главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Охрименко И.Ю., Ковалева И.В.

Донецкий Национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Инновации как фактор конкурентоспособности предприятия

Вступление мирового сообщества в новое тысячелетие ознаменовалось значительными изменениями в структуре экономики стран мира. Ведущую роль среди всех мировых ресурсов на рубеже XX-XXI вв. стала играть информация и, как основной результат ее применения, новые технологии, что позволяет говорить о феномене так называемой "новой", информационной экономики.

Опыт развития предприятий западных стран показывает, что важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия в целом и его продукции в частности являются инновации. Для украинских предприятий активизация инновационной деятельности становится не только ключевым фактором успеха в конкуренции, но и условием выживания на рынке, так как в данный момент Украина находится на мировом рынке высокотехнологичной продукции на позициях аутсайдера.

Данная проблема была рассмотрена в статьях С. Азарова, В. Гаташа, А. Гончара, В. Княжанского, к этой теме обращались О.М. Паламарчук, В.В. Грозная, В.П. Клочко, О.А. Швыданенко.

Инновация – это нововведение, процесс создания, распространения и использования новшеств. Слова «инновация» и «нововведение» по смыслу идентичны, вариант английского слова innovation – развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы предприятия.

Инновационная деятельность на уровне бизнеса в Украине развита пока слабо. Так, по данным Госкомстата, в 2008 г. инновационной деятельностью у нас занималось всего 13% предприятий (в развитых странах — 60—70%). Более того, в Украине затраты бизнеса на научно-исследовательские работы составляют около 35% от всех ассигнований в науку. В Финляндии аналогичный показатель составляет 70,5%, во Франции — 62,9%, в Венгрии — 41,5%. Такая ограниченность спроса на научные разработки со стороны реального сектора, безусловно, ограничивает инновационные процессы в экономике.

С целью активизации инновационной деятельности должна быть выработана новая инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в Украине. Она должна объединять науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств.

Устаревшая производственная база большинства предприятий Украины не позволяет им производить продукцию по уровню качества отвечающую мировым стандартам. Поэтому должен быть создан соответствующий уровень стандартизации и сертификации.

Одной из причин низкой инновационной активности можно назвать отсутствие на рынке квалифи­цированных кадров. Высокая ква­лификация украинской рабочей силы постепенно превращается в миф. По данным Института де­мографии и социальных исследо­ваний НАНУ, среди занятых рас­тет удельный вес неквалифици­рованных работников, поскольку для высококвалифицированных просто не создаются рабочие ме­ста. Это провоцирует колоссаль­ный отток мозгов. По данным международных исследований, по уровню оттока мозгов Украина за­нимает 54-е место из 55прорейтингованных стран, а по доступности квалифицированных кадров — 45-е из 55. Однако в то же время украинский бизнес уделяет значительное внимание обучению своих сотрудников (30-е место из 55), пытаясь таким образом самостоя­тельно восполнить недостатки си­стемы образования.

Мы не можем обойти вниманием еще один, возможно, менее материальный, но от этого не менее важный фактор — социальную ответственность бизнеса. Ведь эффективным может быть только социально ответственный бизнес — инвестирующий в человеческий капитал как фактор конкурентоспособного развития, в образование, здравоохранение, новые технологии и устойчивое развитие.

Таким образом, для активизации инновационной деятельности в Украине и улучшения уровня ее конкурентоспособности необходимы:

  • кардинальная перестройка системы образования и науки в соответствии с требованиями современного глобального рынка;
  • модернизация экономической политики, в том числе ликвидация критических отставаний и создание благоприятной институционально-регуляторной среды;
  • осознание бизнесом необходимости собственной социаль­ной ответственности, что тоже не­возможно без принятия в обще­стве объединяющей идеи.

    Литература

    1. Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}