главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
К.п.н. Смирнова Е.В. Ставропольский государственный университет Средства социальной политики предприятийВнимание к социальной политики предприятий актуализируется повышенным интересом экономической науки и бизнес - практики к социальной политике государства, поиском социальных ориентиров рыночной экономики и приоритетами развития социального государства. Конституция Российской Федерации высшей ценностью провозглашает человека, его права и свободы (статья 2), а Россию – социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Построение социального государства - сложнейшая задача, важнейшим механизмом решения которой, является социальная политика государства, регионов, муниципалитетов, корпораций и предприятий. Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, целью которой является ослабление дифференциации доходов, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержка отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов. В контексте многоуровневости социальной политики в стране, уместно рассматривать ее как систему мероприятий, проводимых правительством страны через местные и региональные органы власти, социальные программы федерального, регионального и муниципального уровней. На микроуровне субъектом социальной политики является предприятие. Обеспечение достойного уровня и качества жизни работников, их социальных прав, справедливого вознаграждения за трудовую деятельность и социальной защиты являются важнейшими целями социальной политики предприятии. Цели достигаются определенными средствами. К основным средствам социальной политики бизнеса относятся следующие: финансовые средства, социальные выплаты, социальные льготы, социальные гарантии, социальные компенсации, объекты социальной инфраструктуры, социальные программы, социальное партнерство, коллективный договор, трудовой договор. Социальная политика зависит от имеющихся финансовых ресурсов, готовности и желания собственника, акционеров и менеджмента выделять финансовые средства на ее реализацию. Финансовые средства являются составной частью социальных инвестиций и направляются на покрытие затрат на персонал, а так же финансирование социальных программ, предназначенных для местного сообщества. Эти два направления можно рассматривать как внутреннюю и внешнюю социальную политику предприятий и корпораций, которые будет подробно проанализированы в следующих разделах данного исследования. Социальные выплаты являются одной из основных форм социальной защиты работников. Предоставляя социальные выплаты предприятия и корпорации преследуют определенные цели, среди которых следует отметить следующие: привлечение и закрепление квалифицированной рабочей силы в организации; стимулирование высокопроизводительного труда; создание благоприятного общественного мнения об организации; увеличение реальных доходов работников и их общего благосостояния. Группируя выплаты социальной направленности по выполняемым ими функциям, выделим следующие: ü выплаты за неотработанное время - надбавки к пенсиям, страховые платежи, оплачиваемое свободное от работы время в связи с собственной свадьбой и свадьбой детей, рождением или болезнью детей, смертью близких родственников; ü денежные подарки - выплаты, производимые через нерегулярные промежутки времени и отличающиеся от прямого вознаграждения за конкретные результаты работы, денежные премии или отсроченные выплаты, связанные с участием в прибылях предприятия; ü выплаты натурой, осуществляемые чаще всего в форме получения работниками продукции, выпускаемой организацией, по льготным ценам; ü оплата жилья может проявляться в таких формах, как предоставление служебного жилья бесплатно или за плату со скидкой; оплата квартир; выплата пособия и оказание содействия работникам в приобретении собственного жилья; оплата расходов по содержанию и ремонту собственного жилья; ü пособия по социальному обеспечению - использование крупными компаниями частных систем пенсионного обеспечения по старости и инвалидности с низкими или определенными в зависимости от размеров заработка - ставками взносов; возможность для семьи работника получить пособие в случае потери кормильца; оплата страхования жизни и медицинского страхования работника и членов его семьи; пособие на содержание семьи в денежной или натуральной форме; пособия по безработице; ü профессиональной подготовки работника осуществляется как на самом предприятии в форме бесплатного профессионального обучения, так и за его пределами, полностью или частично оплачивается работодателем; ü социально-бытовые выплаты могут быть очень разнообразными, начиная от оплаты предприятием расходов на питание работника в течение рабочего дня, обеспечение его рабочей одеждой или денежными выплатами на ее приобретение; предоставление транспорта для поездок на работу и с работы или оплата транспортных расходов, а так же оплата детских дошкольных учреждений и общего образования детей сотрудников и создание условий для отдыха работников и членов их семей; и заканчивая предоставлением займов под низкие проценты, дотации кооперативным обществам и кредитным союзам персонала; оплата юридических услуг. Социальные льготы - это дополнительные блага, повышающие уровень жизни работника. При планировании системы льгот каждой организации необходимо учитывать действие следующих факторов: ü обязательства предприятий, установленные местным и федеральным законодательством. В этой ситуации задача руководителей - найти способы предоставления таких льгот с наименьшими для организации издержками; ü рынок труда. Конкурентоспособность современного работодателя, определяется, в том числе и набором льгот, предоставляемых сотрудникам; ü налоговый режим. Организации должны эффективно использовать специфику налогообложения для оптимизации своих издержек на рабочую силу. В странах с высокими ставками подоходного налога компании для привлечения высококвалифицированного персонала широко применяют такие льготы, как предоставление автомобиля, оплачиваемый отдых, субсидированное жилье и т.д.; ü особенности культуры и традиций. Этот фактор оказывается особенно важным при открытии филиалов в других странах, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами, например с массовыми прогулами во время фиесты, в дни религиозных праздников и т.п. Социальная защита строится на социальных гарантиях, которые представляют собой определенную систему. Гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. По мнению Адамчука В.В., Ромашова О.В., Сорокиной М.Е. система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы: ü пригодных для работы в современных условиях; ü тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки; ü кто может работать, но при создании подходящих условий труда; ü кто вообще не может работать; ü кто не стремится работать. Компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. В Трудовом кодексе Российской Федерации существует специальный раздел, посвященный гарантиям и компенсациям. Средствами осуществления социальной политики на предприятии могут являться объекты социальной инфраструктуры, которые включают подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам. В 1990-е годы многие предприятия отказались от объектов социальной инфраструктуры, передав их со своих балансов на баланс органов местного самоуправления. Другие приватизировали объекты социальной инфраструктуры, перевели их на коммерческую основу. Третьи - стремятся сохранить объекты социальной инфраструктуры, но не в полном объеме, а, освобождаясь от тех из них, которые непосредственно не связаны с воспроизводством кадрового потенциала. Такие предприятия хотят частично сохранить социальную деятельность. Для заинтересованности предприятия в проведении социальной политики следует создавать условия, в том числе и по налоговым льготам, которые бы давали ему возможность сохранить объекты социальной инфраструктуры, необходимые для воспроизводства и развития кадрового потенциала. Вместе с тем можно кооперировать средства предприятий и органов местного самоуправления на содержание объектов социальной инфраструктуры. В социальной политике предприятия значительное место принадлежит такому средству ее реализации, как социальная программа. Социальная программа представляет добровольно осуществляемую деятельность в социальной сфере, которая носит системный характер, связана со стратегией развития предприятия и направлена на удовлетворение запросов сторон, заинтересованных в его деятельности. Среди наиболее часто реализуемых социальных программ предприятий можно выделить программы: ü развития и профессиональной подготовки персонала, ü охраны здоровья персонала, ü охраны и безопасных условий труда работников, ü пенсионного обеспечения и социального страхования за счет средств предприятия, ü жилищные программы, ü благотворительная и спонсорская деятельность предприятия в области поддержки здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, особенно детей, молодежи и социально незащищенных категорий населения. Социальная политика на предприятии осуществляется эффективно, если в ней заинтересованы работодатели, менеджмент и наемные работники. Они должны осуществлять совместную деятельность, направленную на согласование интересов и решение социально-экономических и производственных проблем предприятия. Такая совместная деятельность реализуется в социальном партнерстве, которое является еще одним средством формирования и реализации социальной политики. Социальное партнерство - это добровольное и равноправное взаимодействие между работниками (трудовыми коллективами и профессиональными союзами), работодателями а также государством, как на федеральном, так и местном уровне в целях защиты прав и интересов работников, работодателей и общества в социально-трудовой сфере. Один из важнейших аспектов социального партнерства - это заложенный в нем механизм коллективного принятия решений. Социальное партнерство может решать следующие задачи: ü определение границ регулирования занятости и подготовки рабочей силы; ü расширение гибкости в использовании рабочей силы, как по формам занятости, так и по режимам труда; ü совершенствование профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения; ü повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие непрерывной системы подготовки кадров; ü сокращение числа безработных за счет сохранения и создания новых рабочих мест, ü организации опережающего переобучения и подготовки персонала, социальной защиты работников организаций, находящихся на грани банкротства; ü развертывание общественных работ для трудоустройства безработных ü включение особых условий занятости для инвестиционных проектов; ü создание особых условий для развитие малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства, ремесел, самозанятости и надомного труда. Инструментом социального партнерства, регулирующим социально-трудовые отношения, и одновременно средством осуществления социальной политики на предприятии является коллективный договор. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим социальным вопросам: ü формы, системы и размеры оплаты труда; ü выплата пособий, компенсаций; ü механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; ü занятость, переобучение, условия высвобождения работников; ü рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; ü улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; ü соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества; ü экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; ü гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; ü оздоровление и отдых работников и членов их семей; ü частичная или полная оплата питания работников; ü отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора . К средствам осуществления социальной политики на предприятии относится трудовой договор, который представляет соглашение между работодателем и работником. В соответствии с этим соглашением работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. В свою очередь, работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие социальные условия: ü трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); ü условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); ü режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); ü компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; ü условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); ü условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Литература: 1. Трудовой кодекс РФ // Собрание законодательства. – 2002. - №1. – Ст.3.; №30. – Ст.3014, 3033; 2003. - №27. – Ст.2700; 2004. - №18. – Ст.1690; №35. – Ст.3607; 2005. - №1. – Ст.27; №19. – Ст.1752; 2006. - №27. – Ст.2878 2. Аверин А.Н. Социальная политика на предприятии: Учебное пособие. – М.,2007. 3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с. 4. Корпоративная социальная ответственность: перспективы развития в России. // (Современный бухучет. – 2005.- № 11). 5. Щедровицкий Г.П. Избранные труды - М.: Шк. культ. полит., 1995. -- 800 с. |