Каталог статей

Сарбалакова А.Ж.

Перспективные формы взаимодействия кредитных институтов и предприятий в условиях посткризисного развития

Повышение эффективности взаимодействия кредитных институтов и предприятий промышленного сектора РК является одной из актуальных задач в текущих экономических условиях с учетом происходящих кризисных явлений.

Очевидно, что в ближайшие годы в условиях мирового финансового кризиса отечественный банковский сектор уже не сможет демонстрировать высокие темпы роста, как это было в 2006-2008 гг. В реальном секторе экономики наблюдается отрицательная динамика развития отраслей и всего сектора в целом.

В этом контексте стоит задача по определению наиболее перспективных форм взаимодействия финансового и реального секторов экономики, находящихся на данный момент в состоянии спада.

Существующие в настоящее время в казахстанской практике формы финансово-промышленных структур указывают на отсутствие единых подходов к определению оптимальной формы интеграции, к составу участников финансово-промышленных структур, и, в частности, роли банков в этих структурах.

Взаимодействия банков и предприятий реального сектора характеризуются наличием более сложных связей, обусловленных интеграцией банковского и промышленного капиталов. В соответствии с этим, интегрированные холдинговые структуры характеризуются определенной экономической зависимостью между основной (головной) компанией и дочерними, которая может основываться как на преобладающем участии основного общества в уставном капитале дочернего, так и на наличии договора или иных обстоятельств, позволяющих основному обществу определять или влиять на решения дочернего общества. При этом возможны варианты, когда эти компании равнозначны в своем объединении и могут одинаково влиять друг на друга.

Исходя из этого можно предположить, что интегрированная холдинговая структура - это группа юридических лиц с участием кредитного института (кредитных институтов), а также предприятий, действующих в сфере производства товаров и услуг, объединенных друг с другом по принципу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо в силу экономической зависимости по иным причинам.

Вопрос главенствующей роли какого-либо из участников группы в данном определении относится на второй план, а принципиальным условием для отнесения объединения к интегрированной холдинговой структуре становится наличие определенной экономической зависимости между составляющими группу предприятиями финансового и реального секторов. Зависимость может заключаться в участии в уставном капитале или в наличии соответствующих договорных отношений между ними. По подобному договору, например, может быть предусмотрено осуществление банком управления финансовыми ресурсами группы, в случае, когда он выступает в роли ее финансового центра.

Выделение интегрированных холдинговых структур (ИХС) в качестве субъектов рынка позволит, кроме осуществления их мониторинга, также оказывать государственную поддержку в их создании и функционировании.

В мировой практике выделяют два варианта организационного построения – с сильным промышленным, либо банковским началом [1]:

1) Модель так называемого «карманного» банка. Здесь банк подконтролен другим участникам объединения и выполняет сугубо обслуживающие функции.

По нашему мнению, подобный сценарий, когда банк всецело подчиняется другим участникам группы в вопросах финансовой политики, объемов и условий кредитования, ведет к неэффективному управлению банковскими активами и пассивами. Причина заключается в том, что предприятия, влияющие на решения банка, заинтересованы в получении дешевых кредитов, а банк, в свою очередь, заинтересован в выгодном размещении средств. Возникает противоречие, в результате которого кредитно-депозитная политика банка осуществляется неэффективно.

2) Банк – финансовый центр группы. В этом случае именно банку принадлежит руководящая роль в холдинговой структуре, он выполняет функции финансового центра и проводит финансовый менеджмент группы в целом.

При этом нам представляется, что подход, при котором финансовый менеджмент осуществляется банком, более эффективен, т.к. именно банк способен обеспечить наиболее высокий уровень финансового менеджмента в интегрированной холдинговой структуре.

Участие банка в качестве финансового центра крупных комплексов создает уникальные возможности для предприятий в области организации платежей и расчетных отношений, кредитования и инвестирования, которыми в обычных условиях они не располагают. Это относится к созданию системы клиринговых расчетов, выпуску и использованию ценных бумаг, имеющих хождение в рамках группы и учитываемых в конечном счете банком. Банк может предоставлять гарантии для предприятий при получении ими кредитов в других банках, а также предоставлять кредиты одним предприятиям, входящим в группу, под гарантию других предприятий, работающих в рамках комплекса. В задачи банка входит полное обеспечение экономических интересов предприятий группы, посредством реализации единой концепции обслуживания.

Кроме того, вхождение банка в ИХС является новым шагом в развитии не только для предприятий реального сектора, но и для самого банка. Заинтересованность банков в участии в ИХС связана не просто с увеличением потенциала развития, а с построением в рамках группы эффективной модели, обеспечивающей его устойчивость в постоянно меняющихся рыночных условиях, поскольку банковский капитал при таком объединении обеспечивается активами реального сектора.

Очевидно, что банк, обслуживая средства ИХС, способен активно работать и с прочими клиентами (не входящими в ИХС предприятиями и физическими лицами). При этом тот факт, что капитал ИХС сконцентрирован в одном банковском институте, говорит чаще всего и о высокой устойчивости и ликвидности, меньших рисках кредитования, и о потенциальной способности и заинтересованности банка в развитии новых направлений в форме инвестиционного бизнеса и небанковских финансовых услуг.

Таким образом, одной из самых перспективных на сегодняшний день форм взаимодействия является форма взаимодействия по схеме интегрированной холдинговой структуры с банком в роли финансового центра.

Необходимо отметить, что в текущих условиях финансового кризиса во всех странах, в том числе и в Казахстане резко возрастает степень участия государства в регулировании как экономики в целом, так и банковского сектора в частности. Эффективность различных схем построения интегрированных холдинговых структур тесно связана с организацией государственного регулирования экономики.

Изучение государственных мер воздействия на активизацию участия банковского сектора в финансировании реального сектора экономики свидетельствует о необходимости реформирования банковского сектора.

Под реформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, НБ РК, кредитными организациями, их учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах [2].

В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества, превосходя остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу. В сфере укрепления роли банков в системе финансового посредничества необходимо обеспечить:

- открытость деятельности хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и показателей хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

- равные возможности для кредитных институтов при совершении операций и сделок, проводимых на финансовых рынках, на базе современных информационных и банковских технологий.

Государственное участие в банковской системе, оправдано в краткосрочном периоде из-за отсутствия системы нормально работающих коммерческих (частных) банков, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики. Одновременно с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе доминирующее положение на рынке банков с государственным участием будет способствовать замедлению качественного роста и развития казахстанской банковской системы и, как следствие, снижению уровня предложения кредитных ресурсов для промышленного развития.

Государственное участие в капитале кредитных институтов будет целесообразным только при одновременном соблюдении следующих условий:

- деятельность кредитных организаций имеет стратегическое значение для решения задач государственной экономической политики;

- участие в капитале кредитных институтов обеспечивает оптимальные условия для решения задач государственной экономической политики.

В соответствии с этим, реализация предложенных механизмов во многом зависит от степени и способов вмешательства в экономику государства. В нашей схеме мы предполагаем, что основным инструментом регулирования должно выступать воздействие через финансовую систему, в соответствии с чем механизм оптимального регулирования субъектов рынка, в котором активное участие принимают интегрированные холдинговые структуры с банковским ядром, будет выглядеть следующим образом (в соответствии с рисунком 1).

Примечание – рисунок разработан автором

Рисунок 1 - Государственное регулирование экономики

через банковский сектор

Приведенная схема демонстрирует целесообразность и необходимость государственной поддержки активного вхождения кредитных институтов (банков) в холдинговые структуры, что обеспечит возможности для более эффективного косвенного государственного регулирования рынка в целом через банковскую систему. В экономике с широким распространением интегрированных холдинговых структур с банками в роли финансовых центров передача экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка будет наиболее эффективна [3].

Действия казахстанского правительства осенью 2008 и в начале 2009 гг. показали, что у государства есть финансовые ресурсы для инвестирования в экономику (посредством развития кредитных институтов).

Так, в октябре 2007 года Правительство, НБРК и Агентство по финансовому надзору (АФН) приняли ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках. Согласно совместному плану с осени 2007 года из государственного бюджета было выделено около 550 млрд. тенге. Для финансового обеспечения Плана были использованы средства Национального Фонда в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге), в том числе на стабилизацию финансового сектора  было направлено 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге). Правительство готово вкладывать эти средства не только в банковский сектор, но и в предприятия реального сектора, причем именно посредством кредитных учреждений [4].

Благодаря взаимодействию кредитно-финансовых институтов с промышленными предприятиями достигаются стратегические цели, связанные в первую очередь с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала участников. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от степени соответствия инвестиционных возможностей банков необходимым объемам финансирования. В будущем устойчивые позиции займут банки, которые будут руководствоваться не получением сиюминутной выгоды от вложенных средств, а найдут пути их эффективного использования для решения долгосрочных задач развития промышленного производства. Это возможно достичь посредством расширения методов и форм взаимодействия банков с клиентами - промышленными предприятиями. Важно знать, какие именно факторы оказывают влияние на развитие системы взаимодействия промышленных предприятий и банков.

По нашему мнению, факторы эффективности взаимодействия кредитных институтов с предприятиями реального сектора в схеме ИХС, где банк выступает как финансовый центр, можно свести к следующему.

1) Повышение качества управления финансовыми ресурсами группы путем передачи этих функций кредитному институту.

В первую очередь, это подразумевает передачу кредитному институту функций управления финансовыми ресурсами предприятий группы и формирование единой финансовой концепции (или стратегии) ИХС с разделением оперативной и стратегической финансовой политики в бизнес-единицах ИХС.

По нашему мнению, финансовую стратегию ИХС можно определить как систему максимально эффективного достижения целей и задач деятельности предприятий ИХС, на основе управления процессами формирования и использования финансовых ресурсов всей группы, при центральной роли в этом процессе кредитного института (банка) группы.

Ключевым мероприятием для решения этой задачи является изменение организационной структуры банка и профессиональная переориентация группы сотрудников банка со специализацией на деятельности бизнес-единиц ИХС. В общем случае, для решения этой задачи необходимо выделение в банке подразделения, в функции которого будет входить:

• организация и обеспечение централизованного повседневного взаимодействия предприятий с банком по текущим вопросам бан­ковского обслуживания;

• обеспечение взаимодействия предприятий с банком по вопросам разработки и внедрения индивидуальных банковских продуктов, т.е. продуктов для обслуживания потребностей клиентов – участников группы;

• оценка текущих бизнес-проектов предприятий группы и анализ возможности привлечения ресурсов банка для их реализации;

• структурирование операций и сделок, а также разработка индивидуальных продуктов с привлечением при необходимости других предприятий ИХС;

• оценка эффективности управления финансовыми ресурсами группы.

Таким образом, предполагается, что персональное банковское обслуживание, широко применяе­мое в зарубежных банках, должно стать основой для новой организационной структуры банка в интегрированной холдинговой структуре с целью повышения эффективности работы предприятий-членов группы [5].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Роль кредитных институтов в стимулировании развития экономики www.jourclub.ru

2.  Деньги. Кредиты. Банки.  Под  редакцией  Г.С.  Сейткасимова.  Алматы: Экономика,1999 – 230с.

3.  Егорова Н.Е., Смулов А.М. Потенциал российских банков - основной источник финансовых ресурсов для подъема реального сектора экономики // Журнал "Маркетинг в России и за рубежом" от 18.12.2001

4.  План совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы www.government.kz

5.  А. Марданов, Р. Мунасыпов Клиент ориентированная стратегия управления в банковской деятельности // Журнал "Банки и технологии" №4, 2004 г.