Каталог статей

Гончарова Е.В.

Макроэкономический эффект корпоративной деятельности

Корпорация - наиболее эффективная организационно-правовая форма развития крупного бизнеса, благодаря способности уменьшать инвестиционный риск, аккумулировать капитал в региональном, национальном и глобальном масштабе, привлекать через фондовый рынок новые капиталы в наиболее эффективные сферы деятельности, диверсифицировать производство и осваивать новые рынки, управлять. межотраслевыми технологическими процессами и электронными торговыми площадками. Но национальное законодательство должно обеспечивать контроль за их деятельностью, устанавливая определенные требования к прозрачности информации, внешнему аудиту, формированию их руководящих органов.                                                                                                              В своем развитии корпорации прошли ряд этапов - от компаний, основанных на единоличной частной собственности (в начале ХХ века), до холдинговых структур, принадлежащих инвестиционным и пенсионным фондам, другим институциональным инвесторам, предусматривающим большое число мелких акционеров (публичным корпорациям).[2] В странах с развитыми фондовым рынком, рыночной инфраструктурой и корпоративным законодательством они специализируются, превращаются в холдинговые мезоструктуры, выделяющие вспомогательные и обслуживающие подразделения в качестве самостоятельных юридических лиц. Российские компании до сих пор шли по иному пути - по пути вертикальной интеграции, создания конгломератов технологически не связанных между собой производств, ориентируясь на выводы классической и либерально-монетарной теории, согласно которым главным критерием эффективности корпораций является высокая рентабельность.                                                                 Однако в современных условиях ориентация на максимальную норму и массу прибыли ставит под угрозу перспективную конкурентоспособность компаний, поскольку все большую часть расходов сейчас составляют вложения в обучение кадров, НИОКР и транснациональные акции.[4] Представители институциональной и эволюционной теорий в последние годы доказывают ненадежность даже такого показателя, как рыночная капитализация. Интересы собственников (учредителей), менеджеров, внешних инвесторов и работников корпораций различаются и ориентируются на максимизацию различных показателей хозяйственной деятельности.[1] В этих условиях особое значение приобретает определение и увеличение макроэкономического эффекта - положительного результата деятельности корпорации, не находящего прямого отражения в его прибыли. На взгляд экспертов, этот эффект включает: увеличение доли "человеческого капитала" и в связи с этим социального потенциала регионов, в которых действует корпорация; рост регионального и национального научно-технического потенциала, повышение восприимчивости к нововведениям; улучшение делового и инвестиционного климата, в том числе для развития малых и средних предприятий, выполняющих заказы корпораций и работающих по субподрядам; - повышение деловой репутации корпорации и национального бизнеса в целом в связи с международным признанием ее информационной открытости, социальной ответственности и корпоративной культуры; - сокращение государственных расходов на административное управление и контроль, выплату пособий по безработице, охрану общественного порядка, защиту окружающей среды в связи с развитием в регионах социальных и регулирующих функций корпораций, что позволяет сократить государственный аппарат, уменьшить налоги, ускорить развитие региональной, рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, предпринимательского климата; углубление региональной экономической интеграции и взаимовыгодных мирохозяйственных связей, путем создания транснациональных корпораций, обеспечивающих больший эффект, чем межгосударственные соглашения об экономическом сотрудничестве.[3]   Изменение структуры факторов экономического роста в постиндустриальном информационном обществе делает актуальной проблему корпоративного гражданства (corporate citizen ship), т.е. развития многосторонних связей между компанией, ее сотрудниками, государством, местным самоуправлением, некоммерческими организациями потребителей и другими институтами гражданского общества.[4] Речь идет не о благотворительности в прежнем понимании этого слова, а о социальном маркетинге, позволяющем повысить деловую репутацию фирмы (goodwill), воспитать ее будущих работников и клиентов. Таким образом,  все эти задачи требуют разработки системы показателей для оценки макроэкономического эффекта деятельности корпорации, который по основному своему содержанию, выступает как социальный.

Список  литературы:

1. Завьялова В. «Эксперты ждут роста».// «Финанс.».-№ 16 (57) 26 апреля - 6 мая. стр. 3-9.

2. Нестеренко А. Экономический рост на основе институциональных изменений. // Вопросы экономики. -2000- № 7-С. 20-26.

3.  Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - стр. 282-299.

4.  Скугорев Ю. «Реформа предприятий - залог экономического роста».// «Экономика и жизнь», выпуск N 14, 6-12 апреля 1998 г. стр. 9-13.