Каталог статей |
Бельченко В.А., Нестеренко Л. А. Развитие PR в УкраинеПаблик Рилейшнз, или связи, отношения с общественностью, — становятся всё более значимой сферой деятельности украинских компаний, государственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю историю существования в США, Паблик Рилейшнз уверенно завоёвывают теперь своё жизненное пространство в Украине.Общие представления о «паблик рилейшнз», сформировались в Украине около 7-10 лет назад, когда на отечественном рынке появились иностранные компании и представительства известных брендов. В это время формируется более глубокое понимание связей с общественностью, соответствующее новым рыночным условиям. Также PR уделяют внимание как науке в общественных институтах. А профессиональным бастионом для формирования практики PR в этот период стали сетевые рекламные и PR-агентства, пытавшиеся привнести на отечественную нишу первичное понимание и практическое применение технологий управления общественным мнением [1,c.28]. Практика PR в Украине заметно отличается от западной, что объясняется спецификой рыночной ситуацией в стране. Однако подавляющее большинство клиентов PR -агентств — крупные зарубежные компании. Это объясняется тем обстоятельством, что многие из них уже приобрели печальный опыт проведения в Украине PR-акций по рекомендациям иностранных специалистов, которые пытаются применить в странах СНГ технологии, единые для всех цивилизованных стран Запада. Поскольку слишком часто эти технологии по непонятным для них причинам не приводят к желаемым результатам, зарубежные компании всё чаще прибегают к услугам чисто украинских фирм, хорошо ориентирующихся в местных условиях.[2,c.113] Среди главных проблем PR-индустрии можно выделить: - непонимание клиентами сути, роли, предназначения и возможностей PR; - отсутствие четко определенных функций PR-специалистов в компаниях; - нехватка на рынке труда опытных пиарщиков; - проблема оценки эффективности PR-кампаний; - закрытость PR-агентств в отношении обмена опытом и, как следствие, разобщенность PR-сообщества и отсутствие высоких профессиональных стандартов; - проблема платного паблисити. Судя по перечисленным проблемам, PR-отрасль еще не сформировалась как самостоятельная и самодостаточная, хотя, несомненно, наблюдается ряд позитивных моментов: - активизация работы отраслевых организаций; - повышение социальной ответственности бизнеса; - рост спроса на услуги консалтинга в области стратегических коммуникаций; - поиск и использование нестандартных решений; - рост компетенции практикующих PR-специалистов; - освоение новых инструментов, в том числе и в Интернет-среде. Сам рынок PR в Украине зародился в конце 90-ых годов прошлого века, и таким образом, именно эти 10 лет можно считать ключевыми для его становления и развития. 2010 год стал вторым годом кризиса на украинском PR-рынке. Но наряду с кризисными явлениями, во второй половине года начали проявляться и некоторые позитивные тенденции. Эксперты отмечают, что кризис постепенно уходит в прошлое, как для клиентов, так и для ведущих операторов рынка. Бизнес за время кризиса преимущественно стал воспринимать PR как один из важных инструментов влияния на ключевые аудитории, например партнеров, клиентов, потребителей, чиновников, инвесторов. Сегодня клиенту нужны профессиональные структуры, которые могут увеличивать активности, разрабатывать и воплощать стратегические программы развития бизнеса. Возросли требования к качеству обслуживания и эффективности (достижение поставленных целей, получение результата). Одновременно, клиенты ожидают оптимизации стоимости на PR-услуги и гибкости в схемах работы. В целом тенденции на украинском рынке PR довольно оптимистичны: количество клиентов постепенно увеличивается, появились новые услуги, агентства стали более гибкими и креативными. Некоторые агентства вырабатывают новые схемы привлечения и обслуживания клиентов. Можно прогнозировать, что в первой половине 2011 года ситуация на PR-рынке Украины будет развиваться по позитивному сценарию: Постепенное восстановление и развитие, за счет нацеленности клиентов на стратегическую PR-деятельность и связи PR с маркетингом, а со стороны агентств - за счет новых услуг, открытия новых ниш, модернизации традиционных форм и привязки пиар-деятельности, как к маркетингу, так и к репутационной составляющей [3]. Очевидно, что по мере развития украинского рынка, приобретения им более цивилизованных черт многие проблемы, с которыми сталкиваются отечественные компании по связям с общественностью, уйдут в прошлое, а рынок PR начнёт функционировать по принятым в мире законам.
Литература: 1. Бурлаков А.Н. и др. «Стратегический маркетинг». Винница – 2004,326с 2. Блажнов Е.А., Паблик Рилейшнз. Учебное пособие, М., "ИМА-пресс", 2004г., 152 с. 3. [сылка более недоступна}
|