Каталог статей

Шишкин А. Н.

Роль инновационных процессов в развитии бизнеса

После эпох эффективности, продолжавшейся в 1950-е и 1960-е годы, качества – в 1970-х и 1980-х, гибкости – в 1980-е и 1990-е, сейчас мы живем в эпоху инноваций. Промышленность все активнее применяет к новым товарам и услугам новые технологии. Даже традиционные «цитадели» экономистов – серые и массивные, как слоны, банки очень быстро меняются: здесь все быстрее и быстрее разрабатываются новые финансовые инструменты. И в этих организациях технология стала одним из основных двигате­лей изменений и инноваций. Если банки и страховые компании не будут действовать достаточно оперативно, они могут столкнуться с тем, что компании, занимающиеся разработками программного обеспечения, такие, как Microsoft, окажутся на их территории. В тех же отраслях промышленности, где инновации стали обычным делом, компании соревнуются в быстроте времени их внедре­ния. Победить в конкурентной борьбе теперь можно только в том случае, если ты будешь самым быстрым, предлагать продукцию самого высокого качества, выбирать наиболее привлекательные стилевые решения и т.п.

Инновации могут выступать в самых различных формах. Термин «инновация» был предложен великим австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциа­лизацию всех новых комбинаций, основанных на:[7]

1)     применении новых материалов и компонентов;

2)     введении новых процессов;

3)     открытии новых рынков;

4)     введении новых организационных форм.

Другими словами, согласно данному определению, иннова­ции - это одновременное проявления двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса. Когда изменение происходит только на уровне технологии, Шумпетер называет его изобретением. И толь­ко тогда, когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями.

Инновации можно рассматривать и как событие, возникнове­ние в мире бизнеса чего-то нового, и как процесс, при котором одно новшество вызывает другое. Изменение в технологии приво­дит к появлению нового продукта, который, если он используется эффективно, требует изменения в организации бизнес-процессов. В конечном счете новые продукты также могут привести к форми­рованию новых рынков и их развитию.[6]

По своим масштабам инновации могут быть самыми разными. Можно привести следующую их классификацию: малые, постепен­ные, крупные, прорывного характера и радикальные. Существует и другая классификация, при которой инновации делятся на модуль­ные и архитектурные. Часто радикальные инновации состоят из инноваций меньшего масштаба, которые в той или иной комбина­ции могут приводить к появлению инноваций прорывного характе­ра. Первые микрокомпьютеры были разработаны в 1970-е годы подростками во дворах Калифорнии. Они были собраны из компо­нентов, уже существовавших и продававшихся в магазинах. Другими словами, в этом случае инновация выступила в виде сборки нового продукта из уже имевшихся компонентов. Ребекка Хендерсон и Ким Кларк назвали этот вариант архитектурным типом инновации. Новый продукт создал для себя новый рынок.[7] По мере того как рынок развивался и запросы рынка формулировались все более точно, адаптация компонентов также все лучше соответствовала новому продукту. В течение короткого периода времени на основе нового продукта возникла совершенно новая отрасль. Это показывает, как новое применение новой комбинации технологий привело к созданию нового рынка, что в свою очередь потребовало появления новых промышленных предприятий, улучшения прежних и разработки совершенно новых технологий.[1]

Возможно, за несколькими исключениями, в настоящее время конкуренция для всех компаний резко усилилась и часто приводит к драматическим последствиям для некоторых участников рынка. Со стратегической точки зрения, в этих условиях есть только не­сколько вариантов приемлемых действий. Формирование устойчи­вого конкурентного преимущества за счет цены, высокого качества или контактов с потребителями может быть реализовано двумя способами: или путем приобретения преимущества у кого-то, кто уже его имеет, или путем его создания самостоятельно. Однако статистика показывает, что риск неудач при слияниях и поглощени­ях компаний является очень высоким. Существует множество при­меров, которые свидетельствуют, что подобные объединения раз­ных структур бизнеса не позволяют добиться обещанного и запланированного результата. На бумаге слияния и поглощения обычно выглядят очень хорошо. В реальной жизни они часто бы­вают «необузданными чудовищами», с которыми трудно справить­ся. Инновациями совсем непросто управлять, но риски, связанные с этим, становятся намного меньше, возможности намного больше, и операционные трудности преодолимы, если инновационный про­цесс хорошо понят и должным образом управляем. В связи с этим можно сделать предположение, что перманентная инновация - единственный реаль­ный способ обеспечения устойчивого конкурентного преимуще­ства для большинства компаний, которым можно пользоваться как теперь, так и в ближайшем будущем.

Инновации повсеместно принято рассматривать в качестве магис­трального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании. При помощи инновации, то есть введя новую техноло­гию, новые приложения в форме новых товаров и услуг, формирования новых рынков и введения новых организационных форм, мы увеличиваем итоговую ценность для потребителей, а в конечном счете усиливаем их лояльность.[3]

Разрабатывая но­вые виды бизнеса, мы создаем дополнительные источники потока наличных денежных средств и, следовательно, увеличиваем сто­имость акций. Создавая ценность для заинтересованных лиц, мы можем увеличивать поток наличности, что позволяет осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку това­ров, услуг и процессов, делая замкнутой «петлю взаимного усиле­ния», показанную на рисунке 1.[7]

Рисунок 1. «Петля взаимного усиления» в растущей и процветающей компании

Результатом стало увеличивающееся число компаний, вкладывающих капитал в разработку новой продукции или новых видов бизнеса. Однако это также привело к появлению так называемого «инновационного парадокса», который заключается в том, что, когда каждый участник применяет один и тот же тип стратегии, результатом становит­ся утрата эффективности и, соответственно, привлекательности. Все большие инновационные усилия привели к возникновению давления на разработчиков с целью сокращения общего времени цикла работы над новой продукцией. Инновация в настоящее время является одним из лучших способов процветания в бизнесе. Но одной инновации недостаточно. Необходимо не только лучше понимать ситуацию в бизнесе, но так­же, что еще важнее, более глубоко вникать в сущность инноваци­онных процессов.

1. Атоян В. Р. Плотников А. Н. Инвестирование инновационной производственно-хозяйственной системы / В. Р. Атоян, А. Н. Плотников // Инновации 2002. - № 9 – 10. С. 78 – 81.

2. Басовский А. Л. Управление инвестированием в новые информационные технологии / А. Л. Басовский, М. П. Переверзев. – Тула.: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2003. – 160 с.

3. Благова С. О. Теория организации и системный анализ / С. О. Благова, Ю. В. Фадива. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2002. – 103 с.

4. Березовская М. Инновационный аспект экономического развития / М. Березовская // Вопросы экономики, 1997. – №3. – С. 58 – 67.

5. Вольский А. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость / А. Вольский // Экономист. – 1999. – №4. – С. 3 – 10.

6. Воронцовский А. В. Инновации и финансирование / А. В. Воронцовский. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. – 527 с.

7. Феликс Янсен. Эпоха инноваций / Феликс Янсен – Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2002. – 307 с.