Каталог статей |
Синяева Л.В. Формирование системы антикризисного управления затратами на оплату труда в УкраинеСовременная экономика Украины развивается в условиях экономического кризиса, который начиная со второй половины 2008 г. охватила большинство стран мира. Следствием нестабильности финансовой системы страны стала асинхронная взаимодействие всех элементов рыночного механизма, что привело к возникновению ряда негативных социально-экономических явлений, и прежде всего - в трудовой сфере. Вопрос установления заработной платы работников и определения размера расходов на оплату труда выступают основной составляющей социально-трудовых отношений на всех уровнях управления и в то же время - самой существенной причиной возникновения трудовых конфликтов (споров). В структуре расходов российских работодателей на рабочую силу затраты на оплату труда занимают наибольший удельный вес, а поскольку кризисные явления в экономике стимулируют предпринимателей снижать стоимость производства, во многих случаях эта задача достигается именно за снижения расходов на оплату труда. Таким образом, в современных условиях определения расходов на оплату труда должен быть системным, управляемым и направленным на смягчение кризисных последствий. Только при таких условиях оплата труда останется основным стимулом к высокоэффективного труда, обеспечит основу к росту эффективности труда и национальной экономики в целом. Исследованию природы экономического кризиса, обстоятельному изложению ее проявлений и последствий, в том числе в сфере оплаты труда, посвящены работы таких известных экономистов, как Дж.Кейнс, Н. Кондратьев, К. Маркс, Д. Рикардо, Ж. С. Сисмонди, М. Туган-Барановский, Й. Шумпетер. Проблемы оплаты труда на различных этапах развития экономики нашли отражение в трудах национальных и зарубежных ученых-экономистов. Среди них следует выделить украинских исследователей - А. И. Амоша, Д. П. Богиню, В. Я. Брича, М. Д. Ведерникова, В. М. Гончарова, В. М. Данюк, Н. В. Дудина, Г. Т. Завиновську, А. В. Калину, Т. А. Костышин, А. М. Колота, Г. Т. Куликова, В. Д. Лагутина, Н. Д. Лукьянченко, А. Ф. Новикову, В. М. Нижника, Н. А. Павловской, А. Н. Уманского, А. А. Турецкого, российских ученых - Н. А. Волгина, И. В. Гейца, Б. М. Генкина, Ю. П. Кокина, Б. Г. Мазманову, В. Д. Ракоты, Г. Е. Слезингера, Р. А. Яковлева и зарубежных ученых - Н. Армстронга, С. Л. Брю, Я. Кесслера, К. Р. Макконелл, А. Маршалла, Н. Х. Мескона, Ф. Хедоури, Р.Дж.Еренберга. Учитывая значимость и ценность исследований указанных авторов, необходимо отметить, что теоретические и методологические основы формирования и распределения затрат на оплату труда в условиях кризиса экономики еще не разработаны, а освещены лишь отдельные аспекты проблемы. Это подтверждает актуальность темы исследования, обусловливает постановку ее целей и задач. Теоретико-нормативные основы разработки политики инновационно-инвестиционного развития регионаВ первой главе «Теоретико-методологические основы формирования системы антикризисного управления затратами на оплату труда» исследована эволюция научных взглядов на сущность и принципы распределения доходов в обществе, обоснованы социально-экономическую роль заработной платы и управления расходами на оплату труда в условиях кризиса экономики, изучены особенности реализации механизмов регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой. Изучение положений научных теорий Д. Б. Кларка, Дж. Кейнса, А. С. Пигу, Дж. Бьюкенена по формированию и распределению доходов позволило сделать вывод о невозможности достижения равенства в распределении доходов через разные возможности людей в предоставлении услуг труда; неравенство доходов при распределении общественного продукта является не результатом классового противостояния, а следствием объективных рыночных отношений по обмену услугами и получение соответствующих доходов. На основе проведенного исследования определены основные функции закона распределения и механизм их реализации. Закон распределения обеспечивает определение доли различных отраслей в общественном продукте и национальном доходе, влияет на формирование доходов и структуру потребностей населения и степень их удовлетворения, стимулирует рост производства и повышение его эффективности. Критическое обработки и обобщения теорий указанных выше ученых стало основой для выделения основных принципов распределения доходов: принцип распределения по труду, принцип распределения по собственности (приобретенным или унаследованным правом), принцип распределения по способностям, принцип распределения в зависимости от прибыли от владения ценными бумагами, принцип распределения по результатам предпринимательской деятельности, принцип распределения через коллективные формы потребления. Определено, что в условиях экономического кризиса повышается значимость заработной платы как индикатора развития социально-экономической сферы. Принципиально новый подход к определению социально-экономической роли заработной платы в современных условиях состоит в комплексном учете категорий спроса и предложения, стоимости воспроизводства ресурсов для труда, конкуренции, факторов производства, заинтересованности, действий государства, профсоюзов и работодателей. Обосновано, что полная реализация основных функций заработной платы в условиях экономического кризиса невозможна вне сферы государственного вмешательства, и прежде всего взвешенного установления размера минимальной заработной платы. Изучение опыта регулирования заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой позволило сделать вывод о целесообразности адаптации отдельных его элементов, в частности гибкого регулирования минимальной заработной платы, использование почасовых систем оплаты труда, внедрение мероприятий по защите заработной платы наемных работников в управленческую практику в Украине. Сравнение действующего национального законодательства в сфере оплаты труда и законодательные акты европейских стран по вопросам оплаты труда доказало их соответствие, что создает основания для беспрепятственного со стороны законодательства внедрение элементов зарубежного опыта регулирования заработной платы. Оценка состояния и проблем государственного регулирования расходов на оплату труда в УкраинеВо второй главе «Оценка состояния и проблем государственного регулирования расходов на оплату труда в Украине» проведен сравнительный анализ динамики реальной и номинальной заработной платы в Украине, изучены особенности системы коллективно-договорного регулирования расходов на оплату труда, разработаны концептуальные основы формирования и регулирования расходов на оплату труда на различных уровнях. Реформирование экономики Украины и потеря государством действенных рычагов регулирования оплаты труда, которые существовали в условиях плановой экономики, привело к возникновению значительных проблем в сфере оплаты труда, одной из которых является несоответствие динамики реальной и номинальной заработной платы. Значительное расхождение в темпах изменения указанных показателей, существенная дифференциация заработной платы в отраслевом и межрегиональном разрезах, опережение темпов роста инфляции над темпами роста реальной заработной платы и соответствующее отставание прироста основного экономического показателя (ВВП) свидетельствуют о разбалансированности между функционированием экономической системы и оплатой труда. В процессе исследования определено, что статистическое роста средней заработной платы в Украине не связывается с эффективностью экономической деятельности, а является результатом повышения уровня минимальной заработной платы. При этом вследствие использования на предприятиях несовершенной техники и технологии, низкого уровня организации производства распространение в Украине является практика установления низкой стоимости рабочей силы, экономии на оплате труда. Наиболее острыми проблемами, которые требуют государственного регулирования оплаты труда в Украине на современном этапе, определены: неэффективное регулирование доходов и заработной платы в совокупных доходах населения; необоснованная дифференциация заработной платы по отраслям и видам экономической деятельности; необоснованно низкий уровень МЗП; задолженность по заработной плате; неисполнение законодательства в сфере оплаты труда. При исследовании механизма регулирования затрат на оплату труда на локальном уровне выделены негативные тенденции разбалансированности между оплатой труда и эффективностью производства, что связано с ростом в себестоимости доли материальных затрат и соответственно - сокращение доли фонда оплаты труда (ФОТ), низкой рентабельностью труда в промышленности, использованием низкоквалифицированной рабочей силы. При этом уровень заработной платы на промышленных предприятиях Украины остается в 5-10 раз ниже, чем на промышленных предприятиях Евросоюза. С целью решения определенных проблем предложены рекомендации по повышению качества формирования и распределения ФОТ, в частности, предлагается распределять ФОТ предприятия на две части: базовую и переменную. Базовая часть ФОТ должна быть в прямой зависимости от реализации главной задачи как предприятия в целом, так и отдельного структурного подразделения и достигнутого уровня показателей, обеспечивающих его конкурентоспособность - производительность труда, качество продукции, себестоимость, объем производства и реализации продукции. Ее размер должен быть достаточным для удержания квалифицированных работников, стимулирования стабильности их работы и стабильности работы подразделений, в которых они работают. Переменная часть ФОТ должна находиться в прямой зависимости от повышения результативности труда работника и доходности предприятия в целом и отдельных его подразделений. Таким образом, если базовая часть ФОТ зависит от достигнутой результативности труда и доходности, то переменная его часть - от темпов их прироста. Предложены научно-методические подходы к регулированию затрат на оплату труда, которые наиболее приемлемы на современном этапе развития национальной экономики и основываются на сопоставлении затрат и результатов хозяйственной деятельности на любом уровне национальной экономики. Анализ теоретических подходов к формированию и распределению расходов на оплату труда позволил определить главные методологические принципы, на которых должно быть обеспечено обоснованное повышение расходов на оплату труда. Осуществлено углубление теорий Кэмпбелла Р. Макконелла, А. Маршалла, П. Дугласа и Ч. Кобба, Г. Слезингера, которые исследовали вопросы оплаты труда, что позволило доказать, что обобщающим показателем, определяющим обоснованность расходов на оплату труда, является производительность экономической системы. В то же время доказано, что использование на практике разработанных подходов регулирования расходов на оплату труда не может происходить вне оперативным контролем со стороны государства за формированием и распределением расходов на оплату труда от локального до национального уровней. Вмешательство государства в эти процессы позволит решить проблемы регулирования оплаты труда и обеспечить соответствие между расходами на оплату, количеству и качеству труда. Управление нормированием труда как основа формирования системы антикризисного управления затратами на оплату трудаВ третьей главе «Управление нормированием труда как основа формирования системы антикризисного управления затратами на оплату труда» рассмотрена сущность нормирования труда как фактора роста конкурентоспособности в условиях экономического кризиса, определены направления совершенствования правовой базы нормирования труда в Украине, предложены формирования комплексного механизма управления нормированием труда в системе антикризисного управления затратами на оплату труда. Доказано, что в системе регулирования расходов на оплату труда важная роль принадлежит нормированию труда. Его приоритетными задачами в контексте формирования справедливой заработной платы в условиях экономического кризиса определены: формирование (усиление) материальной заинтересованности работников в повышении эффективности производства за стремления достичь перевыполнения норм или хотя их 100-процентного выполнения (при существующих организационно-технических условий), обеспечение экономически обоснованных соотношения между ростом производительности труда и заработной платы и создание условий для рационального использования средств на оплату труда путем обеспечения эффективного уровня заработной платы. Результаты проведенной оценки законодательной базы нормирования труда в Украине показали, что с начала рыночных преобразований на государственном уровне сформирован определенный пакет нормативно-правовых актов, содержащих положения об организации нормирования труда и его усовершенствования. В то же время до настоящего времени значительная часть из них не работают в полной мере из-за отсутствия действенных механизмов реализации и ограниченность ресурсного обеспечения. Исследование содержания коллективных договоров и соглашений различных уровней с целью изучения положений по регулированию вопросов в сфере нормирования труда свидетельствует, что наибольшее внимание этим проблемам уделяется на отраслевом уровне. Критической оценки заслуживает нежелание социальных партнеров принимать обязательства по совершенствованию нормирования труда на государственном уровне, что было обнаружено при анализе содержания Генеральных соглашений за период 2002-2009 гг. Доказана необходимость обязательного отражения вопросов нормирования труда в коллективных соглашениях всех уровней. Обоснованно, что в сложившихся условиях в сфере нормирования труда, именно государство должно выступать инициатором совершенствования нормирования труда и мотивировать предпринимателей к его развитию. По инициативе и непосредственном участии государственных структур должен быть создан механизм управления нормированием труда, который должен характеризоваться комплексностью, а именно содержать совокупность элементов, позволяющих повысить качество нормирования труда. Функционирования комплексного механизма управления нормированием труда (КМУНП) базируется на взаимодействии его структурных элементов, основными из которых предлагаем считать нормативно-правовую, методическую, организационную, ресурсную и мониторинговую составляющие. Каждая из них имеет свою архитектонику и особенности, которые определяются уровнем управления. Определено, что действенное функционирование КМУНП возможно только при условии износа и разработанности каждой из его составляющих на всех уровнях управления, а государству в этих процессах нужно принять на себя наиболее сложные и важные функции: обновление нормативной базы в соответствии с современными условиями, обеспечение обоснованности норм труда, подготовка специалистов по нормированию труда, проведение общенационального мониторинга управления нормированием труда и тому подобное. Обоснование приоритетных направлений формирования и распределения затрат на оплату труда в современных условияхВ четвертой главе «Обоснование приоритетных направлений формирования и распределения затрат на оплату труда в современных условиях» проанализирована динамика размера расходов на оплату труда на национальном и отраслевом уровнях экономики, исследованы причины разбалансированности реальных доходов населения в региональном разрезе и по видам экономической деятельности, разработан алгоритм проведения анализа и оценки обоснование формирования и распределения затрат на оплату труда на уровне предприятия. Результаты проведенного исследования на всех уровнях национальной экономики позволяют утверждать, что существующие стандарты и гарантии в сфере оплаты труда для трети граждан Украины не обеспечивают выполнения норм Конституции Украины относительно удовлетворения их потребностей относительно достаточного жизненного уровня, поскольку почти у трети наемных работников уровень заработной платы ниже прожиточный минимум. В отличие от индустриально развитых стран в Украине наблюдается значительная разбалансированность между динамикой основного экономического показателя - ВВП - и оплатой труда, с одной стороны, и производительностью и оплатой труда - с другой. При этом существуют серьезные разногласия по отраслям национальной экономики: в сельском и лесном хозяйстве, охоте за 2000-2007 гг состоялось искусственное занижение цены труда, о чем свидетельствует незначительный прирост расходов на оплату труда (+1,9) по сравнению с производительностью труда (+3,4). В добывающей, перерабатывающей промышленности, на транспорте (связи), в финансовой сфере, операциях с недвижимостью, государственном управлении и предоставлении услуг в целом выдержана динамика роста всех показателей - в этих отраслях темпы прироста производительности труда и / или ВДВ незначительно опережали друг с показателей - оплату труда или средней заработной плате. В то же время в других отраслях - производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, строительстве, торговле, в образовании, здравоохранении - прирост расходов на оплату труда превысил прирост производительности труда. При этом если прирост в образовании и здравоохранении можно объяснить сравнительно низким уровнем заработной платы и дотациями из госбюджета, то прирост расходов на оплату труда в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды связан с монопольным положением этой отрасли при том, что ее «вклад» в ВДВ Украины составил в 2007 г. лишь 3,5% (предпоследнее место среди всех отраслей), а расходы на оплату труда за этот период составляли 4,5%. На основе разработанной методики анализа и оценки затрат на оплату труда в Украине установлены причины низкой заработной платы в отраслевом разрезе, к которым отнесены: неэффективное использование материальных и приравненных к ним затрат (рост промежуточного потребления) - в строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте и связи 'связи, в здравоохранении и социальной помощи; низкая производительность труда - в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; первое и второе - в торговле. Оценка дифференциации оплаты труда позволила выделить следующие негативные тенденции в данной сфере в Украине: низкая доля заработной платы в доходах населения; значительная разбалансированность между реальными доходами и заработной платой в отдельных регионах, рост дифференциации имеющихся и реальных доходов; уменьшение количества регионов, где заработная плата превышает ее средний показатель по Украине; превышение дифференциации реальной заработной платы по сравнению с реальными доходами. В целях исследования проблемы разбалансированности реальных доходов населения в региональном разрезе разработан соответствующий алгоритм оценки, базирующийся на использовании официальных статистических данных Госкомстата Украины. Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди регионов Украины (без учета г. Киев) на протяжении анализируемого периода Донецкая, Днепропетровская и Запорожская области имеют высокий рейтинг по всем показателям, что принято к оценке, за исключением рассчитанного реального дохода на душу населения в 2008 г. существенное снижение рейтинга указанных регионов по этому показателю обусловлено непосредственным кризисом экономики, последствия которой быстрее и острее проявились в промышленных областях. Исходя из вышеизложенного сделан вывод о том, что одной из острых проблем управления затратами на оплату труда в Украине является отсутствие эффективного механизма повышения реальной заработной платы и реальных доходов с учетом индекса инфляции. В процессе исследования деятельности предприятий в Украине установлено, что проблема формирования и распределения затрат на оплату труда является наиболее острой на предприятиях частной собственности, что вызвано минимальной степенью контроля государства, исходя из норм действующего законодательства Украины. Доказано, что анализ и оценку обоснованности формирования и распределения затрат на оплату труда на уровне предприятия необходимо связывать со сменой двух ключевых показателей - производительностью производства, в котором отражается качество труда, и производительностью труда, в котором отражается количество труда. Доказано, что корректировка фонда оплаты труда (ФОТ) является необходимым при анализе производительности производства и труда, рост которых является основой роста расходов на оплату труда. Среди исследованных предприятий наибольшую разбалансированность между оценкой количества и качества труда и его оплатой выявлено в ОАО ХК «Лугансктепловоз». Как свидетельствуют данные табл.4, фактический рост расходов на оплату труда в 2005-2007 гг на этом предприятии на 79,6% произошло вместе с увеличением объема реализации продукции всего на 40,2% и снижением объема чистой продукции на 77,2%. В ПП «Бизон» не выделены проблем необоснованного формирования и распределения затрат на оплату труда: рост как фактического, так и расчетного ФОТ происходит на протяжении 2005-2007 гг вместе с увеличением объемов реализации и чистой продукции, ростом производительности производства и труда. В целом проведенное на промышленных предприятиях городов Запорожья и Луганска исследование позволило выделить общие проблемы, которые приводят к разбалансированности между оплатой, количеством и качеством труда и обуславливают затратность производства: превышение расходов на оплату труда за счет повышения цен на продукцию при низкой производительности производства и труда; неэффективные системы стимулирования работников к повышению уровня количества и качества труда; несовершенство форм материального поощрения, неэффективная система оценки труда работников вспомогательных подразделений, неразвитое коллективно-договорное регулирование в сфере оплаты труда; искусственное занижение цены труда, при котором прирост расходов на оплату труда значительно ниже, чем прирост его количества и качества; несовершенная система нормирования труда работников с повременной оплате; отсутствие контроля по трудоемкости продукции; неэффективная система учета производственных ресурсов, что приводит к снижению уровня производительности; разбалансированность между изменением ФОТ, динамикой производительности труда и заработной платой как в целом на предприятии, так и по отдельным категориям ПВП; отсутствие гибкости при использовании форм и систем оплаты труда. Концепция формирования и обеспечения системы антикризисного управления затратами на оплату трудаВ пятой главе «Концепция формирования и обеспечения системы антикризисного управления затратами на оплату труда» предложены концептуальные основы увеличения расходов на оплату труда в условиях экономического кризиса, определены приоритеты оптимизации нормативно-правового обеспечения системы антикризисного управления затратами на оплату труда и разработаны направления формирования системы антикризисного управления затратами на оплату труда. Исходя из утверждения, что кризис экономики не только создает препятствия для увеличения расходов на оплату труда, а фактически приводит к их уменьшению, в диссертации рассчитаны прогнозируемые значения относительно возможного снижения уровня заработной платы в условиях экономического кризиса и оценены возможные последствия этого процесса в экономике Украины. Обосновано, что проблемы государственного регулирования и управления расходами на оплату труда в Украине, особенно в условиях мирового экономического и финансового кризиса требуют разработки научно обоснованных инструментов по их решению и внедрению эффективного государственного механизма, заключается в разработке концептуальных основ обоснованного увеличения расходов на оплату труда в условиях кризиса; совершенствовании нормативно-правового обеспечения государственного регулирования расходов на оплату труда; формировании антикризисного механизма управления затратами на оплату труда в Украине. Обоснована необходимость расширения сферы вмешательства государства в систему оплаты труда в Украине по направлениям непосредственного государственного регулирования (через варьирование размера МЗП, дифференциацию при налогообложении, индексации), совершенствование коллективно-договорного регулирования за непосредственным государственным контролем при установке межотраслевых соотношений и определении размера МЗП в региональном разрезе, внедрении дополнительных статистических показателей для расчета ФОТ, снижение начислений на ФОТ, усиление защиты прав работников на своевременное и в полном объеме получение заработной платы. Комплексная реализация этих мероприятий по определенным направлениям является концептуальной основой относительно обоснованного увеличения расходов на оплату труда в Украине на современном этапе развития национальной экономики и социально-трудовых отношений в государстве. Исходя из того что от уровня производительности зависит развитие национальной экономики и обеспечение устойчивого роста уровня жизни граждан, уровень конкурентоспособности предприятий (организаций, учреждений) и возможность обоснованно повышать уровень заработной платы работников, в диссертации предложены концептуальные подходы к повышению производительности труда. Они предусматривают определение основных приоритетных и оперативных целей, достижение которых обеспечивает обоснованный рост затрат на оплату труда на всех уровнях национальной экономики и предусматривает государственное программное регулирования. Внедрение Программы повышения производительности труда основывается на нормативно-правовом и научно-методическом обеспечении политики в области организации, нормирования и производительности труда, которое направлено на рост производительности труда на основе разработки и внедрения на предприятиях всех отраслей экономики современных методических подходов к совершенствованию менеджмента и организации труда; внедрение на предприятиях повременно-премиальной системы оплаты труда и гибких форм организации и оплаты труда на основе нормированных заданий, совершенствование механизма нормирования труда. Доказано, что в условиях кризиса экономики одной из основных функций государства должно стать создание условий для восстановления и роста производства. На этих принципах предложено антикризисный механизм управления затратами на оплату труда в Украине, который является составной частью государственной системы антикризисного управления на макроуровне, субъектами которой выступают наемные работники, работодатели и само государство. При этом определено, что внедрение антикризисного механизма управления затратами на оплату труда позволит достичь главной цели - увеличить расходы на оплату труда в Украине при условии реализации мер государственного воздействия на всех уровнях национальной экономики, обеспечивающие дополнительный эффект от работы и роста конкурентоспособности национальной экономики. В целях совершенствования механизма государственного управления затратами на оплату труда разработаны методические рекомендации по расчету основных государственных социальных гарантий и минимальных социальных стандартов, направленных на рост реальной покупательной способности МЗП. Для обеспечения эффективности управления затратами на оплату труда в Украине считается целесообразным не отделено, эпизодическое использование существующих инструментов и разработанных в диссертации механизмов, а объединение их в определенную систему. Систему антикризисного управления затратами на оплату труда предлагается рассматривать как совокупность организационно-экономических и правовых механизмов, разработка и использование которых обусловлены наличием признаков кризиса в сфере оплаты труда, что явилось следствием общеэкономического кризиса, а взаимодействие - направлена на установление такого уровня оплаты труда, который обеспечивал бы одновременно рост цены рабочей силы и эффективности производства, за счет установления обоснованного размера расходов на оплату труда персонала. Основные элементы указанной системы и логико-функциональные связи между ними приведены на. Так, в зависимости от уровня, на котором будет формироваться и функционировать система антикризисного управления затратами на оплату труда, определенные субъекты управления будут играть ведущую роль (принимать непосредственное участие), а остальные - опосредованное. Уровень управления определяет и объект управления, который будет определяться размером минимальной заработной платы при формировании системы управления затратами на оплату труда на национальном уровне и размером средней заработной платы на всех других уровнях. Относительно инструментов антикризисного управления затратами на оплату труда, то субъекты управления разрабатывают их на определенном уровне в соответствии со своими полномочиями. Выводы Проведенное исследование позволило решить важную научную задачу по формированию системы антикризисного управления затратами на оплату труда, что позволяет на практике обеспечить эффективность затрат на оплату труда и смягчить последствия экономического кризиса в сфере оплаты труда. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы теоретического, методического и научно-практического характера: 1. Проведенные исследования показывают, что существуют объективные и субъективные причины неравенства в распределении и уровнях доходов, к которым относятся различия в способностях, образовании и обучении, размерах наследства, пособий по социальному обеспечению, политики налогообложения, различия в профессиональных вкусах, способности идти на риск, во владении собственностью. Главными принципами распределения доходов предлагается признать следующие: принцип распределения по труду, принцип распределения по собственности (приобретенным или наследственным правом), принцип распределения по способностям, принцип распределения в зависимости от прибыли владения ценными бумагами, принцип распределения по результатам предпринимательской деятельности, принцип распределения через коллективные формы потребления. 2. Доказано, что основными направлениями государственного регулирования оплаты труда должны быть: совершенствование системы налогообложения заработной платы и доходов населения; законодательное установление размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума; государственное регулирование динамики заработной платы и цен, разработка системы индексации доходов населения, совершенствование законодательной базы механизма социального партнерства с профсоюзами, предпринимателями в решении вопросов труда и его оплаты; создание системы регулирования ставок и окладов, стимулирующих и компенсационных выплат для работников хозрасчетной и бюджетной сфер независимо от форм собственности, разработка и внедрение базового государственного стандарта - прожиточного минимума, повышение уровня и совершенствования системы оплаты труда с учетом пересмотра структуры заработной платы работников бюджетной сферы; организация и методическое обеспечение работы по организации, нормирования, условий и стимулирования труда на предприятиях. 3. Критический обзор зарубежного опыта государственного регулирования оплаты труда позволяет отметить следующее: существует необходимость проведения анализа национального законодательства Украины о возможности применения на отечественных предприятиях практического опыта зарубежных стран; развитые страны постепенно отказываются от сдельной оплаты труда, одновременно усиливая действие экономических рычагов индивидуального и коллективного стимулирования результатов; Украина ратифицировала все основные Конвенции и Рекомендации МОТ по организации коллективно-договорного регулирования, в том числе по оплате труда, государственное регулирование оплаты труда в Украине, как и в европейских странах, базируется на решении следующих вопросов: установления размера минимальной заработной платы, установление условий налогообложения фондов оплаты труда, отчислений в социальные фонды и налогообложения доходов граждан, установление условий и размеров оплаты труда отдельных слоев населения, установление условий и порядка индексации заработной платы; действующее законодательство Украины по количеству законодательных и нормативных актов в сфере оплаты труда почти приближается к уровню соответствующих актов европейских стран. 4. Переход Украины на рыночные отношения и потеря государством действенных рычагов регулирования оплаты труда, которые существовали в условиях плановой экономики, привело к возникновению ряда проблем. В процессе исследования определено, что статистическое роста средней заработной платы не связывается с эффективностью экономической деятельности, а является свидетельством повышения уровня МЗП. При этом вследствие использования на предприятиях несовершенной техники и технологий, низкого уровня организации производства распространение в Украине является практика использования дешевой рабочей силы, экономии на оплате труда, оттоку квалифицированных кадров. 5. При исследовании механизма регулирования затрат на оплату труда на локальном уровне выделены негативные тенденции разбалансированности между оплатой труда и эффективностью производства, что связано с ростом в себестоимости доли материальных затрат и соответственно - сокращение доли ФОТ, низкой рентабельностью труда в промышленности, использованием низко квалифицированной рабочей силы. При этом уровень заработной платы на промышленных предприятиях Украины остается в 5-10 раз ниже, чем на промышленных предприятиях Евросоюза. 6. С целью решения определенных проблем обосновано, что дальнейшее развитие производства в Украине может быть обеспеченным лишь на основе разработки системы мотивации, которая обеспечит мобилизацию людских ресурсов к высокопроизводительному труду и экономного использования ресурсов производства. Также предложен ряд эффективных мер по формированию и распределению ФОТ, тарифного регулирования, организации материального стимулирования и коллективно-договорного регулирования оплаты труда. 7. Разработаны методологические подходы к регулированию затрат на оплату труда в условиях кризиса, основанные на сопоставлении затрат и результатов хозяйственной деятельности на любом уровне национальной экономики. Доказано, что использование на практике разработанной методологии не может происходить вне оперативным контролем со стороны государства за формированием и распределением расходов на оплату труда от локального до национального уровней. Вмешательство государства в эти процессы позволит решить проблемы регулирования оплаты труда и при этом обеспечить соответствие между расходами на оплату, количеством и качеством труда. 8. Обоснованно, что в системе регулирования заработной платы важная роль принадлежит нормированию труда. На основе исследования ведущего отечественного и зарубежного опыта в сфере нормирования труда выделены социально-экономические преимущества формирования системы научно обоснованных и соответствующих условиям социально ориентированной рыночной экономики норм труда на трех иерархических уровнях (наемный работник, предприятие, государство). 9. Исследование содержания коллективных договоров и соглашений различных уровней с целью изучения положений по регулированию вопросов в сфере нормирования труда показало, что именно на отраслевом уровне этим проблемам уделяется наиболее значительное внимание. Критической оценки заслуживает нежелание социальных партнеров принимать обязательства по улучшению положения дел в сфере нормирования труда на государственном уровне, что было обнаружено при анализе содержания Генеральных соглашений за период 2002-2009 гг. Отрицательным явлением является тот факт, что в коллективных договорах исследуемых предприятий Донецкой и Запорожской областей почти не предусмотрено совместных с профсоюзными комитетами обязательств администрации по улучшению нормирования труда работников. Ни один из рассмотренных коллективных договоров не содержит плана действий по проведению работ по оценке состояния нормирования труда на предприятии, разработки и внедрения новых нормативных материалов, расширение сферы использования нормирования труда на все категории персонала. Следовательно, насущной является необходимость обязательного отражения вопросов нормирования труда в коллективных соглашениях всех уровней. 10. В целях оптимизации состояния нормирования труда предложено создание механизма управления нормированием труда, который представляет собой совокупность нормативно-правовой, методической, организационной, ресурсной и мониторинговой составляющих, обеспечивающих выполнение норм труда их основных функций на макро-, мезо- и микроуровнях и способствуют повышению качества нормирование труда на основе оценки факторов внутренней и внешней среды. Целью разработки и функционирования КМУНП является создание условий для максимально полного выполнения норм труда присущих им функций. В диссертации разработана его структура, содержащая основные элементы механизма и структурно-логические связи между ними. 11. Проведенное исследование на всех уровнях национальной экономики позволило определить причины низкого размера заработной платы, главным из которых является неспособность государства контролировать процессы, влияющие на регулирование оплаты труда в Украине. На основе разработанной методики анализа и оценки затрат на оплату труда в Украине установлены причины «низкой» заработной платы в отраслевом разрезе и разработаны направления их нейтрализации с учетом положений Концепции дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине и международного опыта. 12. Использование разработанной методики оценки дифференциации заработной платы и реальных доходов в региональном разрезе и по видам экономической деятельности позволило выделить следующие негативные тенденции в сфере оплаты труда и доходов населения в Украине: низкая доля заработной платы в доходах населения; значительная разбалансированность между реальными доходами и заработной платой в отдельных регионах, рост дифференциации имеющихся и реальных доходов; уменьшение количества регионов, где заработная плата превышает ее средний показатель по Украине; превышение дифференциации реальной заработной платы по сравнению с реальными доходами. Исходя из определенных проблем сделан вывод о том, что одной из острых проблем государственного регулирования в Украине является отсутствие эффективного механизма повышения реальной заработной платы и реальных доходов с учетом индекса инфляции. 13. В процессе исследования деятельности предприятий в Украине подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что проблема формирования и распределения затрат на оплату труда наиболее обострена на предприятиях частной собственности, что вызвано минимальной степенью контроля государства над этим процессом, исходя из норм действующего законодательства Украины. Наиболее значимым внешним фактором влияния на размер расходов на оплату труда являются колебания цен на необходимые средства для организации процесса производства, что требует от предприятий принимать меры по экономическому и рациональному использованию ресурсов, на основе чего возможно увеличивать расходы на оплату труда за повышения цены на продукцию. Доказано, что анализ и оценка обоснованности формирования и распределения затрат на оплату труда на уровне предприятия должны быть связаны с изменением двух ключевых показателей - производительности производства, в котором отражается качество труда, и производительности труда, в котором отражается количество труда. Разработан алгоритм по проведению анализа и оценки обоснованности формирования и распределения затрат на оплату труда, который вместе с данными, полученными при опросе руководителей высшего звена, использованы при проведении оценки обоснованности расходов на оплату труда на промышленных предприятиях. 14. Проблемы государственного регулирования и управления расходами на оплату труда в Украине в условиях экономического кризиса требуют разработки научно обоснованных инструментов по их решению и внедрению эффективного государственного механизма, заключается в разработке концептуальных основ обоснованного увеличения расходов на оплату труда в условиях кризиса; совершенствовании нормативно-правового обеспечения государственного регулирования расходов на оплату труда; формировании антикризисного механизма управления затратами на оплату труда в Украине. Предложен комплексный подход к решению проблем государственного регулирования оплаты труда в Украине и смягчение негативного влияния экономического и финансового кризиса на локальном и национальном уровнях экономики, что привело к обоснованию необходимости разработки механизма создания условий для повышения заработной платы как в законодательной, так и в организационно -методической плоскости. 15. В диссертации обосновано, что в методологическом плане совершенствования нормативно-правового обеспечения состоит в изменении роли, основных функций государственных структур, обусловленных переходом их к регулированию сферы оплаты труда, на основе предоставления предприятиям, организациям возможностей управления на базе уже существующих рыночных механизмов, которые определяют и стоимостную оценку рабочей силы на рынке труда, которая должна базироваться на спросе и предложении на рабочую силу, качественной и структурной оценке наемных работников, расходами на их подготовку и воспроизводство, системе социальных гарантий в сфере вознаграждения, равные дифференциации заработной платы. 16. Предложен механизм антикризисного государственного регулирования средств на оплату труда, который является составной частью государственной системы управления на макроуровне, субъектами которой выступают наемные работники, работодатели и само государство. При этом определено, что государство как субъект управления оплатой труда всегда является участником трехсторонних консультаций между Кабинетом Министров, работодателями и наемными работниками, в ходе которых диалог должен быть направлен на регулирование социально-трудовых отношений, решения конфликтных ситуаций по поводу исчисления размеров заработной платы. Определено, что антикризисный механизм управления затратами на оплату труда представляет собой непрерывный и циклический процесс, внедрение которого позволит достичь главной цели - увеличить расходы на оплату труда в Украине при условии реализации мер государственного воздействия на всех уровнях национальной экономики, обеспечивающие дополнительный эффект от работы и рост конкурентоспособности национальной экономики. 17. В целях обеспечения эффективности антикризисного управления затратами на оплату труда обосновано структуру системы антикризисного управления затратами на оплату труда, которая представляет собой совокупность организационно-экономических и правовых механизмов, разработка и использование которых обусловлены наличием признаков кризиса в сфере оплаты труда, что явилось следствием общеэкономического кризиса, а взаимодействие направлено на установление такого уровня оплаты труда, который обеспечивал бы одновременно рост цены рабочей силы и эффективности производства, за счет установления обоснованного размера расходов на оплату труда персонала. |