Каталог статей

Весперис С.З.

Формирование организационно-методического обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроения

Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность. Однако, Украина имеет значительные природные запасы, научно-технический и кадровый потенциал, но на современном этапе развития зафиксированы невысокие показатели качества жизни, эффективности использования ресурсов, качества товаров, конкурентоспособности. Решение проблем, связанных с исследованием и повышением конкурентоспособности, особенно актуально в связи с присоединением Украины к ВТО. Поэтому сегодня главной идеей украинской экономики является повышение ее конкурентоспособности и особенно это касается машиностроения - основы основ экономики.

Экономические преобразования, осуществляемые в Украине, существенно повлияли на рынок промышленной продукции, а также на структуру предприятий машиностроения. Динамичное развитие отечественного промышленного рынка, который обуславливается расширением ассортимента импортной промышленной продукции и услуг, приводит к обострению конкурентной борьбы среди украинских производителей. Как результат этих изменений происходит рост требований к качеству производимой промышленной продукции и услуг, предлагаемых отечественными производителями. Кроме этого, формирование и реализация адекватной стратегии, направленной на достижение их устойчивой конкурентоспособности, а также обеспечение постоянного мониторинга рынка, становится основным условием стабильного развития предприятий машиностроения.

В этой связи актуальной является и остается проблема формирования организационно-методического обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроения и разработки программы обеспечения стабильного и эффективного функционирования промышленного предприятия в условиях переменного внешней среды. Такая программа должна основываться на активном сотрудничестве всех субъектов производственного процесса - потребителей, персонала, посредников, партнеров и конкурентов. Все это обусловливает необходимость поиска промышленными предприятиями новых конкурентных преимуществ на основе сочетания подходов менеджмента качества, маркетинга отношений и современного эффективного информационного обеспечения.

Проблема маркетинговых исследований нашла свое отражение в большом количестве научных работ отечественных и зарубежных ученых, в которых обстоятельно раскрываются понятие и сущность маркетинговых исследований, выделяются основные этапы их проведения, анализируется методический инструментарий. Наиболее известными являются научные труды таких ученых, как Г. Армстронг, Г. Ассель, Г. Л. Багиев, Б. Берман, А. В. Войчак, С. С. Гаркавенко, E. П. Голубков, Г. Я. Гольдштейн, В. И. Коршунов, Дж.Еванс, Ф. Котлер, А. П. Луций, Нереш К. Малхотра, В. П. Онищенко, В. H. Парсяк, В. А. Полторак, Г. К. Рогов, А. А. Старостина, Г. А. Черчилль и другие. Однако, проблема формирования организационного обеспечения механизма проведения маркетинговых исследований остается исследованной недостаточно.

Теоретические и методологические аспекты определения конкурентоспособности нашли отражение в научных работах Г. Л. Азоева, И. Ансоффа, А. В. Арефьевым евой, О. С. Виханского, П. С. Завьялова, Ю. Б. Иванова, Т. И. Лепейко, М. Мескона, М. Портера, Р. А. Фатхутдинова, А. Ю. Юданова и других отечественных и зарубежных экономистов. Проблемы конкурентоспособности машиностроения рассматривали в своих работах такие ученые, как Г. Л. Азоев, А. В. Крахмалева, С. Г. Светуньков, Н. С. Слепцова, Х. А. Фасхиев и другие. Но теоретические основы исследования конкурентоспособности предприятий, методы ее оценки и научно-практические рекомендации по ее организационному обеспечению требуют более комплексного анализа и обоснования.

До фундаментальных работ в области экономики и управления качеством относятся работы таких ученых, как Э. Деминг, Джуран Дж., К. Исикава, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаум, Х. Д. Харрингтон, В. Шухарт. Значительный вклад в развитие теории управ-ления качеством принадлежит отечественным ученым, таким, как Ю. Адлер, Г. Азгальдов, Р.Бичский, А. Гличев, П. Калита, В. Я. Кардаш, В. Панов, М. Шаповал и др.. Но изменения в рыночной среде приводят к изменениям в отношении непосредственно понятие "качество" и понятие "управление качеством". Эти понятия в зависимости от сферы использования должны наполняться разным содержанием.

Однако целый ряд проблемных вопросов, указанных выше, или практически не рассматриваются в научной литературе, или же признаны общие без их окончательного научного решения. Это касается, прежде всего, организационных и методических аспектов обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроение. Практикой хозяйствования промышленных предприятий доказано, что победа в конкурентной борьбе возможен только при условии тщательного исследования конкурентов, их основательной оценки и учета их опыта в собственной деятельности. Однако, мониторинг предприятий машиностроения доказал, что современные промышленные предприятия не имеют соответствующего организационного и методического обеспечения для проведения таких исследований. Поэтому выбранная тема диссертационного исследования является актуальной.

Теоретические основы обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроения

В первом разделе "Теоретические основы обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроения" на основе детального анализа трудов ведущих экономистов и маркетологов в контексте темы исследования систематизированы и проанализированы основные теоретические подходы к конкуренции и конкурентоспособности.

Учитывая взгляды различных авторов на конкуренцию, сформированное авторская трактовка сущности понятия "конкуренция", как система управления субъектом своими конкурентными преимуществами для получения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства. Конкурентоспособность товара предложено рассматривать как совокупность свойств, позволяющих удовлетворить потребности конкретного потребителя на конкретном рынке, а конкурентоспособность предприятия - как систему, состоящую из непрерывно взаимодействующих факторов и характеризует степень реализации потенциальных возможностей предприятия и содержание в течение длительного периода времени конкурентных преимуществ.

При выполнении исследования в ходе изучения взглядов различных групп специалистов указано, что через объективную дифференциацию условий деятельности отраслей не может быть в народном хозяйстве универсального метода измерения конкурентоспособности предприятия. Эффективность каждого конкретного метода зависит в первую очередь от полноты и достоверности исходной информации. Высказанные положения подчеркнули важность и необходимость разработки показателей конкурентоспособности предприятия, каждый из которых предназначен для решения конкретной задачи в отдельной отрасли народного хозяйства или на предприятии.

Рассмотрение вопросов управления конкурентоспособностью организации в рамках диссертационного исследования позволил сделать вывод, что объектом процесса управления выступают ее конкурентные преимущества. Однако теперь на предприятии уже не достаточно иметь информацию только о внутреннем состоянии предприятия и его производственно-экономическую деятельность - требуется постоянное как стратегическое, так и оперативное планирование всей производственной, маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия, основанное на достоверной, репрезентативной маркетинговой информации. Поскольку задачи исследования конкуренции требуют зависимости от обстоятельств принципиально новых методов, возникает необходимость не только проведения классических маркетинговых исследований, но теперь нужна философия и функция, связанная с идентификацией, познанием, поиском результатов практики на предприятиях партнерах, конкурентах и в смежных отраслях, с целью их использования на собственных предприятиях для повышения производительности. И такой функцией должно стать бенчмаркинг как искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой. В диссертационном исследовании отмечается, что устойчивое положение предприятия на рынке товаров и услуг определяются уровнем его конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет возможность выжить предприятию в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, роста эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Анализ научных трудов специалистов в области конкурентоспособности и маркетинговых исследований позволил сделать вывод, что задача исследований конкурентоспособности является одной из основных задач маркетинговых исследований на предприятии. В этой связи информационное обеспечение исследования конкурентоспособности должно удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению маркетинговых исследований и общих принципов проектирования информационной системы предприятия. На основе проведенного анализа трактовок понятия "информация" автор подчеркивает, что информация является особым видом ресурса, основанном на идеях и знаниях, накопленных в результате научно-технической деятельности человека, и представлен в форме, пригодной для накопления, реализации и воспроизводства.

Информация занимает значительное место в экономической деятельности. Она, во-первых, играет ориентационную роль, помогает правильно оценить обстоятельства и условия, осоз-мыть цель предстоящей деятельности, выделить промежуточные цели, сформулировать задачи и определить новые пути, способы и средства их решения. Во-вторых, информация необходима всем субъектам хозяйствования для принятия правильного решения относительно своей производственной деятельности, чтобы оценить возможности рынка, правила предпринимательской деятельности и уметь взаимодействовать с государственными, рыночными и социальными структурами. Владение информацией обуславливает конкурентное преимущество: она помогает создавать другой товар быстрее, высшего качества, в большем объеме и своевременно позиционировать его на рынке.

Однако, в современной Украине не налажена должным образом работа по исследованию, оценке и прогнозированию конкурентоспособности предприятий, поскольку маркетинговые исследования на многих из предприятий почти не проводятся. Сформированы на предприятиях службы маркетинга далеки от оптимальности по своему составу, строению, взаимодействием с другими подразделениями и внешней средой, а также, по выполняемым функциям. Они не могут проводить такую работу на должном уровне из-за неподготовленности соответствующих специалистов и отсутствие необходимого информационного, методического и технического обеспечения.

Проблемы маркетингового исследования, его содержания и функций не являются простыми и вызывают довольно ожесточенные споры как среди ученых, так и среди практиков маркетинга. Систематизируя подходы к определениям маркетинговых исследований, приведенных в диссертационном исследовании, автор констатирует, что маркетинговые исследования является систематическим процессом определения целей исследования и их постановки, анализа объективной рыночной информации и разработки рекомендаций для принятия конкретных управленческих решений и методов их реализации для достижения конечных результатов в деятельности фирмы.

На основе проведенного исследования автор подчеркивает, что первоочередной задачей маркетингового исследования является создание маркетинговой информационной системы (МИС), которая позволяет быстро и рационально обрабатывать, фильтровать и уплотнять информацию; правильно направлять ее в нужном объеме в нужный пункт и в нужное время; четко определять источники информации и права пользователей на каждом уровне. Кроме этого, важным условием определения элементов МИС является необходимость полного удовлетворения информационных потребностей пользователя в целях принятия им рациональных решений.

Диссертационное исследование содержит основные теоретические основы организации маркетинговых исследований на предприятии. Однако, как было выяснено в ходе исследования, реально состояние дел на предприятии может быть другим.

Маркетинговые исследования конкурентоспособности предприятий машиностроения

Во втором разделе "Маркетинговые исследования конкурентоспособности предприятий машиностроения" проведен анализ конъюнктуры рынка продукции предприятий машиностроения.

Обстоятельный анализ объектов исследования позволил выяснить, что главными проблемами современных вагоноремонтных заводов являются:

  • ограниченность функций, реализуемых маркетинговой службой предприятий - отсутствуют структурные подразделения, осуществляющие исследовательскую и аналитическую работу по исследованию конкурентоспособности предприятий машиностроения; отсутствует методика расчета конкурентоспособности предприятий и продукции;
  • отсутствие единой информационной сети предприятия, что затрудняет согласование и обработку большого количества информации, а также уменьшает производительность такой обработки; отсутствие информационной связи с поставщиками и потребителями продукции исключает мобильность и оперативность проведения ремонтных работ, что в свою очередь снижает конкурентоспособность предприятия и продукции;
  • ограниченность функций, реализуемых службой контроля качества продукции - основные направления работы службы контроля качества на большинстве исследованных предприятий является техническое установления уровня качества выполненного ремонта; отсутствуют работы, связанные с внедрением мероприятий по формированию системы управления качеством продукции и их последующей сертификации.

Решение выявленных проблем позволит вагоноремонтным заводам существенно повысить свою конкурентоспособность не только на внутреннем рынке, но и откроет выход на международный рынок.

В диссертационном исследовании предлагается при оценке конкурентоспособности предприятий ввести номенклатуру показателей, которые относятся к внутренним факторам производства. Их количество разделена на шесть групп - показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность, производственные показатели, показатели качества, показатели развития, показатели, характеризующие персонал и социальную сферу предприятия и показателя уровня совершенства управления. Предложенную методику адаптировано на всех исследуемых предприятиях для определения их конкурентного потенциала.

Дальнейшее совершенствование технологии диагностики состояния конкурентоспособности предприятия связано с развитием информационно-вычислительных технологий в сфере экономических отношений. Совершенствование способов передачи информации приведет к увеличению скорости и объема ее накопления, обеспечит мгновенную фильтрацию обработку, а также оформления результатов анализа, удобное для использования в управлении. Программные средства позволят проводить качественную диагностику состояния предприятия без участия квалифицированных специалистов, с меньшими затратами времени и средств.

Обобщающие известные подходы к определению и оценке конкурентоспособности продукции, в диссертационном исследовании предложено для определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции применить комплексный метод оценки, основанный на использовании комплексных показателей качества продукции. Интегральный показатель качества промышленной продукции предложено считать отношение суммарного полезного эффекта в натуральных единицах от эксплуатации или потребления продукции за определенный срок ее службы до суммарных затрат потребителя на приобретение, эксплуатацию или потребление продукции в условиях конкретного рынка.

Таким образом, на основе полученного эконометрического уравнения отмечено, что увеличение расходов на качество в общих расходах предприятий несущественно влияет на результат деятельности предприятия - объем реализации продукции. Решающее влияние оказывает перераспределение составляющих затрат на качество, и ведущую роль в оптимизации структуры затрат на качество имеет опережающий рост затрат на качество инновационного характера.

Суммирующие проведен анализ конъюнктуры рынка продукции предприятий машиностроения, оценку конкурентоспособности предприятий машиностроения и исследования конкурентоспособности продукции предприятий машиностроения, в диссертационном исследовании отмечено, что:

  • главной функцией оценки конкурентоспособности промышленного предприятия является выявление его конкурентных преимуществ с целью его адаптации к внешним и внутренним требованиям среды;
  • разработка и внедрение комплексного информационного обеспечения на машино-строительных предприятиях будет способствовать повышению эффективности исследований их конкурентоспособности;
  • основным направлением деятельности предприятий машиностроения, что позволит выпускать более конкурентоспособную продукцию, является инновационная деятельность, и важнейшим ее направлением на предприятиях должна стать реализация комплексных программ управления качеством.

Формирование организационно-методического обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроения

В третьей главе "Формирование организационно-методического обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроения" обоснована методика адаптации промышленного предприятия к рыночным условиям хозяйствования. В диссертационном исследовании построена динамическая модель предприятия, которая позволяет проводить сравнительный анализ различных вариантов управленческих решений. Для этого система «Промышленное предприятие» представлено как совокупность двух подсистем - управляемой и управляющей, связанных между собой информационными потоками, которые перемещают информацию о состоянии управляемой подсистемы, состояния внешней среды и управляющую информацию.

Современные исследуемые предприятия осуществляют свою деятельность в условиях ограниченных ресурсов и должны координировать и согласовывать различные направления своей деятельности. При таких условиях общее управление предприятием имеет положительное влияние на его конкурентные преимущества. Поэтому формирование и реализация снабженческой, сбытовой и производственной программ должны осуществляться принятием тактических решений, которые распределяют ресурсы между различными направлениями деятельности предприятия.

При построении динамической модели промышленного предприятия предположено, что фактическая деятельность предприятия осуществляется с заданным уровнем эффективности. При этом потребность в корректировке обусловлена только изменениями во внешней и внутренней среде и стремлением предприятия адаптироваться к ним.

В диссертационном исследовании обосновано и предложено к внедрению на исследуемых предприятиях концепцию комплексного информационного обеспечения, которая позволяет проводить анализ движения информационных потоков с целью выявления степени обеспеченности необходимой и достаточной информацией для проведения исследований конкурентоспособности и принятия соответствующих решений, ее адресность; источники и потребителей информации; рациональность организации информационных потоков (определять возможность дублирования документов и показателей в них); степень минимизации маршрутов прохождения документов от источника к потребителю.

В ходе проведения исследования выявлено, что для создания информационной системы предполагается определение будущих пользователей информации и их уровня в системе управления; проведение исследования и анализ информационных потребностей пользователей с целью выделения необходимого и достаточного объема информации для управления исследованиями; выбор методов удовлетворения информационных потребностей пользователей; определение состава и структуры базы данных для решения задач управления исследования на предприятии, а также взаимосвязи отдельных массивов, периодичность их формирования и обновления; проектирование процесса обработки данных, обеспечивающий своевременное получение необходимой информации конкретным пользователем в соответствующем режиме; разработка методически -инструкционные материалов, регламентирующих работу пользователей при их взаимодействии с информационной системой управления. В исследовании акцентируется внимание на том, что формирование информационного обеспечения исследований конкурентоспособности предприятия имеет решаться комплексно.

На основе рассмотренных в работе принципов проектирования информационных систем определено информационное обеспечение исследования конкурентоспособности предприятия, основной задачей которого является создание условий, обеспечивающих рациональную обработку и быстрое своевременное предоставление нужной пользователю информации с определением его прав на ее использование. Таким образом, для решения задач исследования конкурентоспособности предприятия необходимый набор методов обработки внешней и внутренней информации.

Однако, учитывая комплексность понятия конкурентоспособности предприятия, в диссертационном исследовании отмечено, что на уровень конкурентоспособности предприятия влияет не только качество продукции, которая зависит от качества и своевременности поступления сырья, материалов и комплектующих, но и возможность и способность потребителя ее эффективно использовать и своевременно сообщать о неудовлетворительном состоянии продукции. Поэтому конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от налаженных информационных связей как с поставщиками, так и с потребителями. Таким образом, формирование комплексной информационной системы исследований конкурентоспособности предприятия должна охватывать не только информационного канала внутри предприятия, но и поставщиков и потребителей. Диссертационное исследование содержит описание процедуры обмена информацией между отделом маркетинга и структурными подразделениями предприятия, а также поставщиками и потребителями. Применение в информационном обеспечении описанных методов исследования, оценки, анализа и прогнозирования конкурентоспособности предприятия позволяет оперативно получать качественно новую информацию, охарактеризует реальное положение предприятия и его конкурентов в условиях рыночных экономических отношений, и повышать конкурентоспособность предприятия.

Опыт ведущих производителей мира и успешных отечественных предприятий свидетельствует о том, что не существует лучших концепций управления и методов их применения на практике, но каждый из современных подходов к управлению организацией ориентировано на разработку и внедрение стратегии качества как одной из комплексных стратегий организации, сочетает в себе все аспекты ее деятельности.

В диссертационном исследовании предлагается к внедрению на машиностроительных предприятиях реализовать три этапа работ по созданию системы качества - кардинальное улучшение качества изготовления продукции; создание конкурентоспособности продукции за счет внедрения современных систем менеджмента, основанных на концепциях качества (TQM, ISO 9000) и реинжиниринга организационной структуры; ускоренное непрерывное улучшение основных характеристик предприятия с целью получения его конкурентоспособных параметров. В работе подчеркивается, что система качества должна действовать на всех стадиях "петли качества", причем по характеру воздействия в системе могут быть установлены три направления - обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества. Поэтому на предприятиях предлагается усовершенствовать существующий структурное подразделение управления качеством - центр управления качеством и определить его главными задачами внедрения и совершенствования системы менеджмента качества; осуществление всех видов контроля выпускаемой; обеспечения минимальных затрат, связанных с качеством выпускаемой; организация и проведения внутреннего аудита в подразделениях завода в соответствии с требованиями документации системы менеджмента качества и ремонтного производства.

Учитывая, что качество зависит от множества факторов технического, экономического и социально-психологического характера, на предприятии предлагается применять большой арсенал методов обеспечения качества; стимулирование качества и контроля результатов работы по качеству.

Система качества обязательно предполагает регистрацию данных относительно свойств покупаемой продукции и оценки поставщиков. Ее функционирование возможно только при условии своевременного обеспечения производства всеми необходимыми ресурсами. Поэтому важное значение приобретает выбор наилучшего поставщика. В диссертационном исследовании предлагается выбор наилучшего поставщика проводить на основе интегральной оценки.

Оценка становится базой для принятия корректирующих действий по поставщика. На ее основе можно осуществлять классификацию поставщиков на отличных, надежных, ненадежных и неудовлетворительных, а также производить выбор из системы корректирующих действий конкретного воздействия на поставщика в зависимости от его категории.

Предложенные в диссертационном исследовании принципы формирования организационно-методического обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроение могут быть использованы не только на исследуемых предприятиях, но и на других предприятиях отрасли:

  • концепция комплексного информационного обеспечения исследований конкурентоспособности стала основой формирования информационной системы ООО "Конотопский завод по ремонту дизель-поездов", а использование методики адаптации промышленного предприятия к рыночным условиям хозяйствования позволяет предприятию поддерживать и развивать его конкурентные преимущества;
  • применение интегральной оценки поставщиков позволило предприятию ООО "Мотордеталь-Конотоп" создать базу данных контрагентов предприятия и анализировать выполнение стратегических целей предприятия по материально-техническому обеспечению производства;
  • использование экономико-математической модели оптимизации затрат на качество на ГП "Авиакон" позволяет определять приоритетные направления формирования системы обеспечения конкурентоспособности продукции;
  • внедрение организационной структуры предприятия, которая ориентируется на аналитический маркетинг, позволяет сформировать на предприятии ООО НПО "Красный металлист" мощную службу маркетинга, которая бы обеспечивала выполнение не только сугубо маркетинговых функций, но и аналитических, связанных с исследованием и анализом конкурентов.

Выводы

Результатом исследования является разработка основных принципов формирования организационно-методического обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроения. В диссертации решается важная научная проблема - разработка организационного и методологического аппарата оценки конкурентоспособности машиностроительных предприятий и рекомендаций по адаптации промышленного предприятия к рыночным условиям хозяйствования.

В процессе проведения исследования и реализации основных поставленных задач были проанализированы следующие аспекты:

  • современные взгляды на конкурентоспособность и методические подходы к ее оценке;
  • организационное обеспечение исследований конкурентоспособности;
  • конъюнктурный анализ рынка продукции предприятий машиностроения;
  • методологические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий машиностроения и их основной продукции;
  • методические основы адаптации промышленного предприятия к рыночным условиям хозяйствования;
  • решение проблемы комплексного организационного обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроения;
  • возможность реализации комплексной программы управления качеством.

Результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы:

1. На основе проведенного анализа основных определений, касающихся темы исследования, сформулированное авторское видение отдельных понятий:

  • конкуренция - система управления субъектом своими конкурентными преимуществами для получения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства;
  • конкурентоспособность товара - совокупность свойств, позволяющих удовлетворить потребности конкретного потребителя на конкретном рынке;
  • конкурентоспособность предприятия - система, состоящая из непрерывные взаимодействующих факторов и характеризует степень реализации потенциальных возможностей предприятия и содержание в течение длительного периода времени конкурентных преимуществ.

2. Для проведения оценки конкурентоспособности предприятия на целевом рынке самыми распространенными методами являются модель БКГ, модель М. Портера, метод LOTS, ситуационный анализ (SWOT-анализ), метод экспертных оценок, финансово-экономический метод; метод картирования стратегических групп. Но, учитывая, что новые задачи исследования конкуренции требуют и новых методов, возникла необходимость не только проведения классических маркетинговых исследований, но потребовалась философия и функция, связанная с идентификацией, познанием, поиском результатов практики на предприятиях партнеров, конкурентов и в смежных отраслях, с целью их использования на собственных предприятиях для повышения производительности. Подобная функция в системе предпринимательства известна как бенчмаркинг, который рассматривается как искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы.

3. Задача исследований конкурентоспособности является одной из основных задач маркетинговых исследований на предприятии. В этой связи информационное обеспечение исследования конкурентоспособности должно удовлетворять общим требованиям, предъявляемые к информационному обеспечению маркетинговых исследований и общих принципов проектирования информационной системы предприятия. На основе проведенного анализа трактовок понятия "информация" автором отмечено, что информация является особым видом ресурса, основанном на идеях и знаниях, накопленных в результате научно-технической деятельности человека, и представлена в форме, пригодной для накопления, реализации и воспроизводства. Информация занимает значительное место в экономической деятельности. Владение информацией обуславливает конкурентное преимущество: она помогает создавать другой товар быстрее, высшего качества, в большем объеме и своевременно позиционировать его на рынке. Однако, в современной Украине не налажена должным образом работа по исследованию, оценке и прогнозированию конкурентоспособности предприятий, поскольку маркетинговые исследования на многих из предприятий почти не проводятся. На основе глубокого анализа сущности понятия маркетинговых исследований, определено что маркетинговые исследования являются систематическим процессом определения целей исследования и их постановки, анализа объективной рыночной информации и разработки рекомендаций для принятия конкретных управленческих решений и методов их реализации для достижения конечных результатов в деятельности фирмы.

4. Применение корреляционно-регрессионного анализа конъюнктуры рынка продукции предприятий машиностроения выявило основные факторы, влияющие на результативность деятельности предприятий машиностроения - инновационная деятельность предприятий, которая позволяет выпускать более конкурентоспособную продукцию; своевременность расчетов заказчиков с предприятием за полученные товары и услуги, что позволяет сократить длительность оборота оборотных средств и повысить эффективность деятельности предприятий; динамика изменения цен на продукцию машиностроения, денежные доходы населения, которые имеют влияние на формирование спроса как на рынке потребительской продукции, так и на промышленном рынке.

5. Детальный анализ деятельности объектов исследования позволил выяснить основные их проблемы. Основными из них является использование морально и физически изношенного оборудования, значительный средний возраст работников, практически отсутствие высококвалифицированных работников различных категорий персонала, отсутствие на большинстве предприятий исследований конкурентоспособности, фактически отсутствие работ по улучшению качества и предупреждение выпуска бракованной продукции; все мероприятия по управлению качеством практически сосредоточены на техническом контроле соответствия проведенных ремонтных работ требованиям нормативно-технической документации.

Диссертационное исследование содержит расчет интегрального показателя конкурентоспособности для всех объектов исследования с использованием усовершенствованного метода "профилей" и выводы относительно динамики конкурентного потенциала и с родственных предприятий, а также конкурентоспособности этих предприятий. Проведенный расчет показывает реальность управления конкурентным потенциалом предприятия.

6. Диссертационное исследование содержит определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции на основе применения комплексного метода оценки, который основывается на использовании комплексных показателей качества продукции. Обобщающие проведены исследования конкурентоспособности продукции предприятий машиностроения, выявлено, что качество продукции имеет решающее влияние на конкурентоспособность как продукции, так и предприятия в целом. Однако качество для потребителя является обязательным, но не достаточным для принятия решения о приобретении продукции.

Обобщающие результаты проведенного анализа конъюнктуры рынка продукции предприятий машиностроения, оценку конкурентоспособности предприятий машиностроения и исследование конкурентоспособности продукции предприятий машиностроения, выделено, что главной функцией оценки конкурентоспособности промышленного предприятия является выявление его конкурентных преимуществ с целью его адаптации к внешним и внутренним требованиям среды, разработка и внедрение комплексного информационного обеспечения на машиностроительных предприятиях будет способствовать повышению эффективности исследований их конкурентоспособности; основным направлением деятельности предприятий машиностроения, что позволит выпускать более конкурентоспособную продукцию, является инновационная деятельность, и важнейшим ее направление ком на предприятиях должна стать реализация комплексных программ управления качеством.

7. Для исследования сложной динамической системы «Предприятие» и формирования стратегии ее развития в диссертационном исследовании применен метод имитационного моделирования, что позволяет лучше понять реальную сложную систему «Предприятие» и разработать механизм формирования стратегии ее развития, поскольку имитация позволяет изучать поведение динамических систем в режиме приведенного времени и предсказывать результаты их функционирования. Построение подобной модели может использоваться как теоретическая основа непрерывного совершенствования деятельности предприятия по выявлению, поддержке и развитии конкурентных преимуществ предприятия с целью формирования его конкурентоспособности. Кроме того, проведение имитации является дешевым способом изучения с точки зрения затрат на исследования, времени его проведения и машинного времени. В рамках исследования интерес представляло непрерывное «налаживания» и улучшения сложной динамической системы «Предприятие» с целью ее адаптации к рыночным условиям хозяйствования.

Результатом моделирования процесса принятия управленческих решений должен быть набор детально взаимосвязанных описаний уровней стратегического, тактического и оперативного управления, начиная с описания самого верхнего уровня системы и заканчивая подробным описанием деталей или операций системы.

8. Формирование организационного обеспечения исследований конкурентоспособности предприятий машиностроения, основанное на концепции комплексного информационного обеспечения предприятия, позволяет проанализировать движение информационных потоков с целью выявления степени обеспеченности необходимой и достаточной информацией для проведения исследований конкурентоспособности и принятия соответствующих решений, ее адресность; источники и потребителей информации; рациональность организации информационных потоков (определить возможность дублирования документов и показателей в них); степень минимизации маршрутов прохождения документов от источника к потребителю. Оптимальная организация информационного обеспечения является одним из основных факторов, определяющих эффективность исследований конкурентоспособности в целом.

На основе рассмотренных в диссертационном исследовании принципов проектирования информационных систем определено информационное обеспечение исследования конкурентоспособности предприятия, основной задачей которого является создание условий, при обеспечивают рациональную обработку и быстрое своевременное предоставление нужной пользователю информации с определением его прав на ее использование. Формирование комплексной информационной системы исследований конкурентоспособности предприятия должна охватывать не только информационные каналы внутри предприятия, но и поставщиков и потребителей. Это возможно при условии создания соответствующих АРМ.

Применение в информационном обеспечении описанных методов исследования, оценки, анализа и прогнозирования конкурентоспособности предприятия позволяет оперативно получать качественно новую информацию, охарактеризует реальное положение предприятия и его конкурентов в условиях рыночных экономических отношений, и повышать конкурентоспособность предприятия.

9. Для сохранения своего места на рынке, машиностроительные предприятия должны сначала поднять качество изготовления и снизить стоимость затрат на ремонт за невысокой надежности. Руководство предприятий должно приступить к решению этой задачи через модернизацию действующих механизмов управления, изменив в них акценты с количества на качество. Создание документированных систем управления качеством должно сопровождаться разработкой системы мотивации, которая привлекает весь персонал к системе качества и побуждает работать по ее правилам, а также массовым обучением персонала предприятия принципам и методам менеджмента, управления, обеспечения качества.

Как было отмечено в диссертационном исследовании, качество зависит от множества факторов технического, экономического и социально-психологического характера. Поэтому на предприятии нужно применять большой арсенал методов, инструментов и средств, сгруппированных в три блока - методы обеспечения качества, методы стимулирования качества, методы контроля результатов работы по качеству. Переход на принципы тотального управления качеством TQM позволяет по-другому построить производственные взаимоотношения. Основным правилом работы становится постоянное удовлетворение всех требований потребителя за счет совершенствования своей деятельности. Однако система качества обязательно предполагает регистрацию данных относительно свойств покупаемой продукции и оценки поставщиков. Ее функционирование возможно только при условии своевременного обеспечения производства всеми необходимыми ресурсами. Поэтому важное значение приобретает выбор наилучшего поставщика, который можно проводить на основе интегральной оценки, методика определения которой приведена в диссертационном исследовании.

Изложеные рекомендации и предложения прошли апробацию на предприятиях машиностроительного комплекса Украины и получили положительные оценки.