| Разделы бизнес-плана «описание продукта (продукции, услуги, изделия)», «анализ рынка, маркетинг и продажи»В разделе бизнес-плана «Описание продукта» необходимо описать продукт (продукцию, услуги, изделия) и показать его полезность потребителю.
 В качестве характеристик продукта указывают:
 
функциональное назначение продукта;
примеры использования продукта;
соответствие продукта принятым стандартам;
технологичность, универсальность продукта;
стадия разработанности продукта в текущее время;
требования к контролю качества продукта;
требования к подготовленности пользователей (потребителей);
требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию и поддержке пользователей (потребителей);
условия хранения и транспортировки продукта;
возможности дальнейшего развития (доработки) продукта.
 Кроме характеристик самого продукта при его описании целесообразно раскрыть: возможные технологии (способы) производства продукта;себестоимость единицы продукта в зависимости от объемов и способа производства;требования по лицензированию и сертификации производства продукта;особенности патентно лицензионной защиты продукта; требования к исследованиям по разработке и совершенствованию продукта; анализ продукции конкурентов;конкурентные преимущества и недостатки продукта по сравнению с продукцией конкурентов.
 В разделе «Анализ рынка, маркетинг и продажи» освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения продукции до потребителя (по каждому продукту). Описываются три основных массива информации:
 характеристика рынка;
план маркетинга (стратегический маркетинг);
план сбыта (продаж).
 При характеристике рынка раскрываются:
 
а) отраслевая ситуация;
б) производители (конкуренты в России и за рубежом) – объемы, цены, доли, качество продукции, запас прочности, уровень технологии, финансовое положение, сильные и слабые стороны, возможная реакция, прогнозы;
 в) рынки – объемы, цены, условия экспорта, история, тенденции, прогнозы, сегментирование, прогнозы;
 г) потребители (покупатели) – фирмы, расположение, требования к качеству, условиям поставки, мнение о продукции, прогнозы, контракты;
 д) специфические особенности рынка (трудности доступа и др.).
 В плане маркетинга раскрывается информация по стратегии и тактике достижения целевых мест и доли на рынке:
 
общая стратегия маркетинга, принятая на фирме;
конкурентные преимущества и недостатки фирмы на рынке;
методы стимулирования роста объемов продаж;
методы и формы рекламной кампании;
связи с общественностью и формирование общественного мнения о продукции и фирме;
организация послепродажного обслуживания клиентов, сервисное и гарантийное обслуживание.
 План сбыта включает в себя:
 
ценовую политику, методы и схему ценообразования и установления гарантийного срока;
формы организации сбыта, схему реализации товара, условия оплаты;
политику скидок;
политику определения уровня запасов.
 
 Бекетова О.Н. Бизнес-планирование | Кушнир И.В. Бизнес-планирование | Найденков В.И. Бизнес-планирование
 |