Каталог статей

Куриленко И.В.

Особенности антикризисного PR в Украине

Любое предприятие, не зависимо от размера или формы собственности, не застраховано от непредвиденных ситуаций, которые могут привести к серьёзным потерям. В результате нагнетания кризисной ситуации страдает не только финансовое состояние предприятия, но и его имидж, что сказывается на дальнейшем развитии предприятия в целом. Как правило, достаточно появления негативной информации о предприятии или его продукции в СМИ – и репутация может быть потеряна безвозвратно.  К примеру, в 2010 году компания Toyota оказалась в центре внимания СМИ из-за участившихся случаев неисправностей тормозов в их автомобилях, что стало причиной многих смертей и травм. Бренд Toyota оказался под угрозой банкротства [1]. Украинские компании не стали исключениями. В сложившихся условиях всё большую актуальность получает стратегия антикризисного  PR управления.

Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы [2].

Цель антикризисных коммуникаций – сгладить негативный эффект обстоятельств, которые привели предприятие к кризису.

Возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, потерей репутации и напрасной траты усилий по формированию имиджа. Именно поэтому вероятность возникновения кризиса необходимо диагностировать на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей его нейтрализации, чего, как правило, отечественные предприятия не делают. Украинские компании, вследствие ряда причин, не осуществляют текущую диагностику ситуации на рынке и в группах общественности, из-за чего  оказываются не готовы к надвигающемуся кризису.

Вследствие неподготовленности компания не может своевременно отреагировать на угрозу имиджу, что значительно снижает её шансы на выход из кризиса с минимальными потерями. Западные специалисты утверждают, что если организация не вышла со своим заявлением к общественности в течение 3-6 часов после появления информации о кризисе в СМИ – она уже мертва для общественного мнения.

Реагирование предприятия на нейтрализацию угроз имиджа связано прежде всего с финансовыми затратами или потерями. Поэтому уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект, или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы. При построении антикризисной программы предприятие может ориентироваться исключительно на собственные ресурсы.

Следует также учитывать, что  антикризисная программа трактует кризис стратегически – то есть нацелена не только на его преодоление, но и на профилактику, а также на грамотное пост-кризисное реагирование. Как правило, выделяют несколько наиболее типичных для данного предприятия кризисов, которые закладываются в программу. При её разработке используется теория управления проблемами Чейса, согласно которой основные проблемы можно предвидеть за 1-3 года до их возникновения. Эти проблемы, как правило, являются макроэкономическими и на их возникновение или невозникновение предприятие повлиять не может. Оно может только прогнозировать свои поведение и действия в обстановке нарастания этих кризисов. Такой подход связан с тем, что маркетинговая стратегия предприятия, например, в части разработки и выведения на рынок новых продуктов, тоже разрабатывается на 1-3-5 лет вперед, с учетом основных тенденций рынка, потребительского поведения [3].

 Основными действиями предприятия в случае наступления кризиса являются следующие:

1. Занять чёткую позицию по отношению к общественности и придерживаться её в процессе проведения антикризисных мероприятий.

2. Следить за изменением ситуации и общественного мнения, своевременно и адекватно на неё реагировать.

3. Информировать сотрудников о ситуации на предприятии и обеспечить соответствующую подготовку ключевого персонала для рповедения антикризисных мер.

4. Постоянно поддерживать связи со СМИ.

5. Рассматривать кризис не как самостоятельное явление, а как следствие объективных причин.

6. Заранее продумывать действия предприятия в случае наступления кризиса [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что антикризисное управление является неотъемлемой частью деятельности любого предприятия. Оно должно осуществляться системно и непрерывно для того, чтобы в случае возникновения признаков кризиса предприятие могло своевременно на них отреагировать и избежать значительных потерь.

Литература:

1. «Антикризисный PR для бренда: что и как нужно делать?» [Электронный ресурс] Режим доступа:<[сылка более недоступна}

2. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент: учебное пособие. М.:ЭКМОС, 1999, 368 с.

3. «Антикризисный пиар» [Электронный ресурс] Режим доступа: <[сылка более недоступна}

4. «Антикризисное управление имиджем предприятия» [Электронный ресурс] Режим доступа:  <[сылка более недоступна}