Свиридов О.Ю. Банковское дело

Место и роль коммерческого банка при формировании и функционировании ФПГ

Место коммерческого банка в финансово-промышленной группе, как и любой другой финансово-кредитной организации, определяется структурой группы, а также спецификой банка. Важное значение при этом приобретают отношения собственности, возникающие между финансовыми организациями и другими участниками ФПГ. Согласно существующему российскому законодательству любой путь добровольного формирования группы неизбежно ведет к возникновению этих отношений. В мировой практике только отношения собственности являются критерием интеграции.

Банк может выступать совладельцем промышленных предприятий или частью их собственности, совладельцем общей с промышленными предприятиями собственности, а также собственностью одного владельца промышленных предприятий. Возможны и различные сочетания этих форм интеграции.

Функции банка в группе могут существенно изменяться в зависимости от различных форм совместной деятельности. Например:

а) банк осуществляет функции собственника (частично или в полном объеме) по отношению к промышленному предприятию, если он владеет им в рамках ФПГ;
б) банк действует в интересах промышленного предприятия, если оно выступает в качестве собственника;
в) функции банка по отношению к партнерам по группе могут определяться головной компанией, в той или иной степени контролирующей этот банк;
г) функции могут быть подчинены реализации интересов общего с предприятиями объекта собственности.

Отношения собственности в группе зависят от способа ее формирования, а функции финансового учреждения — от способа его вхождения в ФПГ, а именно:

  • приобретение банком (или учрежденной им структурой) акций промышленных предприятий;
  • учреждение вместе с промышленными предприятиями структуры, с заранее оговоренными функциями и полномочиями;
  • учреждение (или приобретение) предприятиями финансового института;
  • приобретение лицом, владеющим банком, акций предприятий.

Наиболее распространенной в мировой практике является холдинговая структура ФПГ, в которой головная (материнская) управляющая компания контролирует глубоко диверсифицированную структуру, а финансовая организация выполняет свои специфические функции, не подменяя других партнеров. Прослеживая генезис таких групп, можно найти четкую закономерность: мощные финансовые группировки были инициаторами построения таких структур. Основными для коммерческих банков стали посреднические функции на рынке капиталов: аккумулирование свободных средств на депозитных счетах и кредитование тех, кто нуждается в дополнительных средствах. Прибыль банков возникает из разницы депозитного и ссудного процента. Всё остальные функции являются производными от главной.

Сами по себе функции коммерческих банков в ФПГ не отличаются от их функций на открытом рынке. Сегодня трудно встретить классический банк, выполняющий только депозитно-кредитные операции. Многофункциональные банки в той или иной степени диверсифицируют свои операции. В них входят:

  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • управление свободными активами клиентов;
  • операции с различными видами ценных бумаг и валютой;
  • предоставление различных видов консультационных услуг;
  • контроль и управление различными дочерними предприятиями. Кроме того, крупный банк становится гарантом устойчивости группы, что привлекает к ней внешних инвесторов. Таким образом, основной функцией банков в ФПГ является самостоятельное и совместное инвестирование приоритетных проектов, привлечение частных инвестиций (в том числе за счет организации выпуска ценных бумаг ФПГ). Необходимо учитывать и специфику банков по отношению к инвестиционным институтам. Банк не может выступать инвестиционным институтом по негосударственным ценным бумагам, если в составе его привлеченных средств есть средства граждан, а также не может выполнять функции инвестиционного фонда.

Одним из главных факторов формирования ФПГ является наличие позитивной мотивации банков к совместной деятельности с промышленными предприятиями. Можно отметить следующие мотивы интеграции банковского капитала с промышленным:

а) необходимость диверсифицировать деятельность;
б) приобретение новой клиентуры для наращивания масштабов своих операций.

Первый мотив наиболее характерен для крупных банков, ищущих приложения свободных активов. Остальные являются общими для всех банков. Для российских банков наиболее актуален именно вопрос контроля над предприятием-заемщиком с целью снижения риска возврата кредитов. Процесс приватизации, ее специфика (недооценка основных фондов) облегчают процесс интеграции. Но существуют и достаточно серьезные препятствия для участия банков в инвестировании промышленных проектов, связанные как со сферой государственного регулирования деятельности финансово-кредитных учреждений, так и с размерами накопленных финансовых активов.

В большинстве развитых стран, имеются ограничения на инвестиции банков в акции промышленных предприятий (США — строгий запрет; Япония — запрет на участие свыше 5%; страны Западной Европы — от строгого запрета до полной отмены ограничений), которые везде более или менее успешно обходятся учреждением дочерних инвестиционных структур. В нашей же стране запрет на владение банками более чем 10% акций промышленных предприятий существенно подрывает возможность формирования мощных финансово-промышленных групп.

Основными недостатками нормативно-правовой базы регулирования участия в ФПГ являются ограничения на использование привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц, перекрестное акционирование и вложение в акции участников группы финансово-кредитными институтами, а также на вложение средств коммерческих банков в материальные активы. Отсутствуют и стимулы для участия банков в инвестировании промышленности.

Государство должно прежде всего создать необходимые макроэкономические условия для уменьшения инвестиционного риска, повышения стабильности и относительной конкурентоспособности промышленных проектов на рынке кредитов, а также на инвестиционный процесс на микроуровне. И именно в этом аспекте ФПГ могут стать одним из эффективных инструментов государственной структурной политики.



Свиридов О.Ю. Банковское дело