Каталог статей

Сергеева А.В., Кирилюк Т.И.

Особенности украинской миграции рабочей силы

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения [1,с. 46] . В 2010 году в мире насчитывается около 215 млн. мигрантов, что составляет 3 % населения Земли. В Украине в 2009 году насчитывается 5,25 млн. иммигрантов (11,6 %  населения). Основной иммиграционный поток идет из территории РФ – 30-35% общего трафика иммигрантов в Украину. Второе место занимает Молдова (19-21%), третье – Беларусь (14-15%) [2].

Масштабы и направления миграции трудовых ресурсов свидетельствуют о нестабильности общественного развития страны, уровня жизни населения, развития экономики. Вследствие кризисной ситуации, потребности в трудоустройстве, возможности применения своих интеллектуальных, творческих способностей, низкой реальной заработной платы и постоянных политической противоречий правительства из Украины выезжает более, чем 900 тыс. человек [2]. Существуют не только экономические причины миграционных процессов, но также причины гуманитарного, культурного, экологического, психологического, правового порядка, которые будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран.

В 2011 году 17% граждан Украины имеют четкие планы (5,4%) или же задумываются об эмиграции (11,6%). В пересчете на абсолютные цифры приблизительно 1,2 млн. украинцев желают выехать именно в страны Шенгенской зоны. Украина находится на 5 месте в мире по миграции. В 2011 году 14,5% трудоспособного население пребывает за пределами страны, что составляет 6,5 млн. человек. В то же время, по официальным данным, за рубежом в данное время трудится лишь 2-3 млн. украинцев [2]. Негативным фактором в условиях кризиса является увеличение мигрантов в Украину.  Проведенные исследования свидетельствуют, что сейчас в стране насчитывается от 5,1 до 6,8 млн мигрантов, имеющих различный статус пребывания в Украине. При этом бюджет страны ежегодно недополучает около 2 млрд. дол. от неучтенного труда нелегалов. В то же время, за пределы страны ежегодно пересылается и вывозится 40-45 млрд. грн. С одной стороны, неучтенные мигранты лишают украинцев рабочих мест. С другой, - от 2 до 6 млн. наших сограждан находятся на заработках за границей.

В Донецкой области  движение населения происходит из малых городов и рабочих поселков в крупные города (до 40% мигрантов). Наблюдается перемещение из сельской местности в города, преимущественно крупные (около 30%). Примерно половину из этого количества (15%) составляют переезжающие из депрессивных городов в основном малых и средних шахтерских городов, где закрыты шахты. Еще 10% переезжают из одной местности в другую. Менее 5% переселенцев покидают крупные города в поисках жилья в малых городах. В крупные города осуществляется внутренняя миграция населения возрастом от 17 до 25 лет в поисках образования и трудоустройства [2]. За счет внутренних миграций в Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Запорожской областях в 2010 г наблюдается отрицательный прирост населения.

         Миграция имеет как отрицательные, так и положительные последствия. Трудовая миграция является тем фактором, который снижает давление безработицы на внутренний рынок труда, то есть уменьшает уровень социального напряжения в обществе; повышает профессиональную самореализацию и получение высокого  дохода. Положительным следствием трудовой миграции является возможность накопления начального капитала за границей с целью дальнейшего открытия собственного бизнеса в Украине [3]. Наряду с очевидными плюсами экспорт рабочей силы имеет отрицательные последствия для национального хозяйства, и, в первую очередь, выезд из страны высококвалифицированных специалистов. Основными каналами "утечки умов" являются, во-первых, отбор иностранных студентов и аспирантов зарубежными университетами, которые предлагают перспективным учащимся продолжить научно-производственную деятельность за рубежом, а, во-вторых, приглашение уже опытных специалистов для работы в отделения международных компаний, размещенные в данной стране, либо напрямую в структуры за ее пределами. Все перечисленные причины приводят в совокупности к следующим последствиям: изменяется половозрастная структура населения. Иммиграция улучшает половозрастную структуру принимающего сообщества, а эмиграция — ухудшает [4]; ухудшается квалификационная структура рынка труда Украины из-за нерешенности проблемы «утечки умов»; происходит усугубление региональных диспропорций, что является проблемой для евроинтеграционных устремлений Украины, поскольку одним из способов упорядочения внешней миграции является ее международно-правовое регулирование, а следовательно, государство обязано формировать собственную миграционную политику, а также разрабатывать национальное законодательство, отвечающее миграционным требованиям Евросоюза.

Выходом из сложившейся ситуации могут служить механизмы управления освоенческими процессами. Среди них: 1) создание «городов развития» в депрессивных районах. На периферии для стимулирования перераспределения население для них можно использовать ряд стимулов: безвозвратные денежные ссуды, помощь в открытии частного дела, повышенные ипотечные ссуды. Подобный опыт широко был использован в Израиле; 2) изменять хозяйственную специализацию территории, в частности размещать различные другие виды производства на месте закрытых шахт Донбасса. Подобный опыт был применен в Германии в Рурском бассейне, где на месте выработанных шахт и заброшенной инфраструктуры был создан туристический комплекс [4]; 3) реализовывать крупные (трансконтинентальные) транспортные проекты, используя выгодное транзитное месторасположение страны с массовым привлечением рабочей силы.

В заключение можно отметить, что миграция, как процесс, оказывающий влияние на все сферы жизнедеятельности общества и государства оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие. На национальном уровне регулирование миграции должно осуществляться следующими органами: Министерством труда (следит за использованием иностранной раб. силы); Министерством юстиции (служба иммиграции, и др. службы пограничного контроля); Министерством иностранных дел (консульское управление выдает въездные визы); национальными миграционными службами; посредническими миграционными фирмами.

Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы:

1. Административно-правовые: меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;  действие национальных служб иммиграции в т.ч. контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране); меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы.

2. Экономические: привлечение иностранных рабочих – предоставление работы, высокой зарплаты, жилья и медобслуживания, получение образования; выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.

Государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Литература

1. Нагорнова О. Прогнозування демографічних процесів і міждержавної трудової міграці, як компонент формування зовнішньоекономічної діяльності України/ О. Нагорнова, С. Ожема [Учебник]. - Львів: Вісник Львівського університету. Серія економічна, 2006. - С. 46- 58.

2. Гайдуцький А.Г. Масштаби потоків міграційного капіталу в Україні / А.Г.Гайдуцький // Вісник НБУ. - 2007. - № 10. - С. 11-15.

3. Державний комітет статистики України: [Електронний ресурс]. - Режим доступу: [сылка более недоступна}

4. Розміщення продуктивних сил і регіональна економіка. Підручник. / [Дорогунцов С.І., Заяць Т.А., Пітюренко Ю.І. та ін.]. [Підручник]. - К.: КНЕУ, 2005. - 998 с.