Каталог статей |
Шумила А.И. Проблемы и перспективы реформирования системы налогообложения прибыли юридических лиц в УкраинеЭкономические трансформации в стране и ее экономическое оздоровление невозможны без формирования дееспособной налоговой системы, от которой во многом зависят возможности экономического развития государства, экономическая и инвестиционная активность плательщиков.Одним из главных регуляторов производственно-хозяйственных процессов является налог на прибыль предприятий. С его помощью государство влияет на: выбор той или иной правовой формы организации бизнеса; направления распределения прибыли (накопление или потребление); выбор методов финансирования инвестиций(самофинансирование, заемные средства); распределение трудовых и материальных ресурсов между отдельными сферами хозяйственной деятельности; распределение и перераспределение ВВП; темпы экономического роста на макроуровне и т.д. В Украине существует целый ряд проблем в налогообложении прибыли юридических лиц. Налоговая система Украины находится в стадии становления, сопровождающегося серьезными изменениями. К сожалению, действующая система налогообложения в Украине характеризуется многочисленными поправками и изменениями в законодательные акты, что противоречит принципу стабильности системы налогообложения. Поэтому совершенствование системы подоходного налогообложения юридических лиц остается одним из наиболее важных вопросов. При сохранении основ и
структуры налогового законодательства необходимо совершенствовать налоговую систему
в направлении большей ее эффективности и удобства для государства и
плательщиков, на основе внедрения гибких и дифференцированных налоговых ставок,
внедрения новых технологий налогообложения. Однако здесь следует быть крайне
осторожным, т.к. только лишь за первые двенадцать лет независимости наше
законодательство превратилось, по сути, не в закон, а в "справочник
льгот". Данная трансформация обусловила в свою очередь неравномерное
распределение налоговой нагрузки по налогу на прибыль корпораций, проблему с
регламентацией налоговых льгот и одновременно их неэффективность. Не
обоснованно большое их количество во взаимосвязи с несовершенным
законодательством привели к возникновению проблем. Однако для стимулирования развития производства этого шага будет недостаточно. В современных условиях для налогообложения прибыли юридических лиц в Украине наиболее оптимальной является регрессивная шкала взимания налога, согласно которой с увеличением дохода ставка налога уменьшается. Для такого утверждения существует ряд причин. Во-первых, особенностью налогообложения прибыли юридических лиц является то, что их доход используется не полностью на потребление, но и на развитие деятельности. Следовательно, стимулируя увеличение дохода предприятий, государство тем самым стимулирует развитие экономики страны в целом. Во-вторых, если учесть, что установленная ставка налогообложения уменьшается за отчетный период при увеличении показателя налогооблагаемой прибыли, в расчете на одного среднесписочного работника (условно - показателя налогооблагаемой удельной прибыли), то стремясь к увеличению удельной прибыли, предприятие вынуждено будет обратиться к организационно-техническим мероприятиям, которые способны увеличить выработку за счет: увеличения показателя выручки при неизменной численности работников; снижения численности работников при сохранении величины показателя выручки. При этом расчеты показывают, что организационно-технические мероприятия, направленные на увеличение дохода с высокой достоверностью предопределяют и возрастание показателя удельной прибыли, которая обеспечивает предприятию вознаграждение в виде снижения ставки налога на прибыль. Данное снижение выражается формулой (1.1): (1.1) где Сп - ставка налога на
прибыль в отчетном периоде; (1.2) где
Потч, Пбаз - соответственно прибыли отчетного и базового периодов. (1.3) Таким образом, данная система налогообложения учитывает интересы и государства и плательщиков налога. Итак,
резюмируя все вышесказанное: в условиях рыночной экономики важным вопросом,
связанным с эффективностью производства и общим экономическим развитием страны,
является именно правильное построение и организация налоговых отношений
хозяйствующих субъектов с государством, которые необходимо строить на базе
приоритета регулирующей и стимулирующей функции налогов. Только при этом
условии Украина может утвердиться как экономически развитое государство,
имеющее эффективную и дееспособную налоговую систему. 1. Михельс В., Киселева М., Стимулирующее налогообложение прибыли предприятий// Банковское дело.- 2006. - №6. 2. Огаян К.И. Основные направления совершенствования налогообложения прибыли // Финансы. - 2005. - №5. 3. Антоненко В.Н., Бурлуцкий Б.В., Регрессивное налогообложение как фактор повышения регулирующей роли налога на прибыль//Финансы Украины. - 2007. - №11. 4. Белик М., Оптимальне оподаткування в умовах дефіциту державного бюджету//Економіст. - 2007. - № 5. |