Каталог статей

Пяткин В.В., Жабин И.И.

Деятельность высших учебных заведений в условиях малых городов России

В современных условиях в системе российского высшего  образования наметилась определенная тенденция: увеличивается число филиалов и представительств высших учебных заведений крупных образовательных центров, открываемых в малых городах.

Рынок  услуг высшего профессионального образования в большинстве   малых городов характеризуется усилением конкурентной борьбы между участниками рынка. В большинстве малых городов России подобные услуги  оказывают несколько вузов, при этом, часто по одним и тем же  специальностям и направлениям. Также на рынке образовательных услуг малых городов присутствуют средние профессиональные учебные заведения с похожими специальностями и направлениями подготовки.

 В тоже время, выбор специальностей, по которым вузы малых городов ведут обучение студентов, обоснован в большей степени модой, без учета реальных потребностей экономики региона в специалистах той или иной отрасли.

Все это приводит к росту безработицы среди выпускников вузов малых городов. Все больше специалистов  с высшим образованием работает не по специальности.

Социально-экономические и территориальные особенности малых городов накладывают  отпечаток на процесс предоставления образовательных услуг вузов в этих городах.

Большинство малых городов находится на значительном удалении от крупных образовательных центров. Такими центрами являются, в первую очередь, столичные города и региональные центры с развитой сетью разнообразных  высших  учебных заведений.

Известно, что,  75% малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров, в том числе 10% - свыше 500 км; более 20% городов удалены от железных дорог, а около 10% не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40% городов имеют обеспеченность телефонами, близкую к нормативной. 

Таким образом, имеет место значительная удаленность большинства малых городов от крупных образовательных центров.

Из-за низкого уровня доходов, подавляющее большинство выпускников школ в малых городах не мажет себе позволить получить образование в крупных городах. В тоже время, согласно проведенным исследованиям  только 2% выпускников школ  планируют продолжить обучение в Москве, Санкт-Петербурге или в других удаленных крупных образовательных центрах.  В соседних областях собираются получать высшее образование не более 10% одинадцатиклассников. Таким образом, около  90% выпускников  хотят получать образование в своем регионе. Примерно  65% школьников из средних и малых городов рассчитывают учиться по месту жительства. Но в условиях малого города на выбор места получения высшего образования оказывают влияние территориальное расположение населенного пункта относительно других малых городов и крупных образовательных центров, развитие транспортной сети региона, уровень доходов населения.

Таким образом, территориальный фактор оказывает сильное влияние на необходимость открытия в том или ином малом городе высшего учебного заведения.

При этом в условиях России, фактор территориальной и коммуникационной удаленности малого города играет ключевую роль.

Из-за низкого уровня доходов, подавляющее большинство выпускников школ в малых городах не мажет себе позволить получить образование в крупных городах. В тоже время, согласно проведенным исследованиям  только 2% выпускников школ  планируют продолжить обучение в Москве, Санкт-Петербурге или в других удаленных крупных образовательных центрах.  В соседних областях собираются получать высшее образование не более 10% одинадцатиклассников. Таким образом, около  90% выпускников  хотят получать образование в своем регионе. Примерно  65% школьников из средних и малых городов рассчитывают учиться по месту жительства. Но в условиях малого города на выбор места получения высшего образования оказывают влияние территориальное расположение населенного пункта относительно других малых городов и крупных образовательных центров, развитие транспортной сети региона, уровень доходов населения.

Для того, чтобы выделить особенности предоставления образовательных услуг вузов в малых городах,  будем подразумевать под понятием «малый город» населенный пункт с численностью жителей не более 50 тысяч человек, являющийся, в большинстве случаев районным  центром и расположенный на достаточном удалении от крупных образовательных центров.

В данном определении под критерием «достаточного удаления» следует понимать расстояние от малого города до крупного образовательного центра, которое  может оказать влияние на выбор местом получения высшего образования большинством  выпускников родной город (или соседний малый город), при наличии в нем высшего учебного заведения, а не областной центр или иной крупный город. Для каждого региона России подобное расстояние будет различным, и оно зависит от территориальной структуры региона, его площади и географического положения, уровня экономического развития, транспортной сети, количества действующих местных  вузов и филиалов центральных.. Чем больше площадь и ниже уровень экономического развития и транспортной сети региона, тем больше расстояние, которое можно считать достаточном для включения малого города в объект исследования. Например, для областей центральной России оно может измеряться сотнями километров, а для регионов Сибири и Дальнего Востока приближаться к тысяче километров.

Некоторую корректировку в выше приведенное определение малого города вносит наличие дистанционного открытого образования и концепция «виртуального университета», которые устраняют территориальный фактор  при получении высшего образования. Но дистанционное образование рассматривается большинством авторов как одно из форм заочного образования и не сможет на данном этапе полностью обеспечить потребности в высшем образовании жителей малых городов и вытиснить очную форму обучения. Также, необходимо учитывать уровень развития  сетевых коммуникаций и телефонных линий  в российской провинции, который значительно отстает от уровня развития в крупных образовательных центрах.

Учитывая влияние территориального фактора, можно выделить следующие особенности предоставления образовательных услуг в малых городах:

· недостаточное финансирование

· недостаточная оснащенность квалифицированным преподавательским составом;

· необходимость приглашения преподавателей  вузов, расположенных в крупных городах;

· отсутствие стабильного расписания;

· отсутствие необходимых библиотечных фондов;

· слабость материально-технической базы;

Так же среди особенностей подготовки специалистов в малых городах выделяют то, что  для малого города требуются ограниченное количество молодых специалистов при этом присутствует достаточно большая номенклатура специальностей (иногда для обеспечения потребностей малого города достаточно всего несколько специалистов определенного профиля). 

Литература:

1. А.Г. Назаров, «Малые города России: становление, развитие, историческая судьба». Экологический центр ИИЕТ РАН, Институт «Открытое общество», Москва, 2001.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. Под редакцией Егоршина А.П.- Н. Новгород: НИМБ, 2001.