Каталог статей |
Борисенко О.В. Позиционирование систем стратегического управленияЗа рамками настоящего обзора остаются аналитические модули MRP-ERP систем, которые, направлены на решение финансово-аналитических задач. Однако рассматривать их как "самостоятельных" участников рынка аналитических продуктов было бы неверно, поскольку такие модули являются неотъемлемой частью этих систем. Кроме того, возможности аналитических модулей "больших" систем принципиально ограничены их тесной связью с бизнес-процессами, заложенными в системе управления. Это исключает возможность их применения для анализа стратегических альтернатив, содержащих фундаментально различные бизнес-процессы, или в которых бизнес-процессы вообще не формализованы. Например, трудно предположить, чтобы кто-либо использовал ERP-систему для анализа инвестиционных проектов, относящихся к различным областям бизнеса. Другими словами, стратегический анализ требует иного масштаба рассмотрения объектов и процессов, а также специальных инструментов, отличающихся от тех, что применяются на оперативном уровне управления.Серьезной проблемой, сдерживающей применение аналитических методов для решения задач стратегического управления, является отсутствие информации о рынках, на которых работает или намеревается работать компания. Если для финансово-экономического анализа при наличии адекватного управленческого учета все находится "под рукой", то есть в корпоративной информационной системе, то данные о рынке весьма отрывочны, труднодоступны или вовсе отсутствуют. Этот пробел в настоящее время начинает заполняться CRM-системами, поддерживающими процессы управления взаимоотношениями с клиентами. В развитой системе этого класса может накапливаться информация не только о контактах с клиентами, но и данные о конкурентах, поставщиках и событиях, связанными с их деятельностью. Эта информационная база, по мере ее наполнения, может стать основой для маркетингового анализа и выработки стратегических решений. Для анализа информации, накапливаемой в корпоративных хранилищах данных, в настоящее время широко используются OLAP-системы (OnLine Analytical Processing). Для превращения информации в знание о закономерностях и тенденциях применяются программные продукты класса Data Mining ("добыча данных"). Эти аналитические системы являются переходным звеном между оперативным и стратегическим уровнями управления предприятием. Вместе с тем они не обеспечивают полноценного решения задач выработки и анализа стратегии. Ограничение их возможностей связано, прежде всего, с содержанием информации, на основе которой проводится анализ. Хорошо организованное корпоративное хранилище данных содержит информацию о процессах компании, поступающую из корпоративной информационной системы и данные о клиентах и взаимодействии с ними, поступающую из CRM-системы. При этом вне поля зрения остается информация о "непотребителях", так необходимая для выработки стратегических решений [рис. 1]. Здесь следует вспомнить слова Питера Друкера: "Главные изменения всегда начинаются за пределами организации. Именно с непотребителей начинаются любые изменения; именно непотребители превращают эти изменения из малозначительных в определяющие".
Рис. 1 – Корпоративное хранилище данных
Таким образом в процессе стратегического управления аналитические системы класса OLAP и Data Mining целесообразно использовать на этапах диагностики и стратегического контроллинга. Однако для анализа возможностей и стратегических альтернатив этих инструментов недостаточно. Особое место в системе управления предприятием занимают системы бюджетирования. Они имеют немало общего с финансово-аналитическими продуктами, поддерживая решение задач планирования и анализа на основе модели будущей деятельности предприятия. При этом, процесс бюджетирования является промежуточным звеном между стратегическим и оперативным уровнями управления, связывающим эти уровни. Именно, на основе выбранной стратегии разрабатывается бюджет компании - единый скоординированный план на горизонте оперативной деятельности. Рассматривая аналитические возможности систем бюджетирования, следует отметить, что они направлены на проведение анализа в рамках вполне определенных бизнес-процессов. В них в ходе настройки реализуется параметрическая модель процессов, в которой роли участников известны и остается только определить их "вклад" в формирование бюджета. Таким образом, на верхнем уровне управленческой "пирамиды" располагаются системы стратегического управления, при этом, фундамент составляют корпоративные информационные системы и CRM-системы. На вершине этой пирамиды концентрируется информация, наиболее существенная для выработки стратегических решений. Здесь выполняется единый процесс стратегического управления, поддерживаемый полным набором аналитического инструментария [рис. 2]. Последнее высказывание требует пояснения.
Рис. 2 – Управленческая пирамида
В теории и практике менеджмента существуют две точки зрения на предприятие. С одной стороны, оно рассматривается как машина для получения прибыли, с другой - как участник рынка, действующий в условиях конкуренции. В первом случае главное место занимают показатели его финансовой деятельности, во втором - показатели конкурентоспособности на рынке. Часто эти два проявления одной сущности никак не связываются ни в сознании менеджеров и владельцев компаний, ни в их практической деятельности. В то время как хорошая стратегия компании обеспечивает связь финансовых результатов и рыночных позиций с помощью сбалансированной системы целей и адекватной организационной концепции. Следует отметить, что отмеченный дуализм проявляется и на рынке аналитических инструментов: одни из них рассматривают предприятие с позиций финансово-экономической деятельности, другие - с точки зрения рыночного окружения. При этом, необходимость создания интегрированной системы стратегического управления предполагает информационную модель предприятия и внешнего окружения, подходящую для интегрированного стратегического анализа всех сторон его деятельности. Эта модель также должна быть интегрирована по "вертикали", то есть, связана с оперативным уровнем управления.
|