главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Ткач А.

Донецкий национальный университет

Совершенствование процесса планирования на угольных предприятиях

Современное состояние украинской экономики характеризуется крайней неста­бильностью в экономическом и юридическом аспекте. Отечественный производитель постоянно находится на грани разорения. Условия выживания с одной стороны огра­ничиваются несовершенным, во многом коллизионным, законодательством, и с другой - рыночной средой. Естественно, только получение стабильной прибыли будет способствовать выживанию предприятия в такой среде. Наиболее простым решение для достижения этой цели было бы повышение цен. Однако такое явление мы могли уже наблюдать в условиях галопирующей инфляции и гиперинфляции, которые имели место не так давно в Украине, следовательно, обществу не безразлично, за счет чего, каким путем и при каких условиях увеличивается прибыль.

В стратегическом аспекте решение этой задачи возможно через увеличение доходов либо снижение затрат.

Таким образом, целью статьи является изучение основных проблем, возникающих в процессе планирования себестоимости продукции и разработка рекомендации по оптимизации данного процесса.

Себестоимость продукции - синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы

Основной задачей планирования себестоимости является выявление и мобилизация имеющихся на предприятии резервов для систематического снижения затрат на производство и реализацию продукции, а также роста на этой основе прибыли предприятия. В современных условиях планирование должно обеспечить систематическое снижение издержек, что является залогом успешного функционирования на рынке.

Анализ методов планирования себестоимости показал, что используемые методики не отвечают на сегодняшний день требованиям, которые предъявляет внешняя среда. Кроме того, калькулирование себестоимости на предприятии осуществляется на основе «Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности», утвержденные приказом Госкомпромполитики Украины от №46, однако на сегодняшний день данный процесс должен базироваться на Методических рекомендациях по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности», утвержденные приказом Госкомпромполитики Украины от 02.02.2001 г. №47.

Для улучшения процесса планирования возможно использование следующего алгоритма, представленного на рис. 1.

Рисунок 1 - Алгоритм расчета годовой производственной программы предприятия

Как видно из данной схемы первым этапом является определение объема продаж, что является основой для расчета объема товарной продукции предприятия. Объема продаж, в свою очередь, связан с маркетинговым планом.

Кроме того, осуществляется расчет рентабельности производства, фонда заработной платы и др. В дальнейшем осуществляется расчет загрузки с учетом увеличением ассортимента выпускаемой продукции, а также корректировка пропускной способности оборудования с учетом расширенного производственного плана. Плановый выпуск производства служит основой для расчета затрат производственной программы. Расчет загрузки оборудования обязательной номенклатурой является основой для расчета пропускной способности каждой группы технологического оборудования. Это связанно с необходимостью недопущения появления «узких» мест в производственном процессе. Как видно из данной схемы на каждом этапе планирования осуществляется обратная связь с предшествующими этапами, что позволяет говорить о достаточно высокой степени адаптивности данного алгоритма.

В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому поиск новых методов управления требует постоянного совершенствования.