Каталог статей

Быкова Е. А.

Инкорпоративное управление экономикой муниципального образования

Муниципальное образование является первичным элементом системы муниципального управления. Выделение его как самостоятельной подсистемы обусловлено необходимостью повышения эффективности муниципального управления за счет реальной самоорганизации и местного самоуправления социора. Социально - экономические цели функционирования муниципального образования в соответствии со ст. 131 Конституции РФ [1] детализируют цели развития субъектов федерации с учетом местных исторических, экономических, природно-климатических, демографических и других условий.

Современный этап развития Российской Федерации ознаменован реформированием системы местного самоуправления, местных финансов и внутрирегиональных межбюджетных отношений. В рамках проводимой в стране административной реформы и реформы местного самоуправления принят Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Особенность реформы состоит в том, что она направлена в сторону усиления работы по вовлечению населения в процессы местного самоуправления и наемного муниципального управления - инкорпоративное управление, непосредственного участия граждан в решении вопросов социально-экономического развития муниципальных образований. Она содержит существенное продвижение в сторону укрепления начал гражданского общества и дальнейшего развития Российской Федерации как демократического федеративного государства, приближения институтов местного самоуправления к населению страны.

В данных условиях можно говорить о том, что становление и развитие инкорпоративного управления - это логическое завершение процесса перехода от традиционного управления на местном уровне к территориальному менеджменту, имеющему иное содержание, а, следовательно, и иную форму.

Что касается зарубежного опыта, то за последнее десятилетие в мире произошли значительные измене­ния в процессе выработки стратегии экономического развития на местном уровне. Многие крупные корпорации из развитых стран мира перебазиру­ются в другие государства. Одновременно в муниципалитетах создается большое число новых рабочих мест небольшими инновационными компа­ниями местного уровня. Сегодня, например, в США исчезает то общество, которое способствовало созданию и внедрению в жизнь стратегии эконо­мического развития, направленной на привлечение новых корпоративных мест и увеличение заводских мощностей. 500 компаний, которые преуспе­вали в прошлом, приостановили свой рост и сокращают численность своих сотрудников. Количество освобожденных от работы за последние десять лет составило более 3,5 млн. человек.

Анализ передового опыта экономического развития муниципальных образований в США, Германии, Японии показал, что глобальная экономическая революция ставит перед политикой местного экономического развития следующие  основные задачи:

- пересмотр целей и измене­ние предпосылок экономического развития;

- укрепление экономического фундамента развития;

- приспособление политики местного экономического развития к изменяющимся географическим реалиям;

- разработка новых организационных и институциональных подходов к обеспечению местного развития на основе страте­гического видения проблем [3].  

Инкорпоративная деятельность есть общественно-историческая деятельность, преследующая главную цель: эффективное решение социальных и экономических проблем развития российского общества и надежное обеспечение гарантированного роста качества жизни каждого его члена.

Основными предпосылками, сделавшими возможным применение инкорпоративного метода хозяйствования в России, являются: кризис реализуемой парадигмы общественного развития; высокий уровень российской науки и готовность населения на местах к целенаправленным действиям по формированию инкорпоративной организации и управления саморазвитием муниципальных образований.

Инкорпоративное управление должно обеспечить гибкое регулирование социально-экономических процессов на уровне муниципальных образований в изменяющихся рыночных условиях, повысить конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность муниципальных образований.

Формирование инкорпоративного управления экономикой муниципального образования предполагает разработку и реализацию конкретных научно обоснованных действий по эффективному управлению муниципальной собственностью, полноценному решению вопросов местного значения, а так же координации и регулированию социально — экономических отношений, проявляющихся в процессе развития муниципального образования, что, в конечном счете, должно привести к повышению качества жизни населения.

Применение модели  инкорпоративного управления экономикой муниципального образования базируется на фундаментальных экономических отношениях – имеются в виду взаимовыгодные отношения собственности жителей муниципальных образований, формируемые посредством создания ими собственных финансовых институтов и коммерческих организаций, и рыночные отношения, регулируемые местным сообществом.

Разработка стратегических основ формирования инкорпоративной экономики муниципального образования основывается на действующей законодательной базе, принципах инкорпоративного хозяйствования и должна руководствоваться следующими этапами практического их осуществления:

а) пересмотр целей и инстуциональных предпосылок экономического развития – население каждого муниципального образования разрабатывает стратегию устойчивого экономического развития в условиях трансформации отношений собственности, когда формируется инкорпоративный тип экономики и разрабатывается стратегический план продвижения в указанном направлении;

б) обеспечение секторам с различной формой собственности всех условий и возможностей для сотрудничества и экономического партнерства, а не противостояние, поскольку ими принимаются совместные и согласованные решения на взаимовыгодной основе, а не с использованием внеэкономических методов [2] .

Эффективное инкорпоративное управление муниципальной экономикой осуществляется на принципах конкурсных и договорных условий управления ею профессиональными муниципальными менеджерами. Каждый житель получает дополнительный источник доходов от ее функционирования, величина которого определяется совокупным объемом прибыли, полученной всеми организациями, ее образующими [4].

Среди приоритетных направлений формирования инкорпоративного управления экономикой муниципального образования можно выделить:

- изменение институциональной основы функционирования экономики муниципального образования, которая включает выработку правил поведения экономических агентов, нормы отношений и механизм их реализующий (инкорпоративные финансово-производственные группы муниципальных образований);

- формирование инкорпоративной собственности жителей муниципального образования, которая предполагает:

- добровольное и договорное участие;

- совместную собственность;

- долевое и равное владение собственностью;

- профессиональное управление собственностью менеджерами на контрактной и конкурсной основе.

Инкорпоративные местные сообщества, где ветвь муниципальной власти формируется самим населением, берут на себя ответственность обеспечить каждому жителю надежную поддержку его социальных, экономических, политических и иных интересов. Инкорпоративное управление создает доступные для всех, экономически выгодные правила игры и порядок осуществления хозяйственной деятельности.

Идеи инкорпоратизма – это «русский корень» социально-экономического развития. Характерно, что эти идеи хорошо воспринимаются «трудящимися», т.е. теми, кто производит духовные или материальные ценности – инженерами, врачами, учителями, учеными и т.д., и плохо воспринимаются «люмпенизированными трудящимися», т.е. чиновниками бюрократической машины.

По мнению автора, инкорпоративное управление следует трактовать как особый, специфический вид менеджмента, представляющий собой совокупность принципов, методов и средств воздействия на социально — экономическую деятельность на уровне муниципального образования, то есть это специфическое регулирование социально - экономических процессов на данной территории в условиях рынка.

Инкорпоративное управление экономикой муниципального образования обеспечивает рациональное использование внутренних финансовых, организационных, интеллектуальных ресурсов и многообразие традиций населения муниципального образования, объединенных экономическими отношениями, координируемыми органами местного самоуправления и ориентированными на самодостаточное развитие территории в интересах каждого человека.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. - 48 с.

2. Мельникова Н.С. Формирование инкорпоративной экономики муниципальных образований. Автореферат диссертации …кандидата экономических наук. – М.:РАГС, 2002.

3. Проект «Муниципальные финансы и управление». Серия рефератов RTI (Research Triangle Institute) и Союз Российских городов, М., 1996,1997, № 1 - 41.

4.  Прохоров, А.П. Перспективы развития российской модели управления / А.П. Прохоров //Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - №2.