Каталог статей |
Гавриленкова А.В., Митрохина Ю.П. Сферы функционирования и роль PR в современном миреСоциально-экономические и политические преобразования, происходящие в современной Украине, привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации политической системы и, в частности, многих социальных связей. Восстановление старых и налаживание новых общественных связей в данный момент становится актуальной проблемой общества, а значит, большое значение приобретают новые методы, помощью которых пользуются общество и государственные организации. К таким методам, без сомнения, относятся связи с общественностью.В Украине, как и во всем цивилизованном мире, связи с общественностью функционируют в различных сферах экономики и общественной жизни. Наибольшее развитие за десятилетний период своего существования в нашей стране получил политический PR, который в основном сводится к работе с кандидатами на выборах и продолжение работы с ними после избрания. В последние годы ситуация на рынке политических услуг становится все более зависимой от новых законов и изменившихся условий финансирования избирательных кампаний. Достаточно продвинутой сферой применения PR в нашей стране можно считать коммерческий PR. Сегодня ни одна коммерческая организация не может добиться успеха в бизнесе без хорошо налаженной деятельности служб по связям с общественностью. Определенные тенденции развития связей с общественностью наблюдаются и в социальной сфере. Здесь наибольший успех имеют связи с общественностью в учреждениях здравоохранения – фармацевтических компаниях, клиниках, научно-исследовательских медицинских центрах и т.д. Серьезным препятствием на пути развития PR в социальной сфере является ее недостаточное финансирование со стороны государства. Таким образом, сфера профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью является весьма обширной. Понятие PR, еще совсем недавно малоизвестное для бывшей советской политической культуры, в последние годы буквально ворвалось в нашу жизнь. Изданы уже сотни книг на эту тему, публикуются статьи на страницах журналов, газет, проводятся конференции, введены специальные дисциплины в ВУЗах. Во многих странах основаны ассоциации public relations. Все это говорит о том, что роль связей с общественностью очень высока, и человечество этот факт осознало. Цивилизованный мир уже не просто привык к понятию PR, но и превратил его в эффективно работающую науку и искусство достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами жизни общества. Институционализация цивилизованной профессиональной системы PR в современном обществе пробивает себе дорогу через множество объективных и субъективных препятствий. Сегодня особо серьезных объективных преград для развития системы в PR в Украине гораздо меньше, чем субъективных. Если говорить о положительных объективных условиях, во-первых, можно считать, что наличие прорыночной атмосферы в постсоветских странах при всех существующих здесь проблемах и сложностях создает более благоприятную почву для развития и совершенствования PR по сравнению с теми условиями, которые существовали во времена плановой экономики. Во-вторых, в процессе становления цивилизованной отечественной системы PR специалисты имеют возможность воспользоваться опытом стран развитой демократии, где PR-технологии достигли высокого уровня и укрепили свои позиции. В-третьих, в развитых странах уже давно сложилась многими годами отработанная система базового образования в сфере PR, особенно в США, Великобритании. Именно на Западе выработан целей ряд практических знаний и умений, необходимый для подготовки PR-специалистов (Золотой доклад IPRA - «Рекомендации и стандарты образования в области PR», «Колесо PR-образования и т.д.). В-четвертых, на сегодняшний день уже сформулированы основные квалификационные требования к PR-специалисту, которые он должен уметь применять в области прогнозирования, управления, исследовательской работы, планирования, анализа различных показателей, экономических, социальных и производственных отношений. Также в мире уже сложилось устойчивое представление о месте нахождения PR-подразделений в функциональной структуре компаний различного размера. Непрерывно растет скорость развития международных коммуникаций. Например, скорость развития такого средства массовой информации, как Интернет, произвела в ушедшем веке глобальную революцию в общественных коммуникациях и поставила организации, правительства, социальные институты перед необходимостью быстро реагировать и принимать решительные ответные действия. В связи с этим возникает потребность в PR-специалистах, причем очень квалифицированных, хорошо ориентирующихся в современном мире и его нуждах. Обществу необходимо, чтобы PR-специалисты были способны рассмотреть свою деятельности в терминах двусторонних коммуникаций и принимать решения на стратегическом уровне. Сегодня мир признал коммуникации неотъемлемой составляющей успешного функционирования организации. Всемирные учреждения и корпорации осознают необходимость привлекать PR-специалистов к принятию решений по всем управленческим стратегиям. Этот факт уже сам по себе свидетельствует мировой общественности об эволюции роли PR-практиков в современном мире. Учитывая все вышеизложенное, с уверенностью можно сказать, что роль PR в современном мире становится все более значимой и охватывающей практически все сферы экономики и жизни общества. Без современных PR-технологий уже не может успешно функционировать ни одна организация, ни один политический или иной лидер, ни одна государственная или коммерческая структура.
Литература: 1. Моисеева В.В. Развитие Украинского рынка связей с общественностью // Маркетинг и маркетинговые исследования. – Киев, 2008 г. №5 2. Векслер А.Ф. PR для украинского бизнеса //Маркетинговые исследования. – 2009 г., № 8 |