Каталог статей

Гладкая В.А.

Антитеневая экономическая политика

Масштабность проявлений теневой экономики, ставшей наиболее заметной к середине 90-х годов, явилась важной доминантой не только сугубо экономической, но и всей общественной жизни Украины. С тех пор проблемы, накопившиеся в этой сфере, заняли одно из ведущих мест в деятельности органов государственной власти. Эти же проблемы не прошли мимо внимания представителей разных общественных наук, а в первую очередь — экономистов и юристов. Начались исследования по данной проблематике. Хотя первые результаты таких исследований еще не выработали системный взгляд на решение про­блемы теневой экономики, они все же явились свидетельством опреде­ленных свершений в этом направлении.

Поглощение «тенью» значительной части хозяйственной деятельности становится одним из препятствий для выхода экономики из кризиса. При этом следовало бы учесть и такое обстоятельство: когда объем теневой экономики достигает такого уровня, который сложился в Украине, то это уже тотальный уровень, который способен накрепко сплавить официальную и теневую экономику. В этих условиях тяжело разграни­чивать составляющие почти каждого вида хозяйственной деятельности, выявлять в ней официальные и теневые аспекты. Получается, что каж­дый из этих аспектов, становится условием существования другого. Имен­но это обстоятельство делает весьма сложным предмет исследования, не позволяет рассчитывать на получение быстрых и всесторонне обосно­ванных результатов.

Проблема теневой экономики охватывает все сферы жизнедеятельности общества. В экономической науке масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Цена предложения товара всегда отражает уровень затрат на его про­изводство. Поэтому снизить за­траты, чтобы снизить цену предло­жения, чем привлечь покупателя, стремятся все произ­водители. Следовательно, принципиальное различие между ле­гальным и теневым предпринимателем состоит не в стремле­нии снизить издержки производства, а в различиях способа, каким они этого добиваются: в то время как легальный произ­водитель снижает затраты, реально обновляя технологию про­изводства и внедряя новшества, теневой предприниматель пы­тается обеспечить снижение производственных затрат внепроизводственным способом. В неформальном секторе тене­вые затраты удешевляют за счет экономии на регистрации про­изводства, в нелегальном — за счет уклонения от налоговых платежей, в криминальном — в результате подкупа чиновника, который обеспечивает предпринимателя-взяткодателя необходимой тому бюджетной субсидией (или — налоговой льготой, таможенной преференцией, монопольной привилегией, госу­дарственной протекцией, беспроцентным кредитом, списанием долгов, — коррупция многолика).

Общее представление о месте теневой экономики в систе­ме национального рынка способно дать его «расходно-доходное» структурирование. Любой бизнес характе­ризуется двумя универсальными параметрами — расходами и доходами. Поскольку теневыми могут быть не только доходы («неформально-нелегальная» экономика), но и расходы («кри­минальная» экономика), то мы можем построить такую схему рынка, в которой легальные расходы и доходы противостояли бы теневым расходам и доходам

Рис. 1. Степень легальности сегментов макро-рынка

Полученные четыре сегмента и характеризуют рыночные секторы по степени их легальности:

1) «белый» (легальный) рынок — легальные и расходы и доходы;

2)«серый» (нелегальный) рынок — легальные расходы, но нелегальные доходы;

3) «пестрый» (неформальный) рынок — нелегальные рас­ходы, но легальные доходы;

4)«черный» (криминальный) рынок — нелегальные и доходы и расходы.

Из этой простой схемы видно, что «белый» рынок диаметрально противоположен «черному», а между ними рас­положились два промежуточных («пестро-серых») рынка.

Рыночная характеристика теневого сектора показывает его истинное устройство: расходы перекладывать на общество, а доход присваивать самому. Поэтому, применяя администра­тивно-правовые методы, необходимо в полной мере использо­вать главный инструмент борьбы с криминально-теневым пред­принимательством — всеми способами препятствовать искусственному удешевлению предложения.