главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Магистрант Шонова Г.

Каспийского Государственного Университета Технологии и Инжиниринга им. Ш. Есенова, Казахстан

Формирование вертикально интегрированных систем в нефтегазовом комплексе

Стабилизация и развитие нефтегазового комплекса, повышение эффективно­сти его работы в немалой степени зависит от его структурных преобразований путем реформирования и дальнейшего совершенствования нефтяных и газовых компаний.

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема вертикальной интеграции и совершенствования структуры нефтяных компаний путем образо­вания вертикально интегрированных структур, объединяющих в единое целое всю технологическую цепочку.

Для эффективного функционирования казахстанского нефтегазового ком­плекса крайне важным является создание заинтересованности в соединении уси­лий предприятий по добыче нефти, ее переработке и сбыту в целях экономии на издержках производства и на базе внедрения новых технологий. Одной из форм обеспечения такой взаимной заинтересованности является образование верти­кально интегрированных компаний в форме акционерных обществ или товари­ществ с подключением предприятий транспорта и нефтепродуктообеспечения.

Интеграция позволяет закрепить хозяйственные связи, усилить стимулы для получения наиболее эффективного конечного результата, сконцентрировать ре­сурсы по наиболее эффективным направлениям технической политики, исполь­зовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов, в том числе за счет при­менения расчетных цен, повысить конкурентоспособность казахстанских произ­водителей на внешнем рынке, а также наиболее экономно решать отдельные за­дачи использования производственной и социальной инфраструктуры.

Вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в мире существует около 100, среди них относительно крупных сейчас насчитывается порядка 20. Не­смотря на ряд существенных различий как по форме собственности, так и по структуре, их объединяет один общий признак - деятельность по всей цепочке процесса: выявление нефтяных месторождений, добыча нефти, доведение ее до продуктов конечного пользования и реализация нефтепродуктов потребителю. По сути дела сама жизнь толкает казахстанскую нефтяную промышленность к созданию вертикально интегрированных структур, разумеется, на новой рыноч­ной основе. Только таким путем можно если не нейтрализовать, то хотя бы смягчить последствия таких негативных явлений, как взаимные неплатежи, остатки.

В современной структуре мирового нефтяного бизнеса, которая сформирова­лась еще в 1930-е годы, доминируют вертикально интегрированные нефтяные компании. Они являются наиболее известными и эффективно действующими нефтяными компаниями мира. Свой выбор в пользу ВИНК сделала и Республика Казахстан. Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансо­во-экономической основе различных технологически взаимосвязанных произ­водств. В нефтяном деле сюда входят предприятия, относящиеся к последова­тельным стадиям технологического процесса: разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка — нефтехимия — сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов.

Вертикально интегрированные нефтегазовые компании имеют конкурентные преимущества перед компаниями специализированного типа, однако этот факт не исключает конкуренции как таковой в нефтяном бизнесе. Это обстоятельст­во, особенно в период снижения цен на нефтегазовое сырье, заставляет интегри­рованные компании изменять их затратную концепцию развития и переходить к концепции расчета эффективности. Это выражается в отказе интегрированными компаниями от содержания многих непрофильных подразделений, за счет чего, отдельные подразделения крупных нефтегазовых компаний приобрели большую значимость и стали своеобразными аккумуляторами прибыли. В соответствии с этим увеличилась и ниша на рынках сбыта для специализированных компаний, выполняющих на контрактной основе определенные работы, чаще сервисного характера.

Анализируя опыт создания вертикально интегрированных нефтяных компа­ний, среди важнейших предпосылок вертикальной интеграции следует отметить следующие:

1. Стремление нефтяных компаний к контролю над рынками сбыта конечной продукции — сначала нефтепродуктов, а затем и нефтехимикатов.

2. Обусловленная природными, технологическими и экономическими фактора­ми необходимость создания эффективно управляемой организации производства и сбыта.

3. Возможность экономии на масштабах производства. Концентрация капитала и производства, наличие единой инфраструктуры, возможности маневра (капи­талом, мощностями, потоками сырья и продукции) способствуют сокращению дельных затрат в производстве и приводят к приросту сбытовой деятельности, росту массы и нормы прибыли.

4. Обеспечение в рамках вертикально интегрированных структур контролируе­мых источников сырьевого снабжения.

5. Международный характер нефтяного бизнеса и его теснейшая связь с миро­вой и национальной политикой.

Однако основные предпосылки интеграционного процесса нельзя считать факторами абсолютного действия. Они достаточно противоречивы и проявляют­ся лишь в тенденции. Планомерность, концентрация производства и капитала, установление контроля над рынками сырья и продукции в сочетании с монопо­лизмом отнюдь не исключают конкуренции. Крупнейшие нефтяные корпорации соперничают между собой и независимыми компаниями-аутсайдерами.

Нельзя также не отметить того обстоятельства, что стремление компаний к контролю и участию во всех стадиях нефтяного дела приводит к не всегда оп­равданному дублированию производственных и сбытовых структур. Иными словами, экономия в издержках, достигаемая внутри вертикально интегрирован­ных компаний, имеет своей оборотной стороной расточительное расходование ресурсов.

Интеграция и комбинирование в нефтяном деле отнюдь не исключают и спе­циализации. Наряду с небольшими, существуют крупные специализированные компании. И те, и другие, будучи самостоятельными хозяйственно-правовыми структурами, могут, тем не менее, входить в сферу влияния интегрированных компаний, например, через систему финансового участия. В нефтяном бизнесе в условиях рыночной экономики широко распространено частичное (фрагментар­ное) комбинирование различных сфер деятельности. Типичным примером тако­го рода являются связки:

- разведка запасов — добыча нефти;

- транспорт — оптовая торговля нефтью;

- нефтегазопереработка — нефтехимия;

- оптовая — розничная торговля нефтепродуктами.

В целом в нефтяном бизнесе, во многом вследствие процессов вертикальной интеграции, имеет место чрезвычайно сложное пере­плетение экономических и политических интересов. Сама вертикальная инте­грация, в том числе опирающаяся на систему финансового участия и совместно­го владения, приобрела многоступенчатый характер, адекватный условиям со­временной рыночной экономики.

В то же время практически все крупнейшие нефтяные компании мира вклю­чают в себя звенья технологической цепочки — от скважины до бензоколонки. Как правило, в их состав входят дочерние компании, имеющие статус нацио­нальных, если они находятся в других странах. Сама ВИНК выступает по отно­шению к ним как материнская и имеет совместные с другими фирмами предпри­ятия. Все компании по форме собственности являются акционерными общест­вами.

Для казахстанских ВИНК характерна малая степень включения в свой состав геологических организаций и значительная - буровых. Западные компа­нии имеют в этом отношении обратную картину. Дальнейшее реформирование нефтяной промышленности РК должно пойти по пути преобразования уже соз­данных нефтяных компаний, «подгонки» их структуры под реальные условия и цели, а также по пути создания небольших независимых структур, занимающих­ся отдельными элементами нефтяного бизнеса в качестве самостоятельных опе­раторов или как сервисных компаний, выполняющих свою работу на подрядной основе.

Разработка эффективной экономической, финансовой и кадровой политики, адекватных организационно-управленческих структур может принести громад-

ную выгоду любой ВИНК, создав ей бесценные конкурентные преимущества. И, напротив, цена ошибки при принятии ключевого решения может оказаться очень высокой, причем платить ее придется долгие годы.

Все это говорит об исключительной важности разработки и реализации стра­тегии долгосрочного развития казахстанских ВИНК. Причем здесь можно выде­лить две стороны проблемы. Первая касается общих принципов корпоративного стратегического планирования и управления, вторая - специфики собственно ка­захстанских ВИНК, реально действующих в условиях рыночной экономики РК.

Базовой философией стратегического управления корпорациями масштаба вертикально интегрированных компаний является системный анализ. Во-первых, развитие крупной корпорации обычно рассматривается как эволюция сложной системы, включающей вполне конкретные элементы, взаимосвязи и структуру. Во-вторых, предполагается наличие определенных целей развития этой системы. В-третьих, подразумевается, что у корпорации есть множество вариантов (путей) достижения намеченных целей. В-четвертых, принимается, что развитие любой корпорации происходит во взаимодействии с внешней сре­дой (имеется в виду не только окружающая природная среда, но и политические, и социально-экономические факторы). Для ВИНК это могут быть, например, природные комплексы в местах ее деятельности, экономика страны, мировые рынки нефти и нефтепродуктов. На этапе разработки стратегии чрезвычайно важно, как будет сформулирована цель развития ВИНК. Казалось бы, здесь все ясно - получение максимальной ежегодной прибыли. Однако в стратегическом плане это означает следующее: в каждой конкретной ситуации руководство кор­порации принимает наиболее рискованные решения при попытке извлечь мак­симум прибыли; производственные фонды интенсивно изнашиваются без про­ведения адекватной инвестиционной политики; экономия на текущих издержках ослабляет мотивацию улучшения качественных показателей, что неизбежно влечет падение «качества» деятельности всей корпорации.

Таким образом, в перспективе цель максимизации ежегодной прибыли может оказаться ложной и возникает необходимость разработки стратегии устойчивого развития, подразумевающей взаимную адаптацию целей максимизации прибыли и ограничений внешнего и внутреннего характера.

Нефтяная компания, как и всякая другая коммерческая организация, в пер­вую очередь преследует свои собственные материальные выгоды. В то же время, будучи чрезвычайно крупной корпорацией, хозяйственная деятельность которой не может развиваться исключительно на основе собственных ресурсов, она должна сделать привлекательными свои стратегические цели для притока до­полнительных средств как акционерных, так и заемных. Основная наиболее об­щая цель компании (ее миссия) всегда формулируется таким образом, чтобы ее достижение заинтересовывало и сегодняшних акционеров, и потенциальных ак­ционеров, и крупных инвесторов. Тем самым нефтяная компания может решить две задачи: избежать оттока средств за счет продажи ее акций по заниженным ценам из-за боязни акционеров лишиться не только дивидендов, но и основного капитала; привлечь дополнительные внешние средства путем расширения круга акционеров либо использования других механизмов (типа аппарата проектного финансирования).

Реализуя свои стратегии, отечественные нефтегазовые компании могут в перспективе конкурировать с аналогичными зарубежными компаниями не толь­ко за счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т.е. природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом и резервом), но и своими развитыми структурами, образованными в ре­зультате реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов, знаний и идей.

Наличие вертикально интегрированных компаний, имеющих в своем составе все подсистемы нефтяной отрасли, является тем необходимым условием, при котором возможно формирование системных программ ее развития. Это означа­ет, что ВИНК органически вписывается в кластерную форму организации неф­тегазового производства, которое в современных условиях - в условиях, когда эколого-экономические проблемы являются краеугольным камнем развития на­циональной экономики, - приобретает наиболее эффективную форму функцио­нирования хозяйства.

Таким образом, определяющим фактором повышения конкурентоспособно­сти нефтегазового комплекса Казахстана как на внутреннем, так и на междуна­родном рынках, а также формирования нефтегазовых кластеров является даль­нейшее развитие и совершенствование организационных структур отрасли в форме вертикально интегрированных компаний.

Литература:

1. Рейтинговое агентство РФЦА

2. Дунаев В.Ф. Экономика нефтяной и газовой промышленности. Москва, 2006 г.

2. Проблемы развития и пути решения в нефтяном секторе Казахстана//КазЭУ хабаршысы. - №7. – 2004. – 0,25 п.л.

3. Пути развития нефтегазового комплекса в Казахстане/Сборник материалов международной научно-практической конференции «Повышение конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации: проблемы, приоритеты, пути решения». – Алматы. – 2007. – 0,4 п.л.

4.Аманиязова Г.Д.Экономические аспекты развития нефтегазового комплекса Республики Казахстан/Материалы международной научно-практической конференции. Прага, 2010 г.