Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б.Г. Маслов Место и роль налогов в рамках учетно-налоговой системыВ мировой практике общепризнанной является информационная учетно-налоговая система, которая обеспечивает потребности пользователей в рациональном механизме функционирования налогового менеджмента. Решению данной задачи способствует интеграция систем бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Взаимосвязь указанных систем учета можно определить как внутрихозяйственную информационную систему, основной целью которой является информационное аналитико-налоговое обеспечение предприятия данными об основных количественных и качественных показателях деятельности, и предназначенную для принятия пользователями информации оперативных, тактических и стратегических решений.В рамках информационной учетно-налоговой системы следует периодически осуществлять процедуры налогового анализа, планирования и прогнозирования налоговых платежей и обязательств организации. Прогнозный налоговый анализ (Рисунок 1) при этом строится на данных сегментарного учета, которые отражают зависимость поведения и оценку затратных и результирующих показателей от изменения деловой активности организации. Налоговый анализ, таким образом, выделяется в самостоятельную подсистему, являющуюся элементом системы управления учетно-налоговой системой предприятия. Объектом прогнозного налогового анализа служат налоговые показатели организации; информационной базой выступают данные информационно-налогового обеспечения, которые аккумулированы в различных блоках системы финансового и налогового учета [1].
Рисунок 1 – Роль налогового анализа как составляющей учетно-налоговой системы организации
Обладая такой информацией, можно оценивать наличие и степень использования ресурсного налогового потенциала организации, строить краткосрочные и стратегические прогнозы налоговых обязательств. Важным элементом информационной учетно-налоговой системы является аудит налоговой отчетности организации. Своевременность и полнота уплаты налогов и сборов позволяет достичь стабильности и эффективности деятельности организации, а также рационализировать процесс формирования доходной части бюджета государства. Существующие методики в области аудита налогообложения, разработанные отечественными экономистами и рекомендованные уполномоченными органами, раскрывают организацию и технологию проверок отдельных налогов, носят частный характер, противоречат друг другу в части формулировки цели, задач, критериев в области аудита, а также различаются по методикам расчета основных параметров аудита (уровня существенности и аудиторского риска) [2]. Организация и методика аудита в области налогообложения изучается в работах таких авторов, как Т.Ю. Фомина, А.И. Бажин, Ш.И. Алибеков, А.А. Трубников, А.А. Сучилин, которые рассматривают отдельные аспекты проверки налоговых платежей предприятий. Аудит налоговой отчетности является процессом сбора, анализа, оценки и обобщения информации, отраженной в налоговой отчетности с целью оценки соответствия налоговому законодательству и определения суммы налоговых отклонений. По мнению Терентьевой Т.А. налоговая отчетность и обязательства перед бюджетом являются зоной повышенного риска. Поэтому одной из важнейших функций аудитора является расчет финансовых рисков, которые связаны с неуплатой налогов [3]. А это, в свою очередь, выражается в процедурах обработки информации, отраженной в налоговой отчетности. Цель и критерии аудиторской проверки налоговой отчетности ориентированы на соблюдение налогового законодательства. В связи с этим направления аудиторской проверки налоговой отчетности различаются по различным критериям (Таблица 2).
Таблица 2 – Признаки, отличающие аудиторскую проверку налоговой отчетности от аудита бухгалтерской отчетности
Важным пользователем налоговой отчетности является налоговый орган, поэтому существует и обратная связь – в форме налогового контроля. В то же время в информации о налогах организации заинтересованы многие другие субъекты, среди которых выделяют категории пользователей, которые находятся в состоянии обратной связи с организацией и имеют следующие характеристики: - пользователи с полной информационной обеспеченностью и с активным влиянием (руководство хозяйствующего субъекта, аудиторы, налоговые органы); - пользователи с ограниченной информационной обеспеченностью и с активно-пассивным влиянием (инвесторы, работники предприятия, общественные организации). При планировании аудиторской проверки налоговой отчетности следует учитывать характер влияния указанных пользователей, оценивать предполагаемые риски искажения информации налоговой отчетности в силу возникновения данного фактора. Сложность учета налогов и проверки налоговой отчетности проявляется в том, что существуют различия между организациями по отраслевыми, экономическими, иными особенностями. При этом используются различные системы налогообложения, что делает достаточно проблематичной задачу создания универсальной комплексной методики проверки налоговой отчетности с описанием этапа проверки по существу. Эффективность учетного процесса и процесса аудиторской проверки налоговой отчетности может быть повышена за счет установления унифицированных объектов учета, в качестве которых выступает система налогооблагаемых показателей. Они формируются в бухгалтерском учете и одновременно служат информационной основой для определения налогооблагаемых баз. Аналитические данные бухгалтерского учета позволяют получить информацию для формирования налогооблагаемых показателей внесистемного характера: кадастровая стоимость земельного участка, мощность транспортных средств, и т.д. В таблице 2 рассмотрены особенности подсистемы информации налоговой отчетности в системе информации бухгалтерской отчетности.
Таблица 2 – Особенности подсистемы информации налоговой отчетности в системе информации бухгалтерской отчетности
Определение видов и классификация налогооблагаемых показателей может быть использована на этапе планирования проверки налоговой отчетности, что позволит: - составить представление о хозяйственной деятельности контрагента, особенностях экономики отрасли, в которой происходит финансово-хозяйственная деятельность субъекта [5]; - сегментировать информацию по видам налогооблагаемых показателей для целей назначения ответственных исполнителей и последующего контроля; - провести классификацию налогооблагаемых показателей по отношению к этапам кругооборота капитала способствует применению циклического подхода к проведению аудиторской проверки налоговой отчетности [3]; - провести классификацию налогооблагаемых показателей по отношению к счетам бухгалтерского учета, используемым для их отражения в учете способствует применению пообъектного подхода к проведению аудиторской проверки налоговой отчетности (Таблица 3).
Таблица 3 – Группировка счетов бухгалтерского учета, используемых для формирования налогооблагаемых показателей в модели учетно-налоговой системы предприятия
Знание действия налоговых факторов, умение определить их влияние на ключевые показатели финансово-хозяйственной деятельности позволяют создать механизм воздействия на налоговые факторы предприятия. Поэтому взаимодействие элементов учетно-налоговой системы должно базироваться на определении механизма взаимосвязи показателей налогообложения с определенными характеристиками показателей финансово-хозяйственной деятельности. В модели учетно-налоговой системы предприятия должна обеспечиваться сопоставимость показателей налогообложения с исследуемыми характеристиками финансово-хозяйственной деятельности (уровень, структура и динамика налогообложения). Данные показатели должны рассчитываться по налоговым издержкам, налоговым денежным потокам, налоговым статьям баланса. Таким образом, для построения учетно-налоговой системы на предприятии необходимо исследовать взаимосвязи учетно-налоговых процедур, необходимых для отражения налогооблагаемых показателей в системе учета, выполнения налоговых расчетов, формирования налоговой отчетности и проведения налогового анализа.
Литература:
1. Золочевская, Е.Ю. Налоговый анализ в системе налогового планирования на предприятиях / Е.Ю. Золочевская // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – №10. – С.17-23. 2. Попова, Л.В. Аудит налогообложения: учебное пособие / Л.В. Попова, Л.Н. Никулина. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 192с. 3. Попова, Л.В. Налоговый учет, отчетность, аудит: учебное пособие / Л.В. Попова, Т.А. Головина, Л.Н. Никулина. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 416с. 3. Терентьева, Т.А. Цели, задачи и принципы проведения аудита налогообложения / Т.А. Терентьева // Вестник Оренбургского гос. университета. – 2006. – №8. – С.281-287. 5. Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 2-е изд., доп./ А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 366с.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||