главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кармазин М.А., к.э.н. Бабкин Д.А. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского Инструменты контроллинга в стратегическом управлении предприятиемНестабильность внешней среды, ускорение научно-технического прогресса, возрастающее давление со стороны конкурентов заставляют современные отечественные предприятия превращаться во все более сложные и гибкие системы. Для обеспечения высокого уровня управляемости ими требуются новые методы, соответствующие динамично изменяющейся внешней и внутренней среде. Поэтому создание соответствующей адаптивной системы должно опираться на технологию поиска и поддержания устойчивого режима работы в условиях неопределенности. Таким методом, призванным обеспечить долгосрочное развитие промышленному предприятию, является контроллинг. Контроллинг – это современная концепция эффективного управления предприятием для обеспечения его долгосрочного функционирования на рынке. Проблемами стратегического управления предприятием при помощи контролинга занимались такие ученые-экономисты: Анискин Ю.П., Карминский А.М. [1], Оленев Н.И., Люкшинов А.Н. [2], Фалько С.Г. [3], Фольмут Х.И. [4] и другие. В своих работах они рассмотрели базовые вопросы применения контролинга на предприятии, проанализировав главные аспекты, однако основные функции контроллинга предприятий рассмотрены недостаточно. Необходимость в обособленной и разветвленной системе контроллинга, по мнению исследователей, имеет место на крупных и средних украинских предприятиях со сложной внутренней организацией, которые необходимо ориентировать на создание самостоятельной службы контроллинга (по европейскому образцу). Изучение данного вопроса является достаточно актуальным в связи со сложившейся экономической ситуации в Украине. Именно поэтому появляется необходимость развития изучения инструментов контроллинга предприятий, что позволит проанализировать деятельность предприятий и основные факторы, которые влияют на деятельность предприятий в современных условиях развития экономики. Основная часть. В науке об управлении предприятие рассматривается как открытая система, способная целенаправленно регулировать свои отношения с внешней средой. Наличие обратной связи с внешней средой является обязательным условием функционирования предприятия. На практике управляющему персоналу часто приходится действовать в условиях неопределенности, риска и неуправляемых факторов. Целью долгосрочного функционирования предприятия является создание такой системы, которая позволила бы отслеживать движение предприятия к намеченной стратегической цели своего развития. Предприятие без эффективной экономической стратегии развития – это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Без стратегии предприятия теряют стоимость и конкурентоспособность. Эффективность стратегии определяется разрывом между стратегическим планом и реальными возможностями предприятия [1]. Определение возникшего разрыва предполагает разработку новой стратегии или модификацию старой, чтобы можно было достичь долгосрочных целей. В качестве объекта исследования использования контроллинга в стратегическом управлении мною выбрано предприятие Донецка – Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «ОНИКС». В ходе процесса исследования определены: Анализ доказал, что в ближайшие пять лет выручка от реализации продукции не будет удовлетворять собственников предприятия. В связи с этим возникает необходимость разработки мероприятий для ликвидации возникшего разрыва между желаемыми и ожидаемыми показателями. В этой ситуации руководство нуждается в инструментах, позволяющих учитывать при разработке планов возможные траектории развития внешней среды, чтобы обеспечить гибкость и гарантировать длительное существование предприятия. Для этого разрабатывается сценарий. Под сценарием имеем в виду описание мыслимой будущей ситуации, в которой окажется предприятие, и путей развития, ведущих к этой ситуации. Любое предприятие, реализующее концепцию бизнеса, стремится согласовывать свои интересы с интересами потребителей. Только в этом случае возможна эффективная деятельность предприятия в современных условиях. Эта проблема может быть решена за счет разработки новых видов продукции или расширения и усовершенствования сервисного обслуживания потребителей. Если предприятие за счет центров сервиса хочет действовать на рынке более эффективно, ему необходимо знать, как контролируемые и внешние факторы влияют на потребительский спрос. Для ликвидации разрыва разработаны два сценария экономического роста: При разработке сценария следует корректировать определенные показатели (сценарий 1 и 2), используя в качестве достоверного эквивалента расчет математического ожидания показателей по формуле: , (1) где xi – показатели при условии события I; pi – вероятность события i. Вероятность наступления того или иного вариантов сценария определяют экспертным путем (при определении вероятности достижения показателей использовано мнение 6-9 экспертов). Особым направлением анализа вариантов сценария развития является их проверка применительно к факторам риска – возможным в будущем экстремальным ситуациям внутренней и внешней среды. Поскольку заранее оценить возможную будущую ситуацию сложно, используем формулу: , (2) где: СЦП – обоснованный сценарный показатель; Пож – ожидаемый показатель; Пвероятн – наиболее вероятный показатель (рассчитан по формуле 1); Пиннов – инновационный показатель, на основании которого определяют окончательно обоснованный вариант сценария (Табл. 1). Таблица 1 Основные экономические показатели обоснованно выбранного сценария развития предприятия ООО ПКФ «ОНИКС» (СЦП)
Используемые инструменты контроллинга – анализ разрыва, метод сценариев – помогают специалистам в раннем нахождении будущих «узких мест» экономического роста. Для повышения эффективности управления следует использовать нефинансовые показатели во взаимосвязи с традиционными финансовыми показателями. Критерием качества разработки показателей сценариев предлагается использовать степень адекватности теоретической модели сценарного показателя ожидаемым (фактическим данным). Значение коэффициента возрастает с увеличением длины периода. Для исследуемого горизонта предполагаемого будущего состояния предприятий через 5 лет его значение может быть задано не более +- 15%. Если ожидаемое значение критерия качества будет больше желаемого, следует увеличивать число оцениваемых факторов. Критерий качества разработки показателей сценариев определим на основе формулы, используя при этом темповые показатели предприятий (Табл. 2):
где Ккп – критерий качества разработки сценарного показателя, %; Пож – фактическое значение или ожидаемое значение показателя в отчетном периоде (Табл. 1); Пжел – желаемое или прогнозное значение сценарного показателя (Пиннов). Таблица 2 Критерии качества разработки показателей сценарного развития предприятия
Все показатели сценарного развития предприятий находятся в допустимых пределах (не более +- 15%). Уровень качества разработки показателей сценарного развития предприятия высок, т.к. отклонения от прогнозных величин в стратегической перспективе – минимальные. При проведении анализа деятельности предприятия необходимо помнить, что важность различных показателей и факторов для предприятий неодинакова. Для одних, таких как ООО ПКФ «ОНИКС», разработка новых видов продукции будет иметь решающее значение, для других – развитие линии сервисного обслуживания. Выводы. Сложно выполнять проекты и добиваться реальных практических результатов на предприятиях, не имеющих формализованной и последовательно выполняющейся бизнес-стратегии. Причина лежит в неспособности принять адекватную стратегию и трансформировать ее в руководство к действию во всех областях деятельности предприятия. Исходя из традиционно использовавшихся на предприятиях индикаторов, по которым оценивалась эффективность деятельности предприятия, невозможно определить причину ухудшения финансовых показателей. С помощью одних только финансовых показателей нельзя коммуницировать стратегию предприятия и ее приоритеты сотрудникам и менеджерам. В оптимальной стратегии обязательно будет сказано, как и за счет чего предполагается достигнуть желаемого будущего состояния или, наоборот, постепенно отказаться от бесперспективных видов деятельности. Диагностика эффективности и качества стратегии является одной из важнейших задач контроллинга, показывая: насколько правильно выбрана стратегия, насколько она отражает целевые установки предприятия, соответствует ли она условиям внешней и внутренней среды. Для достижения прогнозных целевых показателей определяют, при помощи каких стратегий можно достигнуть желаемых результатов. Литература 1. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А,Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. – К.: Финансы и статистика, 2008. – 287 с. 2. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ОНИТИ-ДАНА, 2005. – 196 с. 3. Фалько С.Г. Контроллинг на предприятии. – К.: Знание Украины, 2007. – 165 с. 4. Фольмут Х.И. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер с нем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 348 с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||