проявляется в способности рационально оценивать конкретное профессиональное задание, оптимально планировать и выполнять действия, направленные на достижение положительного результата и одновременно осуществлять чувственно-эмоциональное регулирование личностного восприятия процесса преодоления препятствий, возникающих при решении профессионально-учебных задач экономического содержания.

2. Оценочно-рефлексивная самостоятельность в исследовании рассматривается как интегрированная личностное качество, сочетающий способность находить профессионально и личностно значимую информацию для удовлетворения познавательных интересов, умение осуществлять позитивную коммуникацию в ходе выполнения и представления результатов самостоятельной работы, анализировать собственные достижения, умение продуцировать новые идеи и альтернативные решения, планировать дальнейшее профессиональное развитие в сфере экономики с целью карьерного роста.

Определены компоненты оценочно-рефлексивной самостоятельности (содержательно-мотивационный, деятельностно-сравнительный, коммуникативно-эмоциональный, инновационно-импровизационный) и осуществлен диагностику сформированности оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов в соответствии с определенными уровней (низкого, среднего, достаточного, высокого).

3. Обгрунтовано педагогические условия формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов: разработка и внедрение тренингов для преподавателей высших учебных экономических заведений, направленных на развитие их педагогической компетентности при организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, а также проведение обучающего тренинга для будущих экономистов, задачей которого является мотивация студентов к самостоятельной познавательной деятельности; развитие в них оценочно-рефлексивной самостоятельности, улучшения их самооценки, о процессе профессиональной деятельности за счет выявления познавательных барьеров и успешного их преодоления студентами; ознакомление студентов-будущих экономистов со стилями управления самостоятельной работой с последующим анализом их использования по производительности СРС.

4. Разработан и экспериментально проверена методика формирования оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов в условиях кредитно-модульного обучения, которая реализуется на протяжении проектировочного (проведение тренинга для преподавателей, направленного на развитие мотивации преподавателей к организации самостоятельной деятельности студентов, разработка информационно-методического обеспечения учебного процесса); практического (проведение тренинга для студентов, осуществление управления их самостоятельной работой, происходит применение информационно-методического обеспечения, групповое и индивидуальное консультирование, диагностирование результативности самостоятельной деятельности, выявление познавательных барьеров и определение возможных путей их преодоления); оценочно-коррекционного (презентация, анализ и оценивания знаний студентов, коррекция стилей управления самостоятельной работой студентов) этапов.

5. Подготовлены методические рекомендации по формированию оценочно-рефлексивной самостоятельности будущих экономистов, которые включают указания по организации и проведению обучающих тренингов для преподавателей и студентов и реализации индивидуального консультирования студентов направленного на выявление сущности познавательных барьеров и их использование для мотивации дальнейшей самостоятельной деятельности. Индивидуальное консультирование предполагает выяснение сущности познавательно-учебной ситуации, создание условий для свободного выражения студентов о трудностях, которые у них возникли в ходе самостоятельной работы, определение особенностей познавательной деятельности студента и характер познавательных затруднений, выяснения альтернативных возможностей по их преодолению, начертание студентом плана дальнейших действий, перспектив применения полученных результатов в контексте будущей профессиональной деятельности.

Анализ результатов педагогического эксперимента свидетельствует, что все показатели эффективности использования интерактивной педагогической методики в профессиональной подготовке будущих экономистов на конец исследовательской работы в экспериментальных группах выше, чем у контрольных.

Результаты научного исследования могут быть использованы для подготовки методических рекомендаций, предложений, пособий для подготовки и переподготовки специалистов по экономике для преподавателей и студентов высших экономических учебных заведений.

Дальнейшего исследования требуют, в частности такие аспекты как особенности управления самостоятельной работой студентов старших курсов в ходе выполнения научно-исследовательских работ, а также дидактические основы подготовки преподавателей к организации самостоятельной работы студентов.