Каталог статей |
Симоненко М.В. Современное состояние образовательного рынка в г. СевастополеНа сегодняшний день образовательные учреждения в условиях коммерциализации образования столкнулись с необходимостью самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегию выживания в условиях отечественного рынка. Реклама для учреждений данного профиля в отличие от предприятий других сфер только начинает применяться как средство продвижения своих услуг на рынок труда. Разработка эффективной концепции рекламной деятельности конкретного высшего учебного заведения, т.е. Севастопольского городского гуманитарного университета, обуславливает необходимость изучения современного состояния регионального рынка рекламных услуг: анализ потребителей, т.е. целевых групп получателей рекламы; анализ предлагаемых услуг; анализ конкуренции.Анализ потребительской / целевой аудитории необходим для планирования коммуникативных мероприятий и их эффективной реализации. Исследования позволили выявить, что в настоящее время у высших образовательных учреждений 3 основные группы потенциальной клиентов: выпускники средних общеобразовательных учреждений; выпускники средних профессиональных образовательных учреждений; выпускники высших образовательных учреждений. Наше внимание было направлено на первую группу потенциальных клиентов. С этой целью выявления мотивов поступления в высшее образовательное учреждение, выбора определенных специальностей и выявления прочей информации был проведен опрос учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ и их родителей, а так же студентов 1 курса 2010-2011 учебного года Севастопольского городского гуманитарного университета. Общее количество опрошенных составило 234 человека. Результаты опроса показали, что на принятие решения о выборе Вуза большое влияние оказывают родители учащихся средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Следовательно при выборе каналов распространения рекламной информации, формы рекламного обращения необходимо учитывать данную группу целевой аудитории. В ходе опросов были выявлены общие мотивы поступления в высшее учебное заведение: 50% опрошенных поступают в вуз для того, чтобы получить специальность высшей квалификации, соответствующую типу характера и склонностям, что соответствует общим ценностным ориентирам в обществе; а также мотивы предпочтений конкретного образовательного учреждения: 60 % учащихся средних учебных заведений и абитуриентов дневного / заочного обучения в первую очередь учитывают престижность вуза. Анализ услуг позволяет выявить наиболее притягательные, уникальные достоинства услуг, способные удовлетворить запросы с точки зрения нужд и потребностей клиентов, о которых следует рассказать через коммуникации. Исходя из проведенного анализа целевой аудитории и мотивов выбора образовательного учреждения, можно выделить следующие уникальные особенности образовательных услуг рекомендуемые для использования в рекламных обращениях: государственный статус; особое покровительство со стороны органов власти; выдача по завершению процесса обучения дипломов государственного и\или международного образца; опыт работы по подготовке специалистов; специализация определенного профиля; возможность получить высшее образование по специальностям, подготовку по которым не ведут другие высшие учебные заведения; высокий имидж учебного заведения с высоким уровнем качества подготовки специалистов; высокое материальное обеспечение учебного процесса, наличие общежитий, льгот; перспективы трудоустройства по окончанию учебы в вузе. Кроме мотивации в рекламных обращениях для формирования знания должна отражаться основная информация, характеризующая вуз: название, статус, перечень специальностей по которым осуществляется обучение, основные условия приема, адрес, контактный телефон и другие сведения. Результаты анализа конкуренции показал, что по данным Городского управления народным образованием на территории г. Севастополя действуют 4 высших учебных заведения, осуществляющие подготовку специалистов по направлениям «Филология» и «Психология». Негосударственные учебные заведения мы берем в расчет, по причине их нестабильности, частого мошенничества, высокой оплаты, отсутствия любых льгот. Проанализировав данные о стоимости обучения по вышеуказанным специальностям, можно сделать вывод о том, что в Севастопольских Вузах нет единой системы оценки стоимости обучения студентов. Однако относительно невысокая стоимость обучения в Севастопольском городском гуманитарном университете благоприятно влияет на положение СГГУ на рынке образовательных услуг. Также очевидно, что наибольшую долю на рынке образовательных услуг занимают именно городские университеты СНТУ (35%) и СГГУ (30%). За ними следуют филиал ТНУ и филиал МГУ занимающие 20% и 12% рынка соответственно. Доля негосударственных учебных заведений на сегодняшний день незначительна, всего 3% рынка образовательных услуг города. Собранная информация и проведенный анализ высших образовательный заведений позволили оценить восприятие их образа представителями целевой аудитории. Проанализированные данные свидетельствуют о том, что государственные образовательные учреждения находятся в наиболее выгодном положении на сегодняшний день. Выпускники, абитуриенты, первокурсники и их родители единогласно высоко ценят известность государственных университетов, опыт работы и взаимосвязанный с ним критерий — качество образование. Однако, оценки престижности Вузов различны — это объясняется как образом самих Вузов в глазах потенциальных клиентов, так и престижностью специальностей по которым он ведет подготовку. Так, ВУЗы, осуществляющие подготовку студентов по наиболее популярным направлениям, сталкиваются с проблемой конкуренции друг с другом. На наш взгляд результаты анализа должны учитываться при разработке рекламной и маркетинговой стратегии Севастопольского городского гуманитарного университета с целью повышения конкурентоспособности и поиска альтернативных путей обеспечения конкурентного преимущества на рынке труда. |