Каталог статей

Смоквина А.А.

Формирование политики инновационно инвестиционного развития региона в условиях его рыночной трансформации (на примере Одесского региона)

Инновационный вектор развития становится непременным атрибутом стратегии современного экономического роста страны. Но инновационные процессы напрямую связаны с инвестиционной и общей экономической активностью. Поэтому только такие из них, которые обеспечены инвестициями, можно рассматривать как катализатор устойчивого социально-экономического развития на разных уровнях. Итак, актуальность приобретает комплексное рассмотрение инновационно-инвестиционных процессов, особенно на региональном уровне, и формирование и внедрение действенных механизмов по учету их комплексности в региональной политике.

Стремительное развитие рыночных отношений, экономических процессов и мирового инновационного процесса способствовали накоплению в экономике регионов рыночных трансформаций и структурных изменений, что объективно требует пересмотра содержания региональной политики и изменения методических подходов к управлению инновационно-инвестиционным развитием регионов.

Вопросам управления региональным развитием в условиях устойчивого развития и кризиса, в частности инновационного и инвестиционного развития регионов Украины, много научных работ посвятили известные ученые ведущих научных и образовательных учреждений Украины: А. Амоша, И. Александров, Б. Вишневский, М. Войнаренко, В. Геец, В. Герасимчук, И. Грузнов, А. Кузьмин, Б. Мизюк, В. Осипов, И. Петрович, И. Продиус, А. Садеков, С. Соколенко, В. Хмель, М. Чумаченко. Методологию его трансформации и управления ею разработана А. Алимов, И. Алексеев, Б. Буркинский, В. Гончаров, В. Гринева, С. Дорогунцов, С. Ерохин, В. Захарченко, И. Лукинов, Б. Одягайло.

Вместе с тем, следует заметить, что целый ряд вопросов инновационно-инвестиционного развития региона до сих пор остается нерешенной. Прежде всего, это касается формирования соответствующей региональной политики, что, комплексно подходя к управлению инновационными и инвестиционными процессами, учитывает накопленные структурные изменения и рыночной трансформации экономики региона. Требуют совершенствования теоретико-методическое обеспечение процесса ее формирования, внедрения, сопровождения и оценки последствий, механизм оценки инновационно-инвестиционного имиджа и резервов инновационно-инвестиционного развития региона, а также программа мероприятий, способствующих эффективности и действенности региональной политики.

Актуальность и практическая значимость тематики, недостаточная разработанность указанных вопросов обусловили выбор темы работы, ее направлений.

Теоретико-нормативные основы разработки политики инновационно-инвестиционного развития региона

В первой главе - "Теоретико-нормативные основы разработки политики инновационно-инвестиционного развития региона" рассмотрены и исследованы теоретические аспекты формирования региональной политики инновационно-инвестиционного развития, инвестиционные и инновационные процессы обосновано как целостный объект политики развития региона. Показано, что при определении понятий инвестиции, инновации, инновационно-инвестиционной деятельности, инвестиционного процесса, инновационно-инвестиционных политики, привлекательности среды, климата и имиджа недостаточно учтены их взаимосвязь с политикой государственного и регионального развития.

Обоснованно, что в условиях рыночной трансформации приобретают актуальность структурные инновации (технические и экономические изменения, отличные от существующих аналогов и направлены на совершенствование производственного процесса и повышения эффективности инвестиционной деятельности инновационно-активных предприятий, и позитивные структурные изменения в экономике региона) и структурные инвестиции (вложения финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов в инвестиционные активы инновационно-активных предприятий для их превращения в реальный инновационный потенциал региона). Они влияют на инновационный потенциал региона, определен как совокупность его инновационных возможностей, оцененных совокупности показателей или факторов, характеризующих его источники, ресурсы и другие резервы, что можно использовать в инновационном развитии.

Инновационно-инвестиционными процессами в регионах есть совокупность процессов, связанных с инвестированием инновационных изменений, направленных на совершенствование производственного процесса его предприятий и инфраструктуры с целью повышения эффективности использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов, и обеспечение конкурентоспособности региона. А под инновационно-инвестиционным развитием региона (ИИРР) понимается социально-экономическое развитие вследствие усиления региональных инновационно-инвестиционных процессов. Его качественной характеристикой является инновационно-инвестиционный имидж региона, который измеряется соответствующим рейтингом.

Устойчивое ИИРР требует системного подхода, поэтому необходимы изменения в системе управления, которые обеспечат: приоритеты научно-технического, промышленного, социально-экономического развития региона, его структурную перестройку и технологическую модернизацию; формирование и организационное обеспечение региональных научно-технических, инновационных программ и проектов; стимулирование развития действующих и создания новых научно-технических, инновационных, научно-производственных структур. Система будет работать эффективно в условиях учета и правового закрепления менения регионов в региональной политике инновационно-инвестиционного развития. К сожалению, существующая нормативно-правовая база инвестиционной и инновационной деятельности содержит существенные противоречия, несовершенные механизмы реализации законов, действенность которых подзаконные акты сводят на нет. Требуется неотложное упрощение налоговой системы, регистрационных и лицензионных процедур, создание действенной инфраструктуры фондового рынка, формирование привлекательного инновационно-инвестиционного климата для иностранного капитала.

Политику инновационно-инвестиционного развития региона в условиях рыночных трансформаций (ПИИРР) определен как комплексную составляющую общей государственной политики регионального экономического развития, одновременно охватывает инновационные и инвестиционные процессы, которая призвана сформировать в регионе благоприятный инвестиционный климат и организационно-экономические основы, отвечающие потребностям инновационной экономики и позитивным структурным изменениям региона.

К условий и факторов, ограничивающих или способствуют инновационно-инвестиционном развитии региона, отнесены: инвестиционная среда, привлекательность, климат, потенциал и риски; инновационный потенциал региона; инновационно-инвестиционный имидж. Их современное и будущее состояние являются точками начала и конца действия региональной политики, которые целесообразно выбрать индикаторами эффективности реализации политики для контроля и регулирования ИИРР.

Тенденции инновационно-инвестиционных процессов и влияние региональной политики на их развитие

Во второй главе "Тенденции инновационно-инвестиционных процессов и влияние региональной политики на их развитие" исследуется развитие инновационно-инвестиционных процессов на региональном уровне.

Поскольку статистическая отчетность разделяет инновационные и инвестиционные процессы, поэтому их исследовано за 2004-2007гг. отдельно. Относительно инвестиционной составляющей установлены следующие положительные тенденции: активизация отечественных и иностранных инвесторов, распространение сферы инвестирования, рост продолжительности и объема инвестиции в основной капитал с соответствующим обновлением технико-технологического состояния производства, структурными изменениями в инвестировании. Вместе наблюдались: снижение темпов прироста инвестиционных процессов, что отражает насыщенность существующих ниш инвестирования; замедление вмешательство в инвестиционные процессы государства, прежде общегосударственного и местного финансирования; географическая неравномерность инвестиций, которая усиливает все диспропорции социально-экономического развития региона, недостаточный уровень использования потенциальных инвесторов и кредитного ресурса банков; негативные политические условия, несовершенная нормативно-правовая база инвестирования, фискальная и судебная системы защиты прав инвесторов. Относительно инновационной составляющей установлено: сохранение высоких темпов инновационных процессов в Одесской области среди регионов Юга на фоне падения количества видов инновационной продукции; концентрация инноваций в производственной сфере, в основном, машиностроении, пищевой, химической и нефтехимической промышленности при их слишком низком количестве; рост расходов на технологические инновации и доминирование доли продукции претерпела существенные технологические изменения или внедрена в течение трех последних лет; доминирование собственных средств предприятий как источника финансирования инноваций; недостаточная кадровая обеспеченность.

В государственных и региональных программах, направленных на развитие инновационно-инвестиционных процессов в Украине, несмотря на подчеркивание уровня условий поддержки, преимущество предоставляется не инновационным, а инвестиционным проектам. Так, в программе «Финансовая поддержка инновационных и инвестиционных проектов по внедрению передовых технологий в промышленности, в т.ч. технопарками, за удешевления кредитов "в 2007г. с 19 профинансированных проектов только 3 являются инновационными.

Темпы и объемы инновационных и инвестиционных процессов отражают определенные структурные сдвиги и рыночные трансформации экономики и инфраструктуры Одесского региона в 2004-2007гг., Но не ускоряют экономическое развитие региона. Состояние инвестиционных процессов не способствует ускорению инновационной трансформации региональной экономики и формированию инновационного вектора инвестирования.

Анализ инновационной и инвестиционной составляющих регионального развития, по данным статистической отчетности, показал, что таким образом нельзя в полной мере оценить эффективность политики инновационно-инвестиционного развития региона. Поэтому использованы аналитические подходы, построенные на факторном и корреляционно-регрессионном анализе, производственных функций, позволяющих изучить эффективность ИИРР и его политики более глубоко, определить наиболее значимые факторы и резервы повышения эффективности, адаптировать их к работе в условиях рыночных трансформаций.

Оценивать эффективность политики инновационно-инвестиционного развития региона целесообразно показателем рентабельности инвестиций инновационно-активных предприятий, используя регрессионную модель уровня рентабельности и расширенную производственную функцию, связывающую инновационные расходы, инвестиции в инновации с прибылью от их использования. Таким образом, инновационная активность предприятий региона становится степени использования его инновационного потенциала и фактором, формирующим инновационно-инвестиционный имидж. На реализованную продукцию инновационно-активных предприятий влияет: их количество и инновационная производительность. Доминирует интенсивный путь развития: удельный вес прироста за счет инновационной производительности в общей сумме достигла 94,5%, поэтому резервы развития инвестиционно-инновационных процессов в регионе заложены в повышении количества инновационно-активных предприятий.

Это позволяет оценить влияние факторов на балансовую прибыль, сформировать ряд показателей оценки: средней эффективности использования каждого вида ресурсов, предельной эффективности использования ресурсов, показатели эластичности балансовой прибыли и потребности в одном из ресурсов при заданных его величинах и других ресурсах, фондовооруженность труда, предельные нормы замены одного ресурса другим.

Оценка инновационно-инвестиционного имиджа региона в условиях рыночных трансформаций способствует: информационному обеспечению всех сфер хозяйственной деятельности о конкурентоспособности продукции и услуг региональных комплексов и их инновационно-активных предприятий, реализацию стратегии и социально-экономическое развитие региона; положительным трансформациям и формированию высокоэффективной структуры его экономики. Приоритетные объекты оценки: роль науки в жизни общества, интеграция в мировое информационное пространство, доработка налоговой политики в инновационной плоскости, развитие инновационной инфраструктуры. Алгоритм оценки содержит: оценку инвестиционной привлекательности внешней среды предприятий, определение рейтинга деловой активности инновационно-активных и инвестиционно-привлекательных предприятий, установление резервов развития инновационно-инвестиционных процессов. Обоснованно цели, показатели и методы расчета ИИРР. Разработаны аналитические инструменты, пригодные для периодического анализа: инвестиционной среды региона; инвесторов; предприятий, получающих инвестиции; инновационно-активных предприятий.

Политика инновационно-инвестиционного развития региона и его методически-инструментальное обеспечение в условиях рыночных трансформаций

В третьей главе "Политика инновационно-инвестиционного развития региона и его методически-инструментальное обеспечение в условиях рыночных трансформаций" предложено собственную концепцию формирования региональной политики в условиях рыночной трансформации экономики региона, которая опирается на новые явления и процессы, содержит изменения методических подходов.

Структурный подход к формированию региональной политики инновационно-инвестиционного развития имеет целью развитие инновационного потенциала региона на основе активизации инвестиционной поддержки позитивных структурных изменений его экономики по шести обоснованными направлениями. Он позволяет, используя мировой опыт организации инновационного процесса, создать новые формы и механизмы инновационно-инвестиционного развития региона. Положительной структурным изменением считается такая, что повышает инновационный потенциал региона или создает условия для его повышения.

Принципами структурного подхода являются: признание модели инновационного развития экономики приоритетной; создание экономико-правовых условий и механизмов превращения инноваций в фактор экономического роста; максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства в приоритетных отраслях, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования; эффективный развитие и использование собственного научно-технического потенциала, его реформирования в соответствии с целями политики; сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности как источника доходов; ускорения структурных изменений экономики регионов. Но системное управление инновационно-инвестиционным развитием эффективно лишь при условии учета менения регионов и их закреплении в региональной политике. К сожалению, существующая нормативно-правовая база инвестиционной и инновационной деятельности является несовершенной, а на выбор форм организации инновационно-инвестиционных процессов в регионе, их инструментов и механизмов существенно влияют территориальные, отраслевые и структурные особенности научно-технического потенциала региона.

Составляющие соответствующей региональной политики должны базироваться на положениях, разработанных для ее инновационной, инвестиционной и согласительной составляющих отдельно. Ее внедрение требует разработки инновационно-инвестиционного механизма, состоящего из механизмов различной природы, которые будет реализовывать ПИИРР .

Методическое обеспечение Пирр дополняют нетрадиционные методологические подходы: а) кopeляцийнo-peгpeсийна мoдeль pивня peнтабeльнoсти инвестиций, б) производственная функция, усовершенствована путем редукции ресурсных факторов величины балансовой прибыли и б) методика оценки резервов инновационно-инвестиционного развития региона, содержащего девьятифакторну модель инвестиционного прибыли инновационно-активных предприятий региона, с помощью которой рассчитывается прибыль и устанавливается наличие резервов относительно базисного уровня по факторам.

Апробация методик и моделей установила, что на значительном количестве инновационно-активных предприятий Одесского региона детерминированы резервы исчерпаны. Обосновано, что рентабельность инвестиций можно повысить: уменьшая инвестиции в основной капитал, увеличивая производительность труда, эффективность инноваций и специализацию производства, одновременно снижая продолжительность оборота оборотных средств при выпуске продукции за счет инвестиции.

Действенный механизм поиска резервов ИИРР образуется выполнением оценки инвестиционной прибыли инновационно-активных предприятий региона в три этапа с уточнением состава резервов. Определены показатели инновационно-инвестиционного развития регионально-отраслевого уровня как характеристики средних и предельных значений показателей эффективности использования ресурсов, дающих реальную максимально возможную величину балансовой прибыли при имеющихся ресурсах: стоимости основных производственных фондов; численности работников предприятий; инвестиций в основной капитал; инновационных затрат. Это позволяет определить в дальнейшем резервы роста региональной экономики, возможности, пути и направления их использования.

Исследовать глубинные инновационно-инвестиционные процессы в регионе в зависимости от выбранного типа ПИИРР можно на совокупности: всех инновационно-активных предприятий или предприятий, образующих кластер, технопарк или технополис, или инновационно-активных предприятий определенного комплекса.

Эффективность инновационно-инвестиционной политики развития региона обеспечивает системное совершенствование общего регуляторного механизма предпринимательской деятельности, налоговой и кредитной политики, организационного механизма внедрения и сопровождения.

Относительно общего регуляторного механизма предпринимательской деятельности предложено: законодательные изменения, процедурные вопросы относительно внедрения регуляторной политики; элементы публичной ответственности за разработку регуляторных актов путем размещения в сети Интернет; мотивация для местных властей внедрять регуляторную политику, то есть создавать благоприятный для развития бизнеса регуляторный климат.

Относительно налоговой политики обоснованно: ликвидацию большинства льгот, запрещении введения новых налогов, платежей и отчислений в бюджет. За прирост объемов реализации инновационной продукции снижать налоги и размер налогообложения части прибыли, полученной благодаря приросту. Не увеличивать существующих ставок и не вводить новых видов услуг, облагаемых госпошлиной. Местные налоги и платежи налогового характера для инновационно-активных предприятий установить в пределах разницы между 30% от суммы, аккумулируется государственным бюджетом.

Относительно кредитной политики предлагается: введение абсолютной анонимности счетов, повышение ставок по депозитам в национальной валюте до уровня высшего от темпов инфляции, уменьшение маржи и ставок налогообложения прибыли банков, созданных офшорных банковских зон на период достижения необходимой концентрации иностранного банковского капитала в экономике, дополнительное налогообложение прибыли коммерческих банков при завышении ими уровня маржи. Целесообразное изменение механизма предоставления кредитов из бюджета резидентам по принципу их пятиступенчатой эшелонирования относительно влияния на инновационное развитие регионов, инновационных изменений.

Относительно организационного механизма внедрения и сопровождения ПИИРР усовершенствована организационная структура управления регионом создания "Центра управления его инновационно-инвестиционным развитием". Его целью является рациональное использование инвестиционного потенциала региона, консолидация инвестиционных ресурсов по реализации инновационных проектов. Обоснованы основные первоочередные и перспективные направления и задачи работы центра и его структурных подразделений. Максимально упрощенная и функционально насыщенная организационная структура, проектный метод создания рабочих групп для выполнения исследований не требует значительных затрат, но позволяет выполнить полный объем задач и решить целый ряд проблем рыночной трансформации региональных экономик. Предложенный комплекс мер значительно упрощает механизм внедрению и последующему сопровождению инновационно-инвестиционной политики развития региона.

Выводы

В диссертации приведено теоретическое обобщение и новое решение научно-прикладной задачи, что проявляется в обосновании теоретико-методических положений по формированию политики инновационно-инвестиционного развития региона в условиях его рыночной трансформации и разработке практических рекомендаций по ее внедрению. Все поставленные задачи решены, сформулированы следующие выводы и рекомендации:

1. В диссертации уточнены основные понятия и категории теоретико-методического обеспечения процесса формирования политики инновационно-инвестиционного развития региона, прежде всего: структурную инновацию, структурную инвестицию, политику инновационно-инвестиционного развития.

2. В ходе исследования выявлено, что к характеристикам и факторов, влияющих на инновационную и инвестиционную составляющие регионального развития, ограничивают и способствуют инновационно-инвестиционном развитии региона, относятся: инвестиционная среда, инвестиционный климат, потенциал, риски, имидж, привлекательность, инновационный потенциал региона. Их современный и будущее состояние являются точками отсчета начала и конца действия региональной политики. Именно их изучено и избраны индикаторами эффективности реализации политики в системе контроля и регулирования инновационно-инвестиционного развития региона. Доказано, что ни темпы, ни объемы инновационных и инвестиционных процессов 2004-2007гг. не способствовали экономическому развитию региона, но отражали определенные структурные изменения и рыночной трансформации экономики и инфраструктуры регионов.

3. В диссертации доказано, что оценка инновационно-инвестиционного имиджа региона в условиях рыночных трансформаций существенно изменяется, поэтому ее предложено выполнять по совокупности методик: определение уровня инвестиционного состояния регионов, оценки благоприятности внешней среды для деятельности предприятий, определение рейтинга деловой активности промышленных предприятий. Разработан алгоритм использования и перечень показателей оценки рейтинга инновационно-активных предприятий при выборе объекта инвестирования. С такой стороны оценка инновационно-инвестиционного имиджа региона в условиях рыночных трансформаций становится логической составляющей частью политики инновационно-инвестиционной развития региона.

4. Предложенный автором структурный подход к формированию региональной политики инновационно-инвестиционного развития, его принципы и система управления инновационно-инвестиционным развитием в качестве теоретических основ указанной политики направлены на: структурную перестройку и технологическую модернизацию региона, формирование и организационное обеспечение региональных программ и проектов, стимулирование развития действующих и создание новых научно-технических, инновационных, научно-производственных структур. Это учтено в инновационно-инвестиционном механизме, который содержит составляющие различной природы для реализации политики.

5. В диссертационной работе предложено аналитические подходы к изучению резервов инновационно-инвестиционного развития региона в условиях рыночных трансформаций. Разработан девьятифакторну модель инвестиционной прибыли инновационно-активных предприятий региона, по которому оценивается прибыль и устанавливаются резервы. По каждому из 9-и факторов перечислены показателей. Установлено, что на значительном количестве инновационно-активных предприятий Одесского региона детерминированы резервы исчерпаны. Действенный механизм контроля последствий политики инновационно-инвестиционного развития региона образуется оценке инвестиционной прибыли различных групп инновационно-активных предприятий региона трижды разными способами. Показатели инновационно-инвестиционного развития регионально-отраслевого уровня определен как характеристики средних и предельных значений показателей эффективности использования ресурсов.

6. Автором в диссертации разработаны методические положения по оценке эффективности политики инновационно-инвестиционного развития региона, в частности, ее последствий. Оценка осуществляется по показателю рентабельности инвестиций, используя корреляционно-регрессионную модель уровня рентабельности и расширенную производственную функцию, связывающую инновационные расходы, инвестиции в инновации с прибылью от их использования. Доказано, что рентабельность инвестиций можно повысить: уменьшая инвестиции в основной капитал, увеличивая производительность труда, эффективность инноваций и специализацию производства, одновременно снижая продолжительность оборота оборотных средств при выпуске продукции за счет инвестиции. Установлено, что на величину реализованной продукции инновационно-активных предприятий влияет два фактора: их количество и инновационная производительность. Предложено чотирьохфакторну производственную функцию, усовершенствованную путем редукции ресурсных факторов величины балансовой прибыли, что позволяет оценить влияние на него отдельных весомых факторов, сформировать ряд показателей оценки эффективности использования ресурсов.

7. Инновационно-инвестиционная политика развития региона должна сопровождаться комплексом мер в виде системного усовершенствования внешних механизмов: общего регуляторного механизма предпринимательской деятельности, налоговой и кредитной политики, организационного механизма ее внедрения и сопровождения. Именно так поиск резервов завершится организационно и воплотится в реальные программы регионального развития, а инструменты сопровождения превратятся в объект постоянного мониторинга и контроля, что обеспечивает обоснованность, комплексность и системность мер. Относительно общего регуляторного механизма дополнен две характеристики механизма: последовательность принятия и внедрения регуляторных актов; законодательное отражение изменений. Сформулированы перечень процедурных вопросов относительно внедрения регуляторной политики, что надо урегулировать. В налоговой и кредитной политики предлагается изменение их направленности и приоритетов: в налоговой политике - оптимизация состава и ставки налогов и существующих льгот, в кредитной политике - изменение механизма бюджетного кредитования с учетом влияния на инновационное развитие регионов. Организационный механизм внедрения и сопровождения инновационно-инвестиционной политики развития региона воплощается в "Центр" управление его инновационно-инвестиционным развитием и его задачи.

Использование разработок диссертации обеспечивает систему управления регионом комплексом методических инструментов, учитывающих накопленные трансформации региона, повышают качество формирования и эффективность инновационно-инвестиционной политики его развития, значительно упрощают механизм ее внедрения и последующего сопровождения.