Экономическая теория (Иохин В.Я.) |
Спрос и предложение. Механизмы установления равновесных ценПриступая к изучению теории спроса и предложения, надо отметить, что она претерпела определенные изменения, которые благоприятно сказались на взаимодействии с другими теоретическими концепциями стоимости, ценности и цены. Первоначально предпринимались попытки обосновать положение, согласно которому цена предопределяется исключительно соотношением спроса и предложения. Однако при таком подходе оставался открытым вопрос о субстанции цены при равенстве спроса и предложения. Кроме того, спрос и предложение, в свою очередь, зависят от рыночных цен. Чем выше цены, тем меньше спрос и больше предложение, чем ниже цены — тем больше спрос и меньше предложение. Поэтому на данном уровне обобщения возникает заколдованный круг, где причина и следствие меняются местами: спрос и предложение формируют цену, в то же время цена определяет соотношение между спросом и предложением. Следовательно, цена выступает составляющей и спроса, и предложения. В дальнейшем спрос и предложение стали рассматриваться в единстве с полезностью (предельной полезностью) и издержками производства. В результате спрос получил существенное теоретическое подкрепление для обоснования цен спроса на основе учета полезности благ, а предложение получило теоретическое обоснование цен предложения в форме издержек производства. Что касается трудовой теории стоимости, то в ее рамках спрос и предложение выступают важнейшим инструментом выявления общественной значимости, ценности осуществленных затрат труда на производство тех или иных благ. Как мы уже знаем, именно через спрос и предложение проявляется социальное содержание абстрактного труда. При этом закон стоимости выполняет функцию регулятора общественного производства исключительно через спрос и предложение. СпросТеперь, после столь общей оценки данной теории, перейдем к детальному рассмотрению спроса и предложения. Спрос выражает только потребности, которые подтверждаются платежеспособностью потребителей. Поэтому в рамках теории спроса потребители — это покупатели, обладающие определенными денежными средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности — это наши желания и устремления обладать теми или иными благами, тогда как спрос — это наша возможность приобрести эти блага. Кривая спросаРассмотрим взаимосвязь спроса с ценой, т.е. зависимость спроса от цены. Отложим на оси абсцисс объемы продукции Q, на которые предъявляется спрос, а на оси ординат — цены на данный товар Ц и проведем линию, выражающую взаимосвязь между ними (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Кривая спроса Кривая спроса (С) представляет обратную функциональную зависимость изменения спроса от динамики цены. Поэтому любая кривая спроса сама по себе выражает функциональную зависимость величины спроса от цены: когда цена движется в одном направлении (в сторону повышения или понижения), величина спроса изменяется в противоположном направлении (соответственно в сторону понижения или повышения). В связи с этим можно сказать, что величина спроса — это конкретная количественная определенность, диктуемая или навязываемая ценой. Скользя по кривой вверх или вниз и останавливаясь в тех или иных точках, мы можем сказать, что при сложившейся рыночной ситуации данной цене соответствует определенная величина спроса, равная определенному количеству данного блага. В то же время кривая спроса не выражает обратную функциональную зависимость изменения цены под воздействием динамики спроса. В противном случае это означало бы, что с увеличением спроса цены падают. Это противоречит закону спроса, который гласит: понижение цен вызывает рост спроса, а повышение спроса ведет к росту цен. Поэтому для графического отражения функциональной зависимости цены от спроса, т.е. когда независимой переменной выступает спрос, а зависимой переменной — цена, используют метод смещения кривой спроса вверх и вправо или вниз и влево. Это обусловлено тем, что функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые ранее принимались в качестве постоянных — это изменение величины доходов, вкусов и предпочтений покупателей, качества товара и т.п. Многие потребители считают, что цена достаточно точно отражает качество товара. На самом деле зависимость «цена — качество» не является столь однозначной. Особое место занимает «эффект Веблена», который означает покупку товаров особого рода по престижным соображениям, что должно свидетельствовать о высоком положении, статусе покупателя. Престижная цена — цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми, непревзойденными свойствами или признаками. Если потребители перестанут воспринимать товар как уникальный, особенный, то кривая спроса неизменно вернется в исходное положение. Наконец, на динамику цен, их уровень оказывает воздействие эффект адаптивных инфляционных ожиданий, который находит свое проявление в нарастающем спросе на продукты в условиях постоянного ожидания роста цен на них. Спрос и величина спросаНеобходимо различать спрос и величину спроса. Предположим, что под воздействием тех или иных факторов (увеличение доходов, ажиотаж, стабилизация или дестабилизация социально-экономической ситуации) происходят изменения в спросе. Допустим, люди стремятся закупить определенный товар впрок. Рынок начнет испытывать давление со стороны покупателей, со стороны спроса. А, как мы уже знаем, кривая спроса должна будет переместиться вверх и вправо, тем самым описывая изменившееся его состояние. В нашем случае изменение спроса вызовет одновременно и повышение цен, и возрастание величины спроса. В принципе может возникнуть и противоположная ситуация: под влиянием сокращения спроса произойдет падение и цен, и величины спроса. Обращаясь к графику (см. рис. 10.1.), можно увидеть два признака, которые указывают, происходит или не происходит изменение спроса. Если кривая спроса остается в своем прежнем состоянии, то любые количественные изменения в приобретении того или иного блага будут свидетельствовать об изменении только величины спроса. Любое смещение кривой спроса свидетельствует об изменении ситуации на рынке со стороны спроса, которое может привести либо к сохранению прежней величины спроса, либо к его увеличению, либо к уменьшению. Эластичность спросаДля анализа состояния рынка того или иного товара немаловажное значение имеет знание реакции спроса на повышение или понижение цены. Причем в данном случае речь идет не просто об общем принципе взаимодействия спроса и цены (это мы уже знаем), а о количественном измерении чувствительности спроса к изменению цен. Таким показателем является эластичность спроса по цене, показывающая, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1% и при неизменности прочих факторов, влияющих на объем спроса. Данный показатель для краткости довольно часто называют просто эластичностью спроса. Но при этом все сознают, что имеется в виду реакция спроса на изменение цен (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Эластичность спроса В общем виде данный показатель можно выразить следующей формулой:
где - эластичность спроса по цене; - изменение спроса, %; - изменение цены, %. Для определения соответственно числителя и знаменателя вышеуказанной формулы следует воспользоваться следующими формулами их вычисления:
где - первоначальный или базовый объем спроса; - новый объем спроса; - первоначальная или базовая цена; - новая цена спроса. Единичная эластичностьВ качестве критерия, разграничивающего блага на обладающие эластичным и неэластичным спросом, принимается коэффициент единичной эластичности, когда повышение (понижение) цены на 1% вызовет соответственно сокращение (увеличение) величины спроса на 1%. Блага, имеющие коэффициент эластичности больше единицы, относятся к группе товаров, обладающих высокой эластичностью. Коэффициент эластичности меньше единицы свидетельствует о недостаточной или низкой эластичности спроса на эти товары. Целый ряд товаров обладает чрезвычайно неэластичным спросом. Дуговая эластичностьВо избежание возможных ошибок при измерении эластичности спроса, сопряженных с неадекватными показателями эластичности, получаемыми для одних и тех же точек, в зависимости от направления изменения цены, т.е. повышения или понижение ее, используют расчет дуговой эластичности, которая выражает эластичность спроса между двумя точками как процентное выражение изменения средней цены и среднего объема спроса. Исходя из вышеизложенного можно записать следующую формулу:
где дуговая эластичность; Q – изменение объема спроса; Ц – изменение цены; - средний объем производства; - средняя цена. На эластичность спроса влияет целый ряд факторов. Это прежде всего динамика доходов населения, наличие у данного товара заменителей, удельный вес цены товара в доходе потребителя, срок (отрезок времени), необходимый для принятия решения о покупке. Эластичность спроса по доходуСуществует и эластичность спроса по доходу. По мере увеличения доходов возрастают потребности в услугах и товарах. Отсюда очевидно, что доход воздействует на спрос и появляется необходимость в определении этой зависимости с помощью такого показателя, как эластичность спроса по доходу (Эд). Последняя исчисляется как отношение процентного изменения количества продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению дохода:
где и Q – соответственно приращение и средняя величина спроса; соответственно приращение и средняя величина дохода. Особенность эластичности спроса по доходу состоит в том, что она меняет свой знак для некоторых товаров. Для товара, спрос на который с ростом цен падает, эластичность отрицательная. К таким товарам относят товары низкого качества, недиетические продукты питания, крахмалосодержащие продукты и др. Качественные товары имеют положительную эластичность. Перекрестная эластичностьЗаслуживает внимания и перекрестная (взаимная) эластичность спроса, которая выражает степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%:
где - относительное изменение спроса на товар X; - относительное изменение цены на товар Y. Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими или нейтральными друг к другу. Эти варианты рассмотрены на рис. 10.3.
Рис. 10.3. Зависимость коэффициента перекрестной эластичности от типа товаров Кривая В (Эxy < 0) характеризует отрицательную перекрестную эластичность: с ростом цены товара Y объем спроса на товар X сокращается, и наоборот. В этом случае товары являются взаимодополняющими: например, автомобиль и бензин, фотоаппарат и пленки к нему, магнитофон и кассеты. Кривая С (Эxy> 0) отражает положительную перекрестную эластичность: при росте цены товара Y объем спроса на товар X увеличивается, т.е. происходит как бы переключение спроса с товара Y на товар X. В таком случае товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), например, автобус и метро, конфеты и торты, кофе и чай. Кривая Д (Э xy = 0) выражает нулевую или близкую к нулевой перекрестную эластичность: изменение цены товара Y никак или очень мало отражается на спросе на товар X. Такие товары называются независимыми, или нейтральными, например, рост цен на шляпы вряд ли отразится на спросе на ботинки. Следовательно, понятие эластичности спроса весьма полезно при изучении реакции потребителей под воздействием тех или иных факторов. В зависимости от степени эластичности спроса предприниматели могут прогнозировать и определять поведение своих предприятий. Проблема изучения спроса — это не только проблема покупателей и продавцов, которые должны владеть достаточной информацией о динамике спроса на производимые товары. Спрос интересует и государственные органы, прежде всего налоговую систему, так как необходимо знать, каким образом может повлиять повышение или понижение налоговых ставок на изменение спроса, что в конечном счете скажется на сокращении или увеличении налоговых поступлений в бюджет. В данном случае речь идет о косвенных налогах, или налогах, которые включаются в цены товаров. Это акцизы на товары малоэластичного спроса (соль, спички), или товары, с точки зрения общества относящиеся к вредным (алкоголь, табак), или налог на добавленную стоимость. Данный аспект эластичности спроса рассматривается ниже во взаимосвязи с эластичностью предложения. Прибыль потребителяПри изучении цен спроса важное значение имеет выгода потребителя. Прибыль, или излишек, потребителя представляет собой разность между максимальной суммой, которую готов заплатить потребитель за то количество данного блага, на которое он предъявляет спрос, и фактически заплаченной суммой. Рассмотрим формирование излишка потребителя на условном примере (рис. 10.4).
Рис. 10.4. Прибыль, или излишек потребителя Предположим, что на рынке на какое-то благо установилась определенная цена (Ц0). График кривой спроса мы умышленно упростили для большей наглядности. Однако если бы цена данного блага установилась на уровне Ц1, то была бы куплена всего лишь одна единица блага. Если бы на каждую последующую предельную (дополнительную) единицу блага цены понижались и соответствовали Ц 2, Ц 3, Ц 4, то покупатель насыщал бы свою потребительскую корзину данным благом. При цене, равной Ц0, он предъявил бы спрос на 5 ед. данного блага и при этом получил бы экономию (излишек) своего дохода, которая равна Ип = (Ц1 – Ц0) + (Ц2 – Ц0) + (Ц3– Ц0) + (Ц4– Ц0). На графике эта выгода представлена суммой площадей заштрихованных прямоугольников А, Б, В, Г. С пятой единицы продукта потребитель не получает излишка. Если предположить, что рыночная цена (Ц0) блага равна 800 руб., а каждый последующий уровень цен соответственно повышается, т.е. Ц1 = 4400 руб., Ц2 = 3200 руб., Ц3 = 2100 руб., Ц4 = 1300 руб., то излишек потребителя легко вычислить. Ип = (4400–800)+(3200–800)+(2100–800)+(1300–800) = = 7800 руб. Итак, прибыль, или излишек потребителя представляет собой разность между гипотетической суммой цен 4 ед. блага с учетом убывающей его предельной полезности и реальной суммой стоимости 4 ед. этого блага. ПредложениеВ механизме рыночного равновесия существенную роль играет предложение. Предложение — это не вообще произведенные блага, а только те из них, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей. Как и в случае спроса, определяющим стимулом являются цены. Однако если для роста спроса в качестве стимула выступает понижение цен, то для предложения, напротив, сигналом к расширению производства любого товара и, следовательно, его предложения является повышение цен. Чем выше будут цены на определенный товар, тем большую заинтересованность будут проявлять производители в увеличении его выпуска. Особое место в формировании цены предложения занимают издержки производства. Остановимся на процессе формирования цен предложения и выявлении функциональной зависимости изменения предложения от динамики цен при неизменности прочих условий, а также на обратной зависимости: изменении цен под влиянием сокращения или расширения предложения товаров. Кривая предложенияЕсли на оси ординат отложить цены, а на оси абсцисс — количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменения предложения от динамики цен (рис. 10.5).
Рис. 10.5. Кривая предложения Любая точка кривой предложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу предлагаемого товара, чтобы данное его количество было предложено рынку. Восходящий характер кривой предложения отражает действие закона предложения, который заключается в том, что для подавляющей части благ, чем выше будет цена на них, тем большее количество соответствующих благ будет произведено и предложено на рынке. Это обусловлено тем, что выручка, получаемая от реализации товара по более высокой цене, содержит большую долю прибыли, так как издержки производства на его выпуск остались неизменными. Разность между выручкой от реализации товара и его издержками и есть не что иное, как прибыль. Вогнутый характер кривой предложения демонстрирует процесс, в котором первоначальное повышение цены на товар провоцирует вовлечение в него все большего количества предприятий, что обусловливает определенный всплеск предложения данного товара. Дальнейшее повышение цены в конечном счете приведет к насыщению предложения, ибо резервы расширения производства постепенно исчерпываются и количество предлагаемого товара относительно стабилизируется. В отношении характера расположения кривой предложения среди экономистов остаются разногласия. Одни из них считают, что она хотя и замедленно, но постоянно смещается вверх вправо. Другие полагают, что она затем трансформируется в вертикальную прямую и дальнейшее изменение (повышение) цены остается без внимания, ибо существуют определенные, ограниченные ресурсы и ограничения в совершенствовании производства. Обратная функциональная зависимость между предложением и ценой, т.е. когда независимой переменной выступает предложение, а зависимой — цена, выражена на рис. 10.5 посредством смещения кривой предложения в плоскости осей координат (кривые П и П). Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево — сокращение его предложения. К тому же это указывает на влияние неценовых факторов на предложение данного товара. Предложение и величина предложенияВ данном случае важно само провоцирование изменения ситуации на рынке со стороны предложения, вне зависимости от факторов, оказавших воздействие на него. При этом также не следует смешивать предложение с величиной предложения. Первое выражает собой направление, положение кривой, тогда как величины предложения представляют собой геометрическое место точек вдоль кривой предложения. Речь идет о том, чтобы отличить скольжение, перемещение по кривой от ее смещения. Если цена изменяется, а другие факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными, то предложение товара не меняется, тогда как происходит изменение количества предлагаемого товара под воздействием ценового фактора (например, движение по кривой предложения П от точки А к точке Б ). Можно сказать, что предложение выражает функциональную зависимость между ценой и величиной предложения, тогда как величина предложения — это количественная определенность. Объем предложения изменяется под влиянием изменения цены на товар; функция предложения изменяется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Эластичность предложенияНаравне с эластичностью спроса, которая выражает реакцию покупателей на изменение цен на товары и услуги, проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации. Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%. Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложения называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара. Чем положе кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара. Эластичность и налоговое бремяЭластичность предложения товара зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому при оценке эластичности предложения необходимо различать три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде предприятию не удается добиться каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложение является неэластичным. В среднесрочном периоде предприятие может расширить или сохранить производство на базе существующих производственных мощностей, но не может ввести новые мощности. При этом эластичность предложения повышается. В долгосрочном периоде предприятие располагает достаточным временем для расширения или сокращения своих производственных мощностей. Кроме того, может иметь место создание новых предприятий. Эластичность предложения в этом случае будет больше, чем в двух предыдущих. Особого внимания заслуживает налоговая политика государства, и прежде всего в области косвенных налогов. Косвенные налоги включаются в цену товаров и изымаются в бюджет после реализации последних. В зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции. Рассмотрим случай распределения налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию. На рис. 10.6 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога. Предложение до введения налога характеризуется линией П, после введения налога — П, т.е. линия предложения сместилась влево вверх на величину налога. Равновесное состояние переместилось из точки К в точку N, что указывает как на повышение цены, так и на сокращение объема продукции. Однако производитель не может установить цену выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать, это поднять цену до равновесного уровня. Если спрос
эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на
него. На рис. 10.6, а выделенный прямоугольник показывает величину налога. Его
часть ниже штриховой линии — потери производителя в результате введения налога.
Потери покупателя составляют верхнюю часть от штриховой линии этого
прямоугольника. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство
с
Рис. 10.6. Распределение налогового бремени между
производителями и потребителями в зависимости от эластичности спроса
Если спрос неэластичен
(рис. 10.6, б), налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. На
графике об этом свидетельствует то, что большая часть прямоугольника находится
выше штриховой линии. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при
неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими
косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен. На рис. 10.7
заштрихованные треугольники выделяют стоимость продукции, которая была бы
произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потенциальные
потребители, которые хотели бы, но не могут купить товар, и те потенциальные
производители, которые хотели бы, но не могут произвести его в результате
налогового пресса. Это прямое следствие установленного налога и представляет
собой потери для общества. Причем эти потери будут тем больше, чем выше
эластичность спроса на данный товар.
Рис. 10.7. Распределение налогового бремени между
производителями и потребителями в зависимости от эластичности предложения
Рассмотрим теперь
зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения. Эта
ситуация отражена на рис. 10.7 для
случаев до и после введения налога.
Обратимся опять к выделенным четырехугольникам. При эластичном предложении
(рис. 10.7, а) налоговое бремя ложится в основном на потребителя, рост цены и
сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет
относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества выше.
При неэластичном предложении (рис. 10.7,б) наблюдается обратная картина:
основное налоговое бремя несет товаропроизводитель.
Проведя анализ
спроса и предложения, мы определили понятия «цена спроса» и «цена предложения»
и факторы, которые воздействуют на их формирование. Понимание этих двух важных
вопросов позволяет перейти к рассмотрению баланса интересов продавцов и
покупателей, который находит свое проявление в равновесной цене. Совместив на
рис. 10.8) кривые спроса и предложения, получим точку рыночного равновесия, что
можно записать следующим образом:
С = П = Цk где С — спрос; П — предложение; Цk — цена товара на данный
момент;
Q k— количество реализуемого товара.
10.8.
Кривые спроса и предложения. Равновесная цена.
На рисунке 10.8
точке К соответствует цена равновесия — Цk. Пересечение кривых спроса и
предложения свидетельствует о том, что диаметрально противоположные ценовые
интересы покупателей и продавцов данного товара совпали. По цене Цk покупатели готовы купить
количество товара Таким образом,
цена формируется в результате сбалансированности интересов продавцов и
покупателей. Однако совершенно очевидно, что сам уровень цен на соответствующее
благо в свою очередь предопределяет масштабы спроса и предложения.
Из сказанного
можно сделать вывод о действии такой модели ценообразования, которая
устанавливает функциональную зависимость между ценой, с одной стороны, и
спросом и предложением — с другой. Эта функциональная зависимость спроса или
предложения от изменения цены выражается кривой цен спроса (С) и кривой цен
предложения (П). Если на оси ординат откладывать цены, а на оси абсцисс
количество спрашиваемого и предлагаемого товара, то кривая С выражает зависимость
изменения спроса от динамики цен, а кривая П —
зависимость изменения предложения от динамики цен. Спрос находится в обратной,
а предложение — в прямой зависимости от изменения цен, о чем свидетельствуют
кривые С и П.
Точка равновесия
К и равновесная цена (Цk) достигается путем постепенного сближения интересов
продавцов и покупателей в результате движения по спирали, изображенной на рис.
10.9.
Рис. 10.9. Процесс становления равновесной цены.
В частности, при
цене, равной Ц1,2 покупатели готовы купить данное благо в
количестве Равновесная цена
указывает на равенство спроса и предложения. Причем в кривых спроса и
предложения независимой переменной выступает цена, тогда как зависимыми
переменными являются спрос и предложение. Функциональная зависимость цены от
спроса и предложения выражается смещением кривых спроса и предложения на
плоскости в рамках осей координат.
Если обратиться к
уровню цен, выраженному ценой Ц1,2, то разрыв между точками 1
и 2 (на оси абсцисс между Подчеркивая
важность принципа сбалансированности между спросом и предложением, выраженной в
равновесной цене, было бы неправильно ограничить анализ процесса
ценообразования только данными рыночными категориями. Очевидно, требуется
остановиться на тех моментах, которые позволяют объяснить сам эндогенный
процесс формирования спроса и предложения, который, как мы уже знаем,
проявляется в формировании цен спроса и цен предложения.
Цена предложения
— это минимальная цена, ниже которой рыночные цены опуститься не могут, так как
производство товаров станет нерентабельным, т.е. неэффективным. Чем ниже цены,
тем меньшее количество товаров поступит на рынок, так как у многих
товаропроизводителей при низких ценах издержки окажутся выше рыночных цен. Но в
этом случае на рынке остаются наиболее эффективные и жизнеспособные
предприятия.
Сокращение числа
товаропроизводителей в дальнейшем может вызвать постепенное повышение цен из-за
сокращения количества поступающей на рынок продукции и положить начало
формированию несовершенной конкуренции. А в условиях несовершенной конкуренции,
как правило, цена завышенная.
Повышение цен
предложения, напротив, вовлекает в производственную деятельность все
возрастающее число товаропроизводителей, которые ранее не могли в ней
участвовать из-за своих высоких издержек производства. Это вовлечение приведет
к повышению общего уровня издержек производства, снижению его эффективности.
Для понимания
равновесной цены большое значение имеет фактор времени. И для покупателей, и
для продавцов важно знать, какой характер носит установившееся равновесие:
мгновенный, краткосрочный или долгосрочный. В зависимости от длительности
периода либо не будут предприниматься никакие усилия, либо будут задействованы
временные факторы производства, либо будут осуществляться крупномасштабные
мероприятия по преобразованию производства с целью расширения предложения.
Для мгновенного
равновесия характерно фиксированное, неизменяющееся количество предлагаемого
товара, так как производство не в состоянии моментально реагировать на
изменившуюся рыночную ситуацию.
Краткосрочное
равновесие обусловлено возможностью увеличения производства и предложения на
основе использования временно действующих факторов, без наращивания количества
оборудования, расширения производственных
мощностей. К таким временным факторам относятся сверхурочные работы, работа в
выходные и праздничные дни, увеличение сменности работы. Это свидетельствует о
задействовании фактора труда.
Долгосрочное
равновесие обусловлено использованием факторов долговременного характера. Как
правило, в этом случае речь идет об инвестициях, связанных с обновлением,
модернизацией производства, избавлением от изношенного и устаревшего оборудования,
созданием новых или дополнительных производственных мощностей. В данном случае
речь идет о задействовании такого фактора, как капитал, прежде всего основного
капитала, который затрачивается на приобретение средств производства.
Имея общие
представления о состоянии рыночного равновесия, рассмотрим механизмы его
установления в динамике.
Предположим,
спрос на какой-то продукт резко увеличился, к чему производство не было готово.
Оно не может моментально расширить предложение, а если и может, то в
минимальном количестве. Следовательно, в этом случае предложение останется
неизменным, фиксированным. На рис. 10.10 кривая предложения (П1 )
принимает вертикальное положение — П2, тем самым подчеркивая
неизменное предложение товара в новых условиях.
Рис. 10.10 Мгновенное равновесие
Как видим, из-за
несовпадения между спросом и предложением равновесная цена (Цk ), соответствующая
пересечению кривой предложения (П1 ) и кривой спроса (С1
) в точке К, нарушается. Это связано с тем, что по данной цене в
изменившихся условиях желает приобрести данный товар значительно возросшее
число покупателей. Однако предложение осталось на прежнем уровне. Возник
дисбаланс между платежеспособным спросом и предлагаемым объемом товара.
Устранение этого дисбаланса и восстановление нового равновесия на рынке
происходит путем повышения цены на данный товар. Резкий рост цен «отсек» тот
контингент покупателей, который готов был заплатить обычную цену (Цk ), но не может или не желает
совершать покупки по новой цене (Цm ). Это и зафиксировано на
рис. 10.10 перемещением кривой спроса из положения С1 в
положение С1. Установилась новая цена равновесия (Цm ), соответствующая мгновенно
изменившейся рыночной ситуации.
Теперь
проанализируем ситуацию, когда товаропроизводители имеют возможность
мобилизовать дополнительные переменные факторы (рис. 10.11). Предположим,
увеличились цены на определенный продукт. Более высокие цены по сравнению с
прежними стимулируют товаропроизводителей организовать сверхурочные работы,
работу в выходные дни, перенести работникам отпуска на более поздний период.
При этом предприниматель во всех случаях повысит денежное вознаграждение за
труд — заработную плату, так как высокая цена позволяет не только перекрыть
дополнительные затраты, но и получить дополнительную прибыль.
Рис. 10.11. Краткосрочное равновесие.
Повышение цены до
уровня Цm , вызванное ростом спроса, будет подталкивать
товаропроизводителей к расширению выпуска товара и содействовать росту его
предложения до размера В условиях, когда
цена продолжает удерживаться на относительно высоком уровне, несмотря на усилия
предпринимателей в области использования краткосрочных факторов, в данную
отрасль устремятся новые капиталы. Это приведет к техническому переоснащению,
расширению производственных мощностей и значительному увеличению выпуска
продукции, т.е. ее предложения.
Обратимся к рис.
10.12. Предположим, что точка N на пересечении кривых спроса и предложения
отражала краткосрочное равновесие между количеством спрашиваемого и
предлагаемого товара по цене, равной Цn . Ее высокий уровень вызывает
рост капиталовложений. Задействование капитала и других ресурсов вызывает
увеличение предложения. Этот рост предложения на графике отражен смещением
кривой предложения из положения П3 в положение П4 .
Смещение вызвано, как мы уже знаем, обратной функциональной зависимостью, когда
предложение выступает в качестве независимой переменной (аргумента), а цена —
зависимой переменной (функции).
Рис. 10.12. Долгосрочное равновесие.
Таким образом,
постепенное насыщение рынка данного товара приведет к снижению цены и новое
длительное равновесие установится в точке Т, которой будет соответствовать
«нормальная цена», или цена долгосрочного равновесия Ц t. . Что касается кривой спроса,
то она остается в прежнем положении (С2 ), соответствующем
краткосрочному равновесию. Неизменность положения кривой спроса обусловлена
тем, что здесь устанавливается функциональная зависимость между спросом и
ценой, в которой спрос выступает в качестве зависимой переменной от цены
(независимой переменной). Рост величины спроса (скольжение по кривой спроса из
точки N в точку Т) связан с понижением цены, вызванным наращиванием предложения
данного товара. Одновременно провоцирование расширения спроса связано с
понижением цены, поэтому не происходит смещение кривой спроса.
В соответствии с
проведенным анализом механизмов равновесия мгновенного, краткосрочного и
долгосрочного действия рыночных сил попытаемся интегрировать их в единый
процесс, совместив выявленные тенденции в едином графическом изображении (рис.
10.13).
Рис. 10.13. Совмещение графиков мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия
Итак, первоначальная точка
длительного равновесия К соответствовала стабильной «нормальной цене».
Следующий этап — резкий всплеск спроса при оставшемся неизменном предложении
(что выражено перемещением кривой предложения из положения П1
в положение П2 ) обусловил увеличение цены с уровня Цk до уровня Цm . Как видим, данное
перемещение связано со смещением кривой спроса из положения С1
в положение С2.
Высокая цена (Цm ) способствовала вовлечению в
производственную деятельность временных переменных факторов, что вызвало
увеличение предложения товара с Наконец,
сохранение относительно высокой цены (Цn) по сравнению с первоначальной
«нормальной» ценой (Цk ) подтолкнуло предпринимателей к инвестициям, использованию
фактора долговременного действия. Расширение производственных мощностей
позволило предложить на рынок товар в количестве Выводы
1. Спрос — это
потребности, обеспеченные платежеспособностью покупателей. Согласно закону
спроса повышение цены вызывает сокращение спроса, а повышение спроса ведет к
росту цен. Поэтому функциональная зависимость между ценой (независимая
переменная) и спросом (зависимая переменная) имеет обратный характер.
2. Эластичность
спроса выражает реакцию спроса (покупателей) на изменение цены. Эластичность
спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении
цены товара на 1%. Коэффициент эластичности спроса может быть равным единице
(единичная эластичность), больше единицы (высокая эластичность) меньше единицы
(низкая эластичность). Кроме того, различают эластичность спроса по доходу и
перекрестную. Коэффициент эластичности по доходу показывает, насколько
изменится спрос при изменении дохода на 1%. Перекрестная эластичность выражает
степень чувствительности спроса на определенный товар при изменении цены на
другой.
3. Предложение —
это товары, поступившие на рынок. Зависимость между ценой и предложением
прямая: чем выше цены на рынке, тем больше будет предложено данного товара. В
этом проявляется экономический интерес товаропроизводителя и суть закона
предложения.
Эластичность предложения выражается в
изменении предлагаемых к продаже благ при изменении цены на 1%.
4. Равновесная
цена указывает на равенство спроса и предложения товара на рынке, т.е. цена
спроса равна цене предложения. На графике — это цена, соответствующая точке
пересечения кривых спроса и предложения.
5. На рынке
действуют механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. При
мгновенном изменении ситуации на рынке в результате увеличения или сокращения
спроса предложение не успевает среагировать на него и остается неизмененным
(фиксированным). Равновесие устанавливается путем соответственно повышения или
понижения цены на товар. При краткосрочном нарушении баланса между спросом и
предложением в результате роста спроса товаропроизводители для наращивания
предложения используют фактор труда (работа в выходные дни, сверхурочное время,
увеличение сменности, отмена отпусков). В результате устанавливается новая,
более низкая цена по сравнению с ценой мгновенного равновесия благодаря
увеличению предложения.
При долгосрочном
нарушении рыночного равновесия баланс спроса и предложения устанавливается
путем наращивания производства на основе инвестиций (вложения капитала в
реконструкцию и модернизацию производства, расширение производственных
мощностей). В результате устанавливается новая равновесная цена, но по своему
уровню она ниже равновесной цены краткосрочного периода.
|