Каталог статей

Вязмина М.В.

Развитие морского страхования в Украине

В настоящее время страхование грузов во время перевозок является неотъемлемой частью как каждой серьёзной торговой сделки, так и нормой хозяйственной деятельности компаний, которые по роду своей деятельности связаны с передвижениями своих или чужих оборудования, сырья, товаров и т.п

 Рынок морского страхования - это многоплановое понятие. Прежде всего, это экономическая среда, где находят удовлетворение имущественные интересы, связанные со страхованием. На рынке морского страхования отчетливо проявляется взаимосвязь между страхователями, морскими страховщиками и их посредниками (страховыми брокерами). Большую роль на этом рынке также играют специалисты морского сюрвея. Принято различать национальный и международный рынок морского страхования. Одним из крупнейших международных рынков морского страхования является страховая корпорация Ллойд.

Объектами страхования, согласно ст.242 "Кодекса Торгового Мореплавания" от 20.05.1997 г., являются суда любого размера, типа и стоимости, включая сухогрузы, танкеры, пассажирские, рыболовные, научно-исследовательские суда, плавкраны, плавучие боровые установки, яхты и прочие.

На страхование принимаются суда с их машинами и оборудованием, а также фрахт и непредвиденные расходы, понесенные в результате страхового случая.

Суда могут быть застрахованы на срок, рейс, на период ремонта или постройки. Принимаемые на страхование объекты подлежат всесторонней оценке - андеррайтингу (оценка объекта морского страхования с точки зрения целесообразности для морского страховщика дальнейшего заключения договора морского страхования) и морскому сюрвею.

Морское страхование судов выражает имущественный интерес к судам как транспортным средствам путем заключения соответствующего договора морского страхования в соответствии со ст.239 "Кодекса Торгового Мореплавания". По международной классификации, это страхование корпуса, машин и механизмов судна, т.е. Hull and Machinery Insurance.

Страхование КАСКО судов страховые компании «проводит по двум классическим вариантам страхового покрытия.

1. С ответственностью за полную гибель и повреждения

При этом возмещению подлежат:

· убытки, вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной) или расходы по устранению повреждений корпуса, механизмов, машин, оборудования;

· убытки вследствие пропажи судна;

· убытки, расходы и взносы по общей аварии судна;

· необходимые и целесообразные расходы по спасению судна;

· необходимые и целесообразные расходы по предотвращению, уменьшению убытков или установлению их размера, если такие убытки вызваны страховым случаем, предусмотренным договором страхования.

2. С ответственностью за полную гибель

При этом возмещению подлежат:

· убытки, вследствие полной гибели судна (фактической или конструктивной);

· убытки, вследствие пропажи судна;

· убытки, расходы и взносы по общей аварии судна;

· необходимые и целесообразные расходы по спасению судна;

· необходимые и целесообразные расходы по предотвращению, уменьшению убытков или установлению их размера, если такие убытки вызваны страховым случаем, предусмотренным договором страхования.

Предприятия морского транспорта Украины в I полугодии 2008 г. получили 3,3 млрд. грн. дохода. За этот период объем переработки грузов морскими торговыми портами увеличен на 8,4 % по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Он составил 6,7 млн. т. Объем переработки экспортных грузов увеличился на 5,4%, а транзитных на 2,3, что соответственно составляет 2,9 млн. и 2,7 млн. т. Ведущее место по объемам переработки грузов занимают Одесский (1,7 млн.), Южный (1,1 млн.), Ильичевский (0,9 млн.), Мариупольский порты (0,7 млн. т). За указанный период наибольшую сумму доходов получил порт Южный - 653 млн. грн., Ильичевский - 498 млн. грн., Одесский - 472 млн. т, Мариупольский - 411 млн. грн.

Чистая прибыль предприятий отрасли за указанный период составила 314,48 млн. грн. Это на 23,4% больше аналогичного периода 2007 г. При этом морские порты получили 289,7 млн. грн. дохода.

Морское страхование судов выражает имущественный интерес к судам как транспортным средствам путем заключения соответствующего договора морского страхования в соответствии со ст.239 "Кодекса Торгового Мореплавания". По международной классификации, это страхование корпуса, машин и механизмов судна, т.е. Hull and Machinery Insurance.

Национальный рынок морского страхования находится в сфере государственного регулирования правовыми средствами через орган государственного страхового надзора. Международные страховые рынки тяготеют к мировым финансовым центрам.

Литература

1. [сылка более недоступна}

2. [сылка более недоступна}

3. [сылка более недоступна}