Каталог статей

Кайгородцев А.А.

Мониторинг продовольственной безопасности: методологический аспект

Для обеспечения национальной продовольственной безопасности необходимо создание адекватного условиям рыночной экономики механизма управления, одной из важнейших составных частей которого является мониторинг.

        Недостаточный уровень разработки теории и методологии мониторинга функционирования и развития системы продовольственной безопасности является одной из причин затрудняющих принятие управленческих решений по обеспечению физической и экономической доступности для населения страны качественных продуктов питания главным образом отечественного производства в объеме, предусмотренном физиологическими нормами потребления.     

        Информационное обеспечение мониторинга продовольственной безопасности должно соответствовать параметрам стратегии устойчивого развития АПК, которое, как известно, является основой системы продовольственной безопасности. Это позволит исключить переизбыток информации, а также сократить время на ее обработку. При этом получаемую информацию необходимо систематизировать для дальнейшего анализа.  

Формализация аналитических материалов предусматривает решение задач, связанных с выбором методов и моделей анализа. Это напрямую зависит от качества собранной информации, наличия в организациях, проводящих мониторинг, технического и программного обеспечения, а также квалифицированных специалистов.

        В результате анализа различных определений мониторинга в конкретных сферах его проведения автор пришел к выводу, что под мониторингом продовольственной безопасности следует понимать метод изучения сложной системы экономических агентов (предприятий, учреждений, домашних хозяйств) с присущими им экономическими механизмами хозяйствования и присущими всей системе общественными институтами, регулирующими деятельность экономических агентов, основанный на периодическом наблюдении совокупности характеристик данной системы, количественной и качественной оценке выбранных параметров и вычислении изменений во времени каждого из них, в результате чего становится возможным прогнозирование изменения сроков качественных переходов системы из одного состояния в другое.

        Организация мониторинга должна основываться, прежде всего, на принципах репрезентативности и экономичности. Это значит, что  собираемая информация должна быть адекватной отслеживаемому объекту мониторинга, представительной, позволяющей использовать ее для оценки явлений и процессов при минимальном объеме проводимых наблюдений.

        Одним из важнейших принципов мониторинга является принцип целенаправленности, сущность которого состоит в том, что вся система отслеживания состояния продовольственной безопасности должна быть нацелена на решение конкретных управленческих задач, возникающих при отклонении системы обеспечения продовольственной безопасности от установленных правительством критериев. Реализация данного принципа позволяет избежать информационной избыточности, а также создает предпосылки для формирования экономически эффективной системы информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений по вопросам обеспечения продовольственной безопасности.

Одной из основных задач мониторинга является осуществление количественно-качественного учета и анализа состояния и динамики ресурсов зерна и других важнейших видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а также тенденций изменения цен на них на мировом и республиканском рынках для принятия своевременных решений по вопросам обеспечения физической и экономической доступности для всего населения страны качественных продуктов питания.

        В современных условиях для эффективного управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо проведение не только мониторинга хода производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия, методология, методика, формы, институты и инструменты которого достаточно хорошо разработаны и успешно использовались еще в условиях командно-административной системы, но и отслеживание рыночно-ориентированных сторон деятельности хозяйствующих субъектов АПК, а именно таких характеристик, как конкурентоспособность, финансовая устойчивость и эффективность отдельных хозяйствующих субъектов или их групп.

Анализ уровня методической разработанности вопросов проведения мониторинга малого и среднего бизнеса проводится в таблице 1.

Таблица 1

Уровень методической разработанности мониторинга

продовольственной безопасности

Цель мониторинга

Критерии оценки

Показатели

мониторинга

Уровень разработанности и апробации

1. Отслеживание

запасов основных видов продовольствия.

Например, объем переходящих запасов зерна должен быть не менее 25 % годового объема потребления

(90 дней)

Объем запасов основных видов продовольствия, остающихся на хранение до уборки следующего урожая.

Методика разработана и применяется.

2 Производство зерна в расчете на душу населения.

Не менее 1 тонны.

Производство зерна в весе после доработки в расчете на душу населения.

Методика разработана и применяется.

3 Калорийность суточного рациона питания населения.

Среднесуточная калорийность не менее 2956.

Калорийность суточного рациона в следующем разрезе: пол, возраст, профессия.

Методика разработана и применяется.

4 Доля сельского хозяйства в  ВВП.

Не менее 10 %.

Удельный вес продукции сельского хозяйства в  ВВП.

Методика разработана и применяется.

5 Импорт продовольственных товаров (в % от объема потребления).

Не более 20 % от объема потребления.

Удельный вес импортных  продовольственных товаров в общем объеме потребления.

Методика разработана и применяется.

6 Самообеспеченность основными видами продовольствия.

Не менее 80 % от физиологической потребности.

Объем отечественного производства продуктов питания в процентах к объему потребления.

Методика разработана и применяется.

7 Темпы роста объемов производства основными видами продовольствия.

Темпы роста объемов производства, обеспечивающие достижение порогового уровня продовольственной безопасности в планируемый период времени (в % к предыдущему году).

Фактические темпы роста объемов производства основных продуктов питания по сравнению с нормативными.

Методики находятся в стадии разработки.

Составлено автором.

Для осуществления мониторинга необходимо повысить требования к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности статистической информации.