Каталог статей |
Чернявская Т.А. Роль комерческих банков в проектном финансированииСтратегический менеджмент является основой устойчивого развития страховой компании. Он предусматривает разработку и реализацию действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. Наиболее приемлемая стратегия развития страхового рынка должна отвечать требованиям, принципам и стратегическим приоритетам постоянного развития общества, которое требует приведения нормативно-законодательной базы в соответствие с требованиями международных регулятивных актов.Целью данной работы является анализ состояния и определение направлений развития стратегического менеджмента страховой деятельности в Украине. Так, исследование тенденций развития страхового рынка Украины указывает на то, что на сегодняшний день страхование принадлежит к группе наиболее рентабельных и динамичных областей национальной экономики, а страховой рынок является важным сегментом финансового рынка, который влияет на все социально-экономические процессы в государстве. В течение последних докризисных лет страховой рынок динамично развивался, возрастала капитализация страховщиков. Уровень охвата страхованием наземных транспортных средств превышал 50 процентов, рисков гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств – 70 процентов. По темпам прироста премий страховой рынок далеко опережал другие области экономики страны. Практика страхования свидетельствует, что страховой рынок имеет мощные рычаги своего саморазвития, такие как инициатива, предприимчивость, стимулы к наиболее полному удовлетворению потребностей страхователей. А государственное регулирование качественно дополняет рыночный механизм страхования. Для успешного развития страхового рынка необходима долгосрочная стратегия развития, которая бы не менялась на протяжении 10-15 лет, даже при смене политической элиты. На сегодня существует два программных документа: «Программа развития страхового рынка», разработанная Лигой страховых организаций Украины (ЛСОУ), а также «Стратегия развития страхового рынка Украины», подготовленная участниками Украинской федерации страхования (УФС). Программа ЛСОУ учитывает основы Закона Украины «О государственной программе экономического и социального развития Украины на 2010 год (антикризисная программа)» от 20 мая 2010 года № 2278-IV, а также программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Зажиточное общество, материалы в тему: эффективное государство», разработанная комитетом по экономическим реформам при Президенте Украины». Лига планирует к 2015 года повысить уровень защищенности предприятий разных форм собственности и граждан от различных групп рисков, привлечь значительные инвестиционные ресурсы, повысить качество и расширить перечень предлагаемых страховых и вспомогательных услуг (ассистанс, страховое посредничество, оценка рисков и др.). Программа предусматривает усовершенствование правового обеспечения и системного надзора за деятельностью страхового рынка, внедрение его институционального регулирования, содействие развитию видов личного, имущественного страхования. Одним из основных пунктов программы является повышение страховой культуры, возвращение потерянного в ходе кризиса доверия населения к страхованию, в целом, и страховым компаниям, в частности. Так же предпологается, что рост спроса на страховые услуги, активная государственная поддержка страхования, развитие инфраструктуры страхового рынка будет способствовать повышению его инвестиционного потенциала за счет увеличения размера страховых резервов в 2012 году до 12 млрд грн, а в 2014 году – до 15-20 млрд грн. «Стратегия развития страхового рынка Украины» рассчитана на 2011-2020 годы и расписана поэтапно. Эта стратегия предусматривает: разработку и принятие новой редакции Закона Украины «О страховании», приведение других законодательных и нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом; содействие возрождению доверия к страхованию и обеспечение достаточного уровня защиты прав потребителей страховых услуг, приблизив условия функционирования страхового рынка Украины к условиям Европейского Союза; разгрузку государственного и местных бюджетов от непредусмотренных расходов и переводу их в стабильные (запланированные) равномерные расходы на страхование; полноценную интеграцию страхового рынка Украины в мировой финансовый рынок; обеспечение реальной защиты прав потребителей. Эти документы инициированы членами объединений участников страхового рынка, но не могут быть реализованы в связи с отсутствием консолидированного видения органов государственной власти (Министерства финансов Украины, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, НБУ и др.), научных и образовательных кругов, мировых организаций (представительства Всемирного Банка, ЕБРР и др.), общественных организаций и участников страхового рынка. Как следствие, инициатором концепции стратегического развития страхового рынка должно выступить Министерство финансов Украины, которое рассмотрит стратегию развития страхового рынка в контексте общего развития рынка. Любая стратегия, разработанная самостоятельно участниками рынка, без участия Минфина и других органов власти, обречена на провал. Литература: 1. «Программа развития страхового рынка» ЛСОУ 2. «Стратегия развития страхового рынка Украины» УФС |