Каталог статей |
Быкова Е. А. Инкорпоративное управление экономикой муниципального образованияМуниципальное образование является первичным элементом системы муниципального управления. Выделение его как самостоятельной подсистемы обусловлено необходимостью повышения эффективности муниципального управления за счет реальной самоорганизации и местного самоуправления социора. Социально - экономические цели функционирования муниципального образования в соответствии со ст. 131 Конституции РФ [1] детализируют цели развития субъектов федерации с учетом местных исторических, экономических, природно-климатических, демографических и других условий.Современный этап развития Российской Федерации ознаменован реформированием системы местного самоуправления, местных финансов и внутрирегиональных межбюджетных отношений. В рамках проводимой в стране административной реформы и реформы местного самоуправления принят Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Особенность реформы состоит в том, что она направлена в сторону усиления работы по вовлечению населения в процессы местного самоуправления и наемного муниципального управления - инкорпоративное управление, непосредственного участия граждан в решении вопросов социально-экономического развития муниципальных образований. Она содержит существенное продвижение в сторону укрепления начал гражданского общества и дальнейшего развития Российской Федерации как демократического федеративного государства, приближения институтов местного самоуправления к населению страны. В данных условиях можно говорить о том, что становление и развитие инкорпоративного управления - это логическое завершение процесса перехода от традиционного управления на местном уровне к территориальному менеджменту, имеющему иное содержание, а, следовательно, и иную форму. Что касается зарубежного опыта, то за последнее десятилетие в мире произошли значительные изменения в процессе выработки стратегии экономического развития на местном уровне. Многие крупные корпорации из развитых стран мира перебазируются в другие государства. Одновременно в муниципалитетах создается большое число новых рабочих мест небольшими инновационными компаниями местного уровня. Сегодня, например, в США исчезает то общество, которое способствовало созданию и внедрению в жизнь стратегии экономического развития, направленной на привлечение новых корпоративных мест и увеличение заводских мощностей. 500 компаний, которые преуспевали в прошлом, приостановили свой рост и сокращают численность своих сотрудников. Количество освобожденных от работы за последние десять лет составило более 3,5 млн. человек. Анализ передового опыта экономического развития муниципальных образований в США, Германии, Японии показал, что глобальная экономическая революция ставит перед политикой местного экономического развития следующие основные задачи: - пересмотр целей и изменение предпосылок экономического развития; - укрепление экономического фундамента развития; - приспособление политики местного экономического развития к изменяющимся географическим реалиям; - разработка новых организационных и институциональных подходов к обеспечению местного развития на основе стратегического видения проблем [3]. Инкорпоративная деятельность есть общественно-историческая деятельность, преследующая главную цель: эффективное решение социальных и экономических проблем развития российского общества и надежное обеспечение гарантированного роста качества жизни каждого его члена. Основными предпосылками, сделавшими возможным применение инкорпоративного метода хозяйствования в России, являются: кризис реализуемой парадигмы общественного развития; высокий уровень российской науки и готовность населения на местах к целенаправленным действиям по формированию инкорпоративной организации и управления саморазвитием муниципальных образований. Инкорпоративное управление должно обеспечить гибкое регулирование социально-экономических процессов на уровне муниципальных образований в изменяющихся рыночных условиях, повысить конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность муниципальных образований. Формирование инкорпоративного управления экономикой муниципального образования предполагает разработку и реализацию конкретных научно обоснованных действий по эффективному управлению муниципальной собственностью, полноценному решению вопросов местного значения, а так же координации и регулированию социально — экономических отношений, проявляющихся в процессе развития муниципального образования, что, в конечном счете, должно привести к повышению качества жизни населения. Применение модели инкорпоративного управления экономикой муниципального образования базируется на фундаментальных экономических отношениях – имеются в виду взаимовыгодные отношения собственности жителей муниципальных образований, формируемые посредством создания ими собственных финансовых институтов и коммерческих организаций, и рыночные отношения, регулируемые местным сообществом. Разработка стратегических основ формирования инкорпоративной экономики муниципального образования основывается на действующей законодательной базе, принципах инкорпоративного хозяйствования и должна руководствоваться следующими этапами практического их осуществления: а) пересмотр целей и инстуциональных предпосылок экономического развития – население каждого муниципального образования разрабатывает стратегию устойчивого экономического развития в условиях трансформации отношений собственности, когда формируется инкорпоративный тип экономики и разрабатывается стратегический план продвижения в указанном направлении; б) обеспечение секторам с различной формой собственности всех условий и возможностей для сотрудничества и экономического партнерства, а не противостояние, поскольку ими принимаются совместные и согласованные решения на взаимовыгодной основе, а не с использованием внеэкономических методов [2] . Эффективное инкорпоративное управление муниципальной экономикой осуществляется на принципах конкурсных и договорных условий управления ею профессиональными муниципальными менеджерами. Каждый житель получает дополнительный источник доходов от ее функционирования, величина которого определяется совокупным объемом прибыли, полученной всеми организациями, ее образующими [4]. Среди приоритетных направлений формирования инкорпоративного управления экономикой муниципального образования можно выделить: - изменение институциональной основы функционирования экономики муниципального образования, которая включает выработку правил поведения экономических агентов, нормы отношений и механизм их реализующий (инкорпоративные финансово-производственные группы муниципальных образований); - формирование инкорпоративной собственности жителей муниципального образования, которая предполагает: - добровольное и договорное участие; - совместную собственность; - долевое и равное владение собственностью; - профессиональное управление собственностью менеджерами на контрактной и конкурсной основе. Инкорпоративные местные сообщества, где ветвь муниципальной власти формируется самим населением, берут на себя ответственность обеспечить каждому жителю надежную поддержку его социальных, экономических, политических и иных интересов. Инкорпоративное управление создает доступные для всех, экономически выгодные правила игры и порядок осуществления хозяйственной деятельности. Идеи инкорпоратизма – это «русский корень» социально-экономического развития. Характерно, что эти идеи хорошо воспринимаются «трудящимися», т.е. теми, кто производит духовные или материальные ценности – инженерами, врачами, учителями, учеными и т.д., и плохо воспринимаются «люмпенизированными трудящимися», т.е. чиновниками бюрократической машины. По мнению автора, инкорпоративное управление следует трактовать как особый, специфический вид менеджмента, представляющий собой совокупность принципов, методов и средств воздействия на социально — экономическую деятельность на уровне муниципального образования, то есть это специфическое регулирование социально - экономических процессов на данной территории в условиях рынка. Инкорпоративное управление экономикой муниципального образования обеспечивает рациональное использование внутренних финансовых, организационных, интеллектуальных ресурсов и многообразие традиций населения муниципального образования, объединенных экономическими отношениями, координируемыми органами местного самоуправления и ориентированными на самодостаточное развитие территории в интересах каждого человека.
Литература: 1. Конституция Российской Федерации. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. - 48 с. 2. Мельникова Н.С. Формирование инкорпоративной экономики муниципальных образований. Автореферат диссертации …кандидата экономических наук. – М.:РАГС, 2002. 3. Проект «Муниципальные финансы и управление». Серия рефератов RTI (Research Triangle Institute) и Союз Российских городов, М., 1996,1997, № 1 - 41. 4. Прохоров, А.П. Перспективы развития российской модели управления / А.П. Прохоров //Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - №2.
|