Правоведение (Кушнир И.В.)

Государство, его органы и должностные лица

Государство как субъект правоотношений – субъект политический, властный, суверенный, не зависит от других субъектов, само устанавливает свой юридический статус и статус всех участников правоотношений. В качестве субъекта правоотношений государство выступает также в международных отношениях.

Государственный орган – основной структурный элемент аппарата государственной власти. Признаки государственного органа:

  1. государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Они образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства – на основе распоряжения вышестоящего государственного органа;
  2. занимают определенное место в управленческой иерархии (подотчетны и подконтрольны вышестоящему органу и контролируют нижестоящие);
  3. действуют от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий характер и направлена на реализацию общего блага;
  4. наделяются компетенцией и полномочиями.

    Компетенция – совокупность государственно-властных полномочий по предметам ведения.

    Полномочия – права и обязанности государственного органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства. У государственных органов сливаются права и обязанности, не характерные для частных субъектов. Они вправе издавать обязательные нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения, контролировать, применять меры принуждения.

    Предметы ведения (подведомственность) – круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых осуществляются властные полномочия;

  5. каждый государственный орган имеет внутреннюю структуру, т. е. состоит из структурных подразделений, а также штатное расписание, включающее перечень должностей, распределение функций и обязанностей между чиновниками, должностные оклады.

Классификация органов государства:

  1. по способу возникновения: первичные органы (никакими другими органами не создаются и получают властные полномочия непосредственно от избирателей (Президент, Федеральное Собрание)); производные органы (создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями (Правительство));
  2. по месту в структуре государственного аппарата: центральные, региональные, местные,
  3. по объему компетенции: общей компетенции (решают широкий круг вопросов (Правительство)); специальной (отраслевой) компетенции (специализируются на выполнении какой-либо одной функции одного вида деятельности (министерства и ведомства));
  4. по способу формирования: избираемые (характеризуются выборностью и сменяемостью); назначаемые (должны соответствовать определенным требованиям, для них характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности);
  5. по порядку принятия решений: единоличные (принимают решения путем самостоятельного волеизъявления); коллегиальные (принимают решения большинством голосов).


Афонина А.В. Правоведение | Бошно С.В. Правоведение | Кушнир И.В. Правоведение | Шалагина М.А. Правоведение