Каталог статей |
Самсонова В.В. Формирование организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информацииВ связи с реформированием отношений собственности в АПК Украины кардинально изменился уклад украинского села, созданы условия для деятельности личных крестьянских, фермерских хозяйств, частных и коллективных производственных формирований, производящих сельскохозяйственную продукцию, не имея профессиональных знаний. Большинство из них не в состоянии применить новейшую технику и технологии, не владеют навыками современного ведения хозяйства и сбыта собственной продукции на рыночных принципах. С обострением проблем социального и культурного развития села возникает неотложная потребность в налаживании процесса квалифицированного информационного обеспечения сельских территориальных общин и органов местного самоуправления. Поэтому первоочередной для решения стал вопрос формирования соответствующей рыночным условиям хозяйствования оперативной системы доведения накопленных знаний и информации в сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения. Для ее создания необходимо осуществить мероприятия по реформированию аграрного образования, науки, органов государственного и самоуправляющегося управления для обеспечения надлежащего научно-консультационного и информационного обслуживания селян. Ввиду этого, своевременным и необходимым является разработка и внедрение организационно-экономического механизма информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием потенциала аграрного образования, науки и сельскохозяйственного консультирования, с помощью которого система управления аграрными формированиями функционировать эффективно за счет улучшения качественных характеристик получаемых знаний и информации для принятия взвешенных решений. Теоретические аспекты разработки эффективного организационно-экономического механизма освещены в трудах Л.И. Абалкина, С.П. Азизова, В.Я. Амбросов, Н.Ю. Брю-ховецькои, П.Г. Бунич, А.Р. Винеса, П.С. Ещенко, Й.С. Завадского, Ф.В. Зиновьева, И.В. Кривовязюк, М.И. Круглова, А. Кульман, Н.А. Лисицына, М.И. Малика, Т.Г. Маренича, Е.С. Минаева, П.А. Мосиюк, С.В. Мочерного, В.И. Павлова, В.О. Паламарчука, Ю.И. Палкина, П.Т. Саблука и других авторов. Проблемам организации системы распространения сельскохозяйственных знаний и информации посвящены работы ведущих отечественных и зарубежных ученых: В.А. Ивы, С.А. Володина, В.М. Гееца, Т.П. Кальной-Дубинюк, Р.Я. Корешка, И.М. Криворучко, М.Ф. Крапивка, Я.А. Леймана, О.В. Ульянченко, Р.М. Шмидта, С.Р. Джонсона, А.В. Ван ден Бана, и других. В процессе развития научной мысли подходы к функционированию системы распространения сельскохозяйственных знаний и информации совершенствовались и приобретали новый смысл. Все более очевидной становится потребность в проработке научных основ функционирования организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации с использованием потенциала аграрного образования, науки и консультирования в рыночных условиях хозяйствования. Теоретико-методологические основы функционирования организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информацииВ первой главе «Теоретико-методологические основы функционирования организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации» рассмотрены теоретические положения и проанализированы мнения отечественных и зарубежных исследователей по определению категорий «информация», «знание», «организационно-экономический механизм», обоснована необходимость широкого привлечение учреждений аграрного образования, науки и консультирования к распространению сельскохозяйственных знаний и информации. На основе системного анализа литературных источников, учитывая особенности интеллектуальных товаров и услуг, определено понятие «сельскохозяйственная информация» как совокупность полезных сведений относительно ведения эффективного сельскохозяйственного производства, конъюнктуры сельскохозяйственного рынка, социального обустройства сельских территорий и т.д., которые направлены на решение конкретных проблем сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения, предоставленные в распоряжение субъектов сельскохозяйственного производства путем применения методов консультирования, экспертизы, информирование, внедрение. Понятие «сельскохозяйственные знания» определены как результаты научных, методологических и методических разработок, которые передаются потребителям путем информирования и обучения и направлены на решение проблем развития агропромышленного производства и сельских территорий, повышение профессионального уровня, приобретение новых навыков и опыта субъектами сельскохозяйственного производства. Сделан вывод, что с накоплением (приращением) знаний их ценность возрастает, полезность повышается, потребительская стоимость увеличивается, а информации - наоборот, со снижением ее актуальности и остроты потребности в ней. Поэтому, знание целесообразно распространять бесплатно и делать доступными широкой публике потребителей, а информацию - на платной основе, по необходимости, поскольку ее эффективность уменьшается при распространении широкой общественности потребителей. На базе изложенного теоретического подхода и анализа трудов отечественных и иностранных исследователей определены основные направления и акценты в деятельности учреждений аграрного образования, науки и консультационных служб в распространении сельскохозяйственных знаний и информации как интеллектуальных товаров и услуг. Аграрное образование должно, прежде всего, делать акцент на распространение образовательных товаров и услуг, однако вузы аграрного образования на конкурсной основе могут продуцировать и научные товары и консультационные услуги. Аграрные университеты в сотрудничестве с совещательными службами смогут осуществлять практическое обучение и повышение квалификации субъектов сельскохозяйственного производства как на факультетах повышения квалификации при высших учебных заведениях, так и непосредственно в местах их работы и проживания. Советники, имея постоянную связь с сельским населением и изучая его потребности, формировать аграрной образовании заказа по подготовке кадров для сельского хозяйства. Аграрная наука должна акцентировать свою деятельность на выработке научных товаров и оказании консультационных услуг, и частично предоставлять сопутствующие образовательные услуги. Ученые, сотрудничая с педагогами и советниками, смогут заниматься научными исследованиями, которые необходимы сельскохозяйственным товаропроизводителям. Совещательные службы должны способствовать аккумулированию накопленных человечеством знаний, информации, инноваций и выведению научных товаров на рынок и продажи их потенциальным потребителям через оказание услуг. Однако сейчас функционирует разбалансирована система, в которой каждая из основных составляющих (образование, наука и сельскохозяйственное такую деятельность) действуют недостаточно согласованно, дублируя известной мере функции по распространению сельскохозяйственных знаний и информации. В развитие этого тезиса информацию и знания целесообразно классифицировать как виды интеллектуальных товаров и услуг на информационном рынке в трех разновидностях В результате анализа и обобщения мнений ученых относительно определения организационно-экономического механизма и учитывая различия интеллектуальных товаров и услуг - знаний и информации от других товаров, предложено определить организационно-экономический механизм распространения сельскохозяйственных знаний и информации как систему органически взаимосвязанных экономических, организационных и правовых форм и методов распространения сельскохозяйственных знаний и информации. Сделан вывод, что процесс построения организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации должен осуществляться через создание эффективной системы сочетания экономических мер, форм и методов, определяющих порядок и содержание проведения процесса распространения сельскохозяйственных знаний и информации с элементами организационного обеспечения, что наилучшим образом распределяют полномочия и ответственность между субъектами информационного сегмента рынка инноваций в АПК. Такое построение организационно-экономического механизма позволяет построить эффективную в рыночных условиях систему распространения сельскохозяйственных знаний и информации. Оценка состояния функционирования организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информацииВо второй главе «Оценка состояния функционирования организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации» осуществлен анализ современного состояния функционирования организационно-экономического механизма распространения знаний и информации, оценен потенциал аграрной науки, образования и консультирования в распространении знаний и информации, выявлены недостатки организационно-экономического механизма распространения знаний и информации в аграрном секторе Украины. Сделан вывод, что распространение информации и знаний учреждениями аграрного образования, науки и совещательными службами не организовано в единую систему и не происходит по рыночным принципам. Учреждения аграрного образования в целом имеют мощный кадровый и информационный потенциал. Хотя требует обновления материально-техническая база, однако вузы в достаточной мере способны обеспечить бесплатное распространение базовых знаний и информации при условии финансовой поддержки государства (на одного педагога в 2008 г. приходилось 399 субъектов сельскохозяйственного производства). Начиная с 2003 г. наблюдается планомерное увеличение расходов бюджета на образовательную деятельность и кадровый потенциал образования, хотя фактически ежегодное финансирование образования составляет 4,5-5% ВВП при определенной Законом Украины «Об образовании» норме 10% ВВП. Учреждения аграрной науки имеют достаточно развитую организационную структуру, информационный потенциал для проведения научных исследований, кадровая составляющая требует определенного «омоложения» (нисходящая тенденция численности научных кадров), частичного обновления требует материально-техническая база. На одного ученого в 2008 г. приходилось 213 субъектов сельскохозяйственного производства. Вместе с тем необходимо активизировать работу по коммерциализации инновационных научных разработок, распространения научных товаров и их внедрение в хозяйственную практику. Начиная с 2003 г. наблюдается планомерный рост расходов бюджета на научную деятельность, хотя фактическое финансирование научно-технической деятельности из Государственного бюджета. Украина в течение последних пяти лет не превышает 0,4% ВВП при определенных 1,7% в. 34 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности». Совещательные службы имеют возможность широкого доступа и поддержки постоянной связи с сельскохозяйственными товаропроизводителями и сельским населением благодаря гибкой организационной структуре. Однако большое значение и урегулирование требует организация финансовых расчетов в процессе распространения знаний и информации, особенно привлечение к нему заведений аграрного образования и науки. Решение проблемы финансирования (бюджетное финансирование сельскохозяйственной совещательной деятельности началось с 2007 г. выделением 10 млн. грн.) Позволит решить вопрос обеспечения процесса распространения сельскохозяйственных знаний и информации материально-техническими средствами. На одного советника в 2008 приходилось 12 681 грн. бюджетного финансирования, а на одного педагога - 94 891 грн., ученого - 28 395 грн. Поэтому было бы целесообразно увеличить финансирование сельскохозяйственной совещательной деятельности хотя бы вдвое. Важной также является проблема кадрового обеспечения совещательной деятельности, поскольку юридическая регистрация сельскохозяйственных советников началась лишь с 2008 г. (на одного консультанта в 2008 г. приходилось 5 762 субъекты сельскохозяйственного производства). По результатам рейтинговой оценки составляющих потенциала высших учебных заведений, научных учреждений и консультационных служб установлено, что наибольшее совершенствования требует урегулирования финансирования деятельности по распространению сельскохозяйственных знаний и информации, обеспечения этого процесса необходимыми материально-техническими ресурсами (от 22 до 36% и от 21 до 34 % соответственно). В контексте исследования спроса потребителей интеллектуальных товаров и услуг (знаний и информации) было проведено экономико-статистический анализ деятельности и социологический опрос таких субъектов сельскохозяйственного производства: корпораций (ООО «Агро-Союз», ООО «Украгроком», ООО «Тваринпром» и др..) сельскохозяйственных предприятий (ООО «Агро ЛВ Лимитед», ООО «Десна», ООО «Рост Агро» и др.)., фермерских хозяйств (КФХ «Свитодаль», КФХ «Курганы», ФХ «Радость», КФХ «Возрождение »и др.)., личных крестьянских хозяйств (Фоппа« Корсун », Фоппа« Радченко », Фоппа« Гасанов »и др.).. По результатам исследования 76% субъектов предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики испытывают недостаточное информационное обеспечение в процессе хозяйственной деятельности. Однако из-за несоответствия образовательных и научных товаров и услуг условиям практического применения, высокой стоимости интеллектуальных товаров (хотя 61% сельских товаропроизводителей готовы платить за необходимые им информацию и знания) и отсутствие информации об интеллектуальной продукции актуальная информация и необходимые знания практически не доходят до своих потребителей. С помощью SWOT-анализа потенциала аграрного образования, науки и консультирования в распространении знаний и информации выявлено, что этот процесс происходит в условиях жестокой конкуренции, к тому же он не регламентирован четким организационно-экономическим механизмом через: отсутствие научного обоснования и четкого разделения научных, образовательных, консультационных товаров и услуг; отсутствие нормативно-правовых актов, определяющих основы распространение образовательных, научных, консультационных товаров и услуг; несовершенство системы хозрасчетных отношений между учеными, педагогами и советников в процессе распространения сельскохозяйственных знаний и информации. Совершенствование организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации с использованием потенциала аграрного образования, науки и консультированияВ третьей главе «Совершенствование организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации с использованием потенциала аграрного образования, науки и консультирования» проработаны концептуальные подходы к построению рыночной системы распространения сельскохозяйственных знаний и информации; обоснована модель функционирования информационного сегмента рынка инноваций; разработаны конкретные предложения по формированию и совершенствования организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации с использованием потенциала аграрного образования, науки и консультирования. На основании приведенных в предыдущих главах диссертации результатов исследований сделан вывод о низком уровне интеграции национального образования и науки в рыночную среду. Поэтому важным является осознание необходимости неотложного решения проблемы интеграции образования, науки и консультирования в единую систему информационного рынка, где каждая составляющая должна выполнять присущую ей функцию, а в совокупности создавать единую интегрированную систему, в которой обеспечиваются интересы как всех участников рынка, так и государства и общества в целом. По концептуальным подходом интеллектуальные товары и услуги в соответствии с предложенной классификации должны иметь различные принципы распространения. Консультационные услуги и научные товары, которые распространяются организациями бизнес-консалтинга, должны предоставляться по рыночным ценам. Научные товары, которые распространяются подразделениями научного консалтинга - по себестоимости, с учетом четко определенного процента на расходы развития. Социально-направленные совещательные услуги, перечень которых определен в программно-целевых заказам и образовательные товары и услуги - за счет государственного финансирования. Кроме того, в разветвленной инфраструктуре инновационного рынка, которую составляют все субъекты, формирующие предложение образовательных, научных, консультационных товаров и услуг, предложено выделить отдельную составляющую - научный (бизнес) консалтинг, которая будет представлять экономические интересы научных и образовательных организаций и инновационного предпринимательства. Для выполнения задач и мероприятий по реформированию системы аграрного образования в соответствии с «Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 года» предусматривается выделение 18 373,7 млн. грн. Для организации технико-технологического переоснащения научно-исследовательских учреждений Министерства аграрной политики, Украинской академии аграрных наук - 5308,3 млн. грн. на предоставление государственной поддержки в производстве сельскохозяйственной совещательной деятельности - 97,3 млн. грн., из них 96,3 млн. грн. из Государственного бюджета. Для их эффективного использования целесообразно осуществить ряд мероприятий, которые будут способствовать построению рыночной системы распространения сельскохозяйственных знаний и информации, а именно:
Рекомендуемый и обоснованный нами комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации (в разрезе его составляющих) позволит урегулировать экономические отношения всех субъектов информационного рынка по поводу купли-продажи информации и знаний, способствовать функционированию свободной конкуренции на рынке интеллектуальных товаров и услуг. Выводы В диссертационном исследовании обосновано комплекс вопросов и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации в Украине с использованием потенциала аграрного образования, науки и консультирования. По результатам исследования сделаны следующие выводы и предложения. 1. С точки зрения потребностей общества знания должны быть как можно более доступными для широкой общественности потребителей и распространяться на бесплатной основе, а информация - в основном на платной основе, по необходимости, быстро и вовремя, поскольку ее эффективность снижается при распространении широкой общественности потребителей. 2. Для определения экономических и организационных принципов распространения знаний и информации как интеллектуальных товаров в рыночных условиях, предлагается представить информацию и знания как виды интеллектуальных товаров и услуг на информационном рынке в трех интерпретациях: образовательные товары и услуги (базовое распространение знаний и информации) предлагается распространять бесплатно ( за счет государственного финансирования) широкой публике потребителей; научный товар (предложения специальной (научной) информации, требующей специального тематического поиска), финансирование фундаментальных исследований целесообразно осуществлять за счет государственного бюджета, а информацию и знания, как результаты прикладной науки, следует доводить до потребителей по себестоимости с учетом определенного процента на расходы развития; консультационные услуги (предоставляются на основе анализа, оценки и обобщения знаний и информации для решения конкретных проблем потребителей) экономически целесообразно распространять по рыночным ценам. 3. Для налаживания системного взаимодействия основных субъектов информационного сегмента рынка инноваций в АПК обоснованно и предложены основные направления и акценты в распространении знаний и информации как интеллектуальных товаров и услуг, а именно аграрное образование должно, в первую очередь, делать акцент на распространении образовательных товаров и услуг, однако вузы аграрного образования на конкурсной основе могут продуцировать и научные товары и консультационные услуги. Аграрная наука должна акцентировать свою деятельность на выработке научных товаров и оказании консультационных услуг и частично предоставлять сопутствующие образовательные услуги. Совещательные службы должны способствовать аккумулированию накопленных человечеством знаний, информации, достижений научно-технического прогресса и выведению научных товаров на рынок и продажи их потенциальным потребителям через оказание услуг. 4. Для построения эффективной в рыночных условиях системы распространения сельскохозяйственных знаний и информации углубленно определение сущности организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации и определены основные его составляющие. 5. На основании оценки потенциала аграрного образования, науки и консультирования в распространении сельскохозяйственных знаний и информации и системного анализа современного состояния функционирования организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации в Украине, проведенных по методикам многофакторного сравнительного и системного анализа, рейтинговых оценок, социологического опроса, расчетно -конструктивными, экономико-статистическими и графическими методами, сделан вывод, что учреждения агарной образования в целом имеют мощный кадровый и информационный потенциал, но материально-техническая база требует обновления, однако вузы в достаточной мере способны обеспечить бесплатное распространение базовых знаний и информации, но при условиях государственного финансирования. Учреждения аграрной науки имеют достаточно развитую организационную структуру, информационный потенциал для проведения научных исследований, однако кадровая составляющая требует определенного «омоложения» (44% ученых, работающих в научных учреждениях, пенсионного возраста), частичного обновления требует материально-техническая база. Необходимо активизировать работу по коммерциализации инновационных научных разработок, распространения научных товаров и их применение в хозяйственной практике. Совещательные службы имеют гибкую организационную структуру, однако требует урегулирования организация кадрового обеспечения совещательной деятельности, финансовых расчетов в процессе распространения знаний и информации, особенно в процессе привлечения заведений аграрного образования и науки. 6. Обоснованно концептуальный подход к функционированию информационного сегмента рынка инноваций, по которому образовательные товары и услуги, научные товары, консультационные услуги на информационном рынке должны распространяться на таких принципах: образовательные товары и услуги - в условиях государственного финансирования; научные товары (что распространяться подразделениями научного консалтинга) - по себестоимости, с учетом определенного процента на расходы развития; научные товары (распространяющиеся организациями бизнес-консалтинга) - по рыночным ценам; социально-направленные совещательные услуги (в пределах программно-целевых заказов) - за счет государственного финансирования; консультационные услуги - по рыночным ценам. Предложено формировать отдельную составляющую инфраструктуры инновационного рынка - научный (бизнес) консалтинг, которая будет представлять экономические интересы научных и образовательных организаций и инновационного предпринимательства. 7. Обоснован комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического механизма распространения сельскохозяйственных знаний и информации (по его составляющими) позволяет, во-первых, определить экономические и организационные основы распространения информации и знаний в рыночных условиях, во-вторых, научным учреждениям, образовательным учреждениям, совещательным службам занять свою четко определенную нишу на информационном рынке, что будет способствовать функционированию свободной конкуренции на рынке интеллектуальных товаров и услуг и органично встроить систему распространения знаний и информации в инфраструктуру инновационного рынка АПК, в-третьих, урегулировать экономические отношения между субъектами информационного рынка по поводу купли-продажи информации и знаний, в-четвертых, осуществлять распространение сельскохозяйственных знаний и информации на рыночных принципах с привлечением потенциала аграрного образования, науки и сельскохозяйственного консультирования. Реализация разработанных предложений будет способствовать совершенствованию способа организации аграрной экономики Украины, при котором роль основного источника устойчивого экономического роста будут играть новые знания и их практическое применение. |