Инновационный менеджмент (Кушнир И.В.)

Субъекты инновационной деятельности

Инновационный процесс объединяет науку, технику, предпринимательство, т. е. охватывает все сферы деятельности, связанные с производством, обменом и потреблением.

Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор, реализующие основные функции по ее осуществлению.

Новатор – участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе. В качестве разработчиков могут выступать:

  1. научно-исследовательские организации;
  2. малые инновационные предприятия;
  3. инжиниринговые компании;
  4. отделы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) на крупных предприятиях;
  5. индивидуальные изобретатели.

Инноватор – участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке. Инноваторами являются:

  1. внедренческие риско-фирмы;
  2. концерны;
  3. финансово-промышленные группы.

Инвестор – участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств. Инвесторами инновационного процесса являются:

  1. государственные и коммерческие банки;
  2. инвестиционные компании;
  3. страховые компании;
  4. пенсионные фонды;
  5. специализированные компании;
  6. частные лица.

Компания может осуществлять разработку и продвижение инновации, используя собственные ресурсы и возможности. В этом случае фирма совмещает все основные функции (финансирование, разработку, коммерциализацию) при реализации инновационной деятельности.

Однако инновационная деятельность в рамках крупного предприятия сопряжена с некоторыми проблемами, связанными с необходимостью сочетания высокорисковых проектов с текущей деятельностью компании. Поэтому для снижения влияния факторов риска начальные этапы инновационного процесса осуществляют малые инновационные или инжиниринговые компании, а крупная компания коммерциализирует разработанное новшество.



Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент