Каталог статей

Панасюк В. В., Нестеренко Л. А.

Политический пиар:сущность и актуальность в условиях рыночной экономике

Актуальность. В современной Украине Политический пиар (PR) – это новая сфера деятельности, но уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях его развития в Украине. В полном соответствии с требованиями рынка ПР-технологии получили наибольшее распространение  в политической сфере, а именно в избирательных кампаниях.

Политический ПР сегодня прочно занял свои позиции в политическом консалтинге. Политический ПР – это сфера деятельности, в которой требуются исключительные профессиональные навыки, организаторские способности, опыт, интеллект и, несомненно, творческий подход.

ПР – формирование устойчивых, сочетающих институциональные и неформальные каналы взаимодействия, информационно-коммуникативных связей, отвечающих как требованию надежности взаимодействия, полноты, объективности, непротиворечивости информации, так и учету фактора неизбежной стохастичности социальных процессов [1] .

 Значительный вклад в исследование сущности политического пиара в условиях рыночной экономики внесли: Князев С. О., Олисова Е. А., Стайловский А. И. и многие другие ученые.

Целью является изучение механизма политического пиара их приемы, методы и влияния в современной Украине.

Существует огромное количество компаний, которые занимаются проведением ПР кампаний во время предвыборной гонки. Компании применяют различные механизмы для успешного проведения ПР кампаний. Используются следующие механизмы политического ПР :

•      конструирует или разрешает противоречие;

•      маскирует совершаемые действия – противник, не сопротивляясь, идёт в худшую -ситуацию из-за непонимания общей картины происходящего;

•      реализует план, в котором от конкурента ничего не зависит, – происходит его «выключение» из управления событиями;

•      создаёт ситуацию, при которой конкурент, выбирающий более предпочтительный путь, попадает в ловушку;

•      позволяет использовать чужие (конкурентов, знаменитостей, населения, государства) – ресурсы (времени, имиджа, денег, власти, информации);

•      выявляет скрытые, незамеченные ресурсы или «оживляет» потерянные.

Одним из главных инструментов является ПР- имидж.

ПР-имидж – важный аспект, играющий большую роль в оценке любого политического кандидата. Имидж целенаправленно формируется в массовом сознании с помощью ПР, рекламы либо пропаганды. Имидж можно направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта. С помощью ПР формируется как позитивный, так и негативный имидж. ПР-агентства при создании имиджа политическому кандидату опираются на его темперамент, внешность, характер, семью, прошлое. Формирование политического имиджа может быть полностью контролируемым и выстраиваемым по схеме. Приемы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Целенаправленное формирование политического имиджа – трудоемкий процесс, который под силу  специализированным ПР-агентствам[2].

Также важное значение играют ПР-приемы в политике. Это комплекс мер при помощи которых ПР-специалисты достигают своих коммуникативных целей и выполнения задач, реализуя разработанную ПР – стратегия. Для успешного проведения ПР кампании в политике, ПР-специалисты применяют особые ПР-приемы, которые должны быть четко спланированы и организованы.  Специалисты по ПР применяют для каждого отдельного политика разные ПР-приемы.

Традиционными ПР-приемами в политике являются:

1.     имидж победителя и аутсайдера;

2.     ложная популярность;

3.     долгие переговоры;

4.     ложная поддержка;

5.     столкновение(искусственное столкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и так далее);

6.     выбор без выбора (в прессе искусственно создается образ безвыходности ситуации);

7.     чрезмерный позитив (в адрес политика высказывается слишком много позитивного переходящего в похвальбу).

ПР-технологии в политике – это технологии, которые позволяют потребителю формировать общее мнение о том или ином политическом деятеле. С помощью ПР-технологий можно разобрать любую конкретную ситуацию и получить необходимые рекомендации по данному вопросу. Одной из ПР-технологий является спичрайтинг .

Спичрайтинг – написание ПР-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг первого (должностного) лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле – исполнение текста устного публичного выступления для руководителя (должностного лица) базисного субъекта ПР. Также различают коммуникативную ПР-технологию, рассчитанную на массовое воздействие.

Крайне редко применяются персональные ПР-технологии, которые используются для самостоятельного управления собственной судьбой на работе или семьей [3].

Таким образом, можно сказать, что современной Украине использование технологий ПР политическими партиями получило широкое распространение особенно в периоды проведения избирательных кампаний.

Литература:

1. Князев С.О., Особенности Пиар в Украине  // журнал - 2010.- №6. - С. 93.

2. Олисова Е. А.,Политический Пиар // журнал – 2011.-№ 2. - С. 32-35.

3. Электронный ресурс: www.pr-club.com/PR_Lib