Каталог статей

Стрижеус Л.В.

Формирование региональной политики социально-ориентированного развития экономики

Кризисное состояние большинства регионов нашего государства обусловливает повышенный уровень внимания и поиск эффективных путей решения социально-экономической проблематике со стороны как органов региональной власти, так и научных школ и общества в целом, поскольку углубление социально-экономических диспропорций негативно сказывается на уровне и качестве жизни населения регионов Украина, ослабляет результаты экономического развития и обуславливает приоритетность качественных сдвигов социально-экономического взаимодействия. Все это обуславливает необходимость разработки специального инструментария для формирования региональной политики социально-ориентированного развития экономики и выбора адекватных путей обеспечения социальной безопасности на региональном уровне.

Мировая экономическая мысль накопила значительный опыт в исследованиях сущности социально-ориентированной экономики, ее характеристик, особенностей формирования и реализации моделей социализации экономики. Основные теоретические и прикладные основы этой проблемы были изложены в трудах зарубежных ученых и специалистов: К. Алдерфера, Г. Беккера, А. Берли, Дж. Брэдшоу, Дж. Бьюкенена, А. Льюиса, А. Маслоу, В. Ойкена, М. Сальвадоре, Дж. стрейч, А. Хансена, Т. Шульца, Й. Шумпетера и др.. Различные аспекты социализацийних преобразований в экономике нашли отражение в работах таких отечественных ученых, как Башнянин Г.И., Богиня Д.П., Вовканич С.И., Герасимчук З.В., Григорян Г.М., Грищенко А.А., Данилишин Б.М., Долишний М.И., Зайцев Ю.К., Заяц Т.А., Злупко С.М., Колот А.М., Куценко В.И., Либанова Э.М., Оникиенко В.В., Пирожков С.И., Садовая У.Я., Семив Л.К., Чумаченко М.Г. и проч.

Многие вопросы, связанные с определением места моделей социализации экономики в формировании региональной политики социально-ориентированного развития экономики, определению содержания и места социальной безопасности региона в обеспечении социальной ориентации его экономики, оценке уровня социальной ориентации экономики региона, выбором типа региональной политики социально-ориентированного развития экономики, остаются нерешенными, что вызывает необходимость дальнейших углубленных исследований. Значимость данной проблематики обусловила выбор темы исследования, его основные задачи и структуру.

Теоретические основы социально-ориентированного развития экономики региона

Первый раздел "Теоретические основы социально-ориентированного развития экономики региона" посвящен определению места моделей социализации экономики в формировании региональной политики социально-ориентированного развития экономики, рассмотрения социальной безопасности региона как критерия обеспечения социальной ориентации его экономики и экономике знаний как модели социально-ориентированной экономики.

Социально-ориентированная экономика является экономикой развития, которая предусматривает наращивание конкурентных преимуществ экономики регионов за счет использования и развития социального потенциала. Создание рыночной экономики социально ориентированного типа предполагает стимулирование региональных инициатив по эффективному использованию человеческих, финансовых, административно-управленческих ресурсов с целью обеспечения способности экономики региона удерживать сильные позиции в межрегиональной конкурентной борьбе, динамично расти на инновационной основе, выполнять социальные функции и гарантировать социальные блага для населения. Такая экономика предполагает наличие экономического механизма, который обеспечивает рост потребления общественных благ по мере роста эффективности общественного труда, а также стабильные условия для наращивания жизненного уровня населения, саморегуляции социальных процессов и достижения социальной безопасности региона.

Под социально-ориентированной экономикой региона предлагается понимать тип конкурентоспособной экономической системы региона, который обеспечивает достижение высокого уровня социальной безопасности в регионе.

В целях формирования региональной политики социально-ориентированного развития экономики проанализирован опыт регионального управления Германии и Швеции - стран с социально-ориентированной экономикой, которые существенно отличаются степенью вмешательства государства в перераспределении ресурсов, доходов и услуг, в частности, определено специфику регионального управления, стратегические цели, признаки, принципы и факторы, влияющие на эффективность функционирования экономической системы региона. На основе обобщения зарубежного опыта и сравнения с имеющимися условиями в Украине определено, что в основу модели социально-ориентированного развития экономики регионов Украины должны быть положены следующие принципы: принцип фокусировки; принцип "преференции за реформы"; принцип синхронизации действий; принцип дифференцированности государственной политики регионального развития; принцип субсидиарности, принцип социальной безопасности региона; принцип взаимной ответственности, принцип открытости экономики регионов; принцип взаимосвязи экономического потенциала региона и уровня благосостояния населения; принцип структурной пропорциональности экономики региона, а факторами, которые определяют социальную ориентацию экономики региона, являются: наличие определенного уровня прослойки в регионе среднезажиточных граждан; социальная ответственность населения за результаты экономической деятельности в регионе; наличие в регионе экономического механизма, который обеспечивает рост потребления по мере роста эффективности общественного труда; наличие условий для всестороннего развития населения региона; наличие условий, при которых социальной помощи требует минимальное количество населения региона; развитая система социальных программ, направленных на блокирование социальных конфликтов в регионе; поддержка приемлемого уровня социальной дифференциации в регионах; стабильные условия для наращивания жизненного уровня населения региона через самореализацию личностного потенциала на основе рыночных механизмов; социальная безопасность региона как гарантия его экономического развития; защита интересов граждан как целевая направленность региональной экономической политики; баланс между рыночной экономикой и социальным равенством в регионе; равный доступ всех граждан ко всем видам ресурсов.

В работе доказано, что социальная безопасность региона является критерием обеспечения социальной ориентации его экономики, а диагностика социально-ориентированной экономики региона определяется состояниями социальной безопасности, риска, угрозы и опасности.

Учитывая указанные выше признаки, в работе определено, что социальная безопасность региона - это состояние социальной ориентации конкурентоспособной экономики региона, который характеризуется надежной защищенностью жизненно важных интересов социальных субъектов, социальной стабильностью, номинальным уровнем социальных условий и предоставляемых социальных благ, функционированием, воспроизводством и развитием социальной системы региона.

Риск региона - это возможность возникновения в социуме экономических процессов, способны породить определенные социальные негативные изменения в регионе, когда происходит недостаточная защищенность жизненно важных интересов социальных субъектов, нарушения стабильности, недостаточное воспроизводство социальной системы, а также нарушается нормальный уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ в регионе.

Социальная угроза региона - это существование в социуме экономических факторов и процессов, осуществляющих разрушительное влияние на социальное развитие региона. Выход из состояния социальной угрозы возможен, но экономическая система региона должна претерпеть значительные изменения.

Социальная опасность региона - это состояние неконкурентоспособной экономической системы, при котором в социуме происходит негативное влияние дестабилизирующих экономических факторов, что приводит к краху экономической системы и социума, восстановить которые невозможно. Такое состояние характеризуется неучетом защищенности жизненно важных интересов социальных субъектов, полным неудовольствием социальных потребностей населения, разрушением социальной системы региона, что приводит к социальному кризису.

Необходимо построить социально-ориентированную экономику в регионах Украины, которая является типом конкурентоспособной экономической системы. Конкурентоспособности регионов можно достичь внедряя инновационные технологии. Одной из моделей инновационного развития является модель экономики знаний, которая, с одной стороны, подтверждает социальную ориентацию экономики, а с другой - инновативность регионального развития.

Особенностями экономики знаний на региональном уровне являются: доминирование в структуре ВРП высокотехнологичных отраслей; соответствие образования структуре экономики региона и содействие органам местного самоуправления в обеспечении ее сбалансированности; высокие темпы обновления продукции как условие сохранения конкурентных позиций региона; комплексная взаимодействие производственного сектора, интеллектуальной инфраструктуры и органов региональной власти; современные технические стандарты защиты информации в регионе; наличие механизма коммерциализации интеллектуальной собственности в регионе; надлежащий уровень оплаты труда и условий проживания высококвалифицированных научных работников, наличие эффективного механизма контроля качества подготовки специалистов в регионе; упорядоченная система финансирования инновационных процессов в регионе; отсутствие диспропорций между спросом и предложением на региональном рынке труда; высокий статус региона на рынке высокотехнологичной продукции; развитие наукоемких сфер производства региона.

Анализ и оценка уровня социальной ориентации развития экономики региона

Во второй главе - "Анализ и оценка уровня социальной ориентации развития экономики региона" разработан методический подход и проведена оценка уровня социально-ориентированного развития экономики с учетом социальной безопасности регионов государства.

На основе обобщения существующих разработок по анализу и оценке уровня социально-экономического развития в диссертации разработан собственный методический подход к оценке уровня социально-ориентированного развития экономики, предусматривающий следующие этапы: формирование исходной информационной базы первичных статистических показателей для проведения анализа; стандартизацию показателей (расчет частичных индексов социально-экономического развития региона); определение групповых индексов экономического и социального развития региона и интегрального индекса социальной ориентации экономики региона; интерпретацию полученных результатов путем группировки регионов по уровню социального и экономического развития и за состояниями социальных безопасности, риска, угрозы, опасности.

В целях проведения группировки регионов по уровню социального и экономического развития и за состояниями безопасности, риска, угрозы, опасности предложено рассмотреть модифицированный интегральный показатель, который позволил интерпретировать полученные значения. Для его расчета была сформирована система пороговых значений индикаторов, которые позволили получить качественно-количественную шкалу оценки интегрального уровня социально-ориентированного развития экономики регионов страны.

Территориальные различия интегрального уровня социально-ориентированного развития экономики объективно отражают специфику социально-экономических отношений в регионах страны и значительная дифференциация уровня социальной безопасности в них.

Большинство регионов нашей страны характеризуются низкими значениями уровня социальной защиты, соответственно требует немедленных шагов к стабилизации, улучшения ситуации в регионах и постепенного обеспечения их социальной безопасности.

Автором предложено сгруппировать регионы в зависимости от уровня безопасности, экономического и социального развития, что позволяет оценить социальную ориентацию развития экономики.

К регионам с высоким уровнем социального и экономического развития, имеющих состояние социальной безопасности, относятся: г. Киев, Киевская область.

К регионам с высоким уровнем социального и низким уровнем экономического развития, имеющих состояние социального риска, относятся: г. Севастополь, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская, Хмельницкая и Черновицкая области.

К регионам с высоким уровнем экономического и низким уровнем социального развития, имеющих состояние социальной угрозы, относятся: Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Одесская, Луганская, Николаевская, Харьковская, Киевская, Сумская области.

К регионам с низким уровнем социального и экономического развития, имеющих состояние социальной опасности, относятся: АР Крым, Кировоградская, Винницкая, Житомирская, Ровенская, Черновицкая, Херсонская, Черкасская области.

Механизм формирования региональной политики социально-ориентированного развития экономики

В третьей главе - "Механизм формирования региональной политики социально-ориентированного развития экономики" предложен методический подход к выбору типа региональной политики социально-ориентированного развития экономики, очерчены принципы территориальной организации социальной инфраструктуры региона и сформирован методологические основы мониторинга социально-экономического развития региона.

Определено, что региональная политика социально-ориентированного развития экономики должна быть сбалансированной, динамичной, комплексной, системной, вариативной и планомерной для улучшения качества жизни населения регионов путем возрастания роли человеческих ресурсов в достижении экономического роста.

Предложенная автором типология регионов по уровню социального и экономического развития является необходимым для разработки соответствующей региональной политики социально-ориентированного развития экономики региона и направлена на устранение региональных диспропорций и стимулирование развития регионов.

Приведена матрица выбора типов региональной политики социально-ориентированного развития экономики в регионах Украины.

Политика развития знаниеёмкой экономики должна реализовываться регионами, которые находятся в состоянии социальной опасности. Регионы первой группы требуют выхода на качественно новый уровень социально-экономического развития за счет продуцирования и имплементации инновационных технологий, количественного и качественного развития систем образования и обучения, наращивание интеллектуального потенциала, интеграции научных разработок в практику хозяйствования, что позволит обеспечить конкурентоспособность экономической системы таких регионов, увеличить занятость и уровень доходов населения, сформировать реальный спрос на рынке труда, а соответственно будет способствовать росту уровня экономического и социального развития таких регионов, наращиванию их конкурентных преимуществ.

Для регионов второй группы, находящиеся в состоянии социальной угрозы, необходимо внедрять политику развития социальной инфраструктуры региона, которая предусматривает использование имеющегося экономического потенциала на повышение уровня социального развития региона, устранение социальной нестабильности и обеспечения воспроизводства его социальной системы. Такой тип политики реализуется путем увеличения объемов реального финансирования капитального строительства объектов социального назначения, расширение занятости в малом и среднем бизнесе, институциональных преобразований инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, улучшения доступности и качества оказания медицинских, образовательных, культурных и других социальных услуг, что позволит достичь повышение уровня жизни населения и удовлетворения его потребностей в услугах социального назначения.

Политика укрепления экономического потенциала является приоритетной для регионов, находящихся в состоянии социального риска. Регионы третьей группы имеют возможность повысить уровень экономического развития путем формирования благоприятного инвестиционного климата, углубление межрегионального сотрудничества, создание режима наибольшего благоприятствования субъектам предпринимательской деятельности для их ориентации на внедрение новейших технологий. Реализация такой политики будет способствовать экономическому росту региона, повышению его конкурентоспособности и восстановлению социальной безопасности.

Политика удержания достигнутых позиций должна внедряться в регионах с высокими уровнями экономического и социального развития, находящиеся в состоянии социальной безопасности. Для регионов четвертой группы основные усилия должны быть направлены на сохранение достигнутых показателей в уровнях как экономического так и социального развития на основе создания условий для дальнейшего воспроизводства трудового потенциала, сохранение рациональной структуры занятости и социальной справедливости в распределении доходов, ресурсов и благ, содействия и стимулирования развития перспективных производств, приоритетных сфер экономической деятельности и участия региона в международном разделении труда, стимулирования ускоренного развития инновационного бизнеса и наращивание экспортного потенциала региона, внедрения инновационных проектов по обеспечению и наращиванию социальных благ, укрепления позиций субъектов на существующих и новых рынках, что позволит избежать нарушения состояния социальной безопасности в регионе, на основе внедрения передовых стандартов качества жизни.

Для каждого типа региональной политики социально-ориентированного развития экономики дифференцированно и конкретизированы принципы, основные цели, меры и инструменты реализации, придерживаясь которых можно формировать и внедрять адекватную политику развития региона.

В условиях формирования региональной политики социально-ориентированного развития экономики территориальная доступность к объектам социальной инфраструктуры является чрезвычайно важным и актуальным вопросом, поскольку чем эффективнее перестроена социальная инфраструктура региона, тем проще достичь состояния социальной безопасности, и соответственно перестроить социально-ориентированную экономику региона.

Оптимизация сети инфраструктурных объектов является одним из условий обеспечения воспроизводства трудового потенциала региона, повышения благосостояния и работоспособности населения путем удовлетворения потребностей в услугах социального назначения. Уровень развития социальной инфраструктуры региона выступает своеобразным показателем социального и экономического развития региона.

Стремительное развитие территориальной организации производительных сил региона вносит значительные изменения в направлениях развития социальной инфраструктуры региона. Поэтому следует отметить, что развитие и размещение объектов социальной инфраструктуры региона во многом зависит от имеющегося в регионе социально-экономического потенциала, особенностей территориальной структуры его хозяйства, а также возможностей адаптации территориальной структуры в соответствии с требованиями среды.

Развитие социальной инфраструктуры является предпосылкой для благоприятного социально-экономического развития региона. Каждый из объектов социальной инфраструктуры формирует в регионе определенную ограниченную территорию (зону) действия, которая зависит от специфики расселения, численности населения, развития жилищно-коммунального хозяйства, наличия учреждений здравоохранения, образования, культуры, транспорта и связи.

Одним из инструментов региональной политики социально-ориентированного развития экономики является территориальный социально-экономический мониторинг, который позволяет объективно выявить отклонения от запланированных показателей социально-экономического развития региона, своевременно их устранять с целью недопущения нарушения социальной безопасности, что может привести к состоянию социального риска, угрозы или опасности в регионе.

В целях осуществления эффективного наблюдения и контроля за ходом социально-экономических процессов в регионах с позиций обеспечения социальной безопасности и повышение социальной ориентации развития их экономики предложен подход к мониторингу социально-экономического развития региона, что позволяет своевременно выявлять и предупреждать неблагоприятные явления регионального развития для поддержания конкурентоспособности экономической системы, обеспечения воспроизводства социальной системы, избежание социальной нестабильности.

Необходимость мониторинга социально-экономического развития региона обусловлена требованием не только количественно отследить уровень развития территорий и жизни населения, но и качественно оценить уровень социальной безопасности и удовлетворения жизненно важных интересов жителей региона, а также факторы социальной напряженности в регионе. Мониторинг предлагается проводить агентствами регионального развития независимо от региональных органов власти, что обеспечит объективность, достоверность проведенных наблюдений и позволит оценить интенсивность воздействия негативных факторов на социально-экономическое развитие регионов Украины в условиях социально-ориентированного развития экономики.

Выводы

В диссертации приведено теоретическое обобщение и новое решение научной задачи, которое выражается в формировании региональной политики социально-ориентированного развития экономики. Основные научные и прикладные результаты автора, рекомендации научного и практического их использования заключаются в следующем:

1. Существование значительных диспропорций уровней социального и экономического развития регионов детерминирует необходимость индивидуализации поиска путей формирования региональной политики социально-ориентированного развития экономики каждым регионом государства согласно его потребностям и возможностям.

2. Определено место моделей социализации экономики в формировании региональной политики социально-ориентированного развития экономики, в частности обосновано принципы и факторы, определяющие социальную ориентацию экономики регионов Украины.

3. Определены определяющие содержательные характеристики социальной безопасности региона, учет которых будет способствовать достижению социально-ориентированного развития экономики для каждого из регионов государства и приведет к состоянию социальной безопасности.

4. Предложено рассмотреть экономику знаний как одну из моделей социальной ориентации экономики региона, которая позволит повысить конкурентоспособность региона путем внедрения инновационных технологий, наращивание его научно-образовательного потенциала и сотрудничества научных учреждений с предприятиями и организациями региона, и определены особенности экономики знаний на региональном уровне.

5. Предлагаемый методический подход позволил осуществить оценку уровня социальной ориентации развития экономики региона и на этой основе предложить типологию регионов, необходимую для разработки соответствующей региональной политики социально-ориентированного развития экономики региона и направлена на устранение региональных диспропорций и стимулирование развития регионов.

6. Предложен матричный подход к выбору типов региональной политики социально-ориентированного развития экономики, который предусматривает учет уровня экономического, социального развития регионов Украины и уровня социальной безопасности, позволяющая каждому типу региона формировать собственную региональную политику развития, внедряя соответствующие меры и применяя набор инструментов реализации такой политики.

7. Обосновано подход к территориальной организации социальной инфраструктуры региона, который предусматривает расчет показателей доступности объектов социальной инфраструктуры к населению на основе радиуса доступности.

8. На основании обобщения наработанного опыта экономических и социальных измерений, а также концептуальных и методических основ проектирования систем территориального мониторинга предлагается подход к разработке территориального социально-экономического мониторинга, что позволяет систематически прослеживать ход экономических и социальных процессов в регионах с целью выяснения основных тенденций развития, определение реальных противоречий, которые предопределяют, в целях формирования региональной политики социально-ориентированного развития экономики Украины.

9. Результаты оценки социально-ориентированного развития регионов государства могут быть использованы Министерством развития и строительства Украины, государственными областными администрациями для оценки интенсивности влияния дестабилизирующих факторов на состояние социальной ориентации экономики региона с целью направления развития регионов на безопасный уровень.