главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Молдованова Алена Александровна

Одесская национальная академия пищевых технологий

Актуальность создания кластерных объединений в современных условиях как средства роста региональной экономики

Проблемы поиска оптимальных форм организации народного хозяйства и отдельных его территориально-административных единиц всегда находились в круге исследований зарубежных и отечественных экономистов.

Практика использования кластених объединений и сетевого подхода позволила реализовать концепцию конструктивного взаимовыгодного диалога власти, бизнеса и институтов. Но на сегодня, в Украине в условиях кризиса не все предприятия, регионы и страна в целом способны развиваться. Одними из основных проблем можно считать снижение покупательной способности потребителей, повышением конкуренции на рынках сбыта продукции, многие из предприятий и отраслей экономики нуждаются в значительной производственной, технологической и организационной модернизации. Но для дальнейшего развития необходимы инвестиции.

Поэтому создание кластеров и предпринимательских гигантов является очень актуальным на сегодня и поможет решить много проблем. Поэтому возникает необходимость в формировании новой государственной программы, целью которой было бы развитие регионов и отраслей экономики на основе создания кластерных объединений.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, кластерный подход, синергизм.

1. Введение

Одним из методов улучшения позиций отдельных отраслей экономики, региона и страны в целом является повышение конкурентоспособности, увеличения эффективности технологического, хозяйственного и организационного состояния, путем создания кластеров.

Образование кластеров способствует повышению производительности, инновационной активности и развитию предприятий, которые вошли в состав кластера, усиливают интенсивность развития малого и среднего бизнеса, активному привлечению инвестиций, и как следствие, увеличатся поступления в государственный бюджет всех уровней, улучшится положение как отдельных отраслей экономики и регионов, так и всей страны в целом.

Одним из ученых, в чьих исследованиях детально изучались вопросы формирования и функционирования кластеров, был М.Портер. он отметил, что "чем более развитые кластеры в отдельной стране, тем выше в этой стране уровень жизни населения и конкурентоспособность компаний". Под "кластером" он понимал объединение взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий, работающих на определенной территории, с определенной целью. В частности, он также пришел к выводу, что в условиях глобализации отраслевой подход к организации производства и управления теряет свои позиции и на первый план выходят системы кластерной организации взаимосвязей фирм и организаций[5,с 26-31].

Отечественные и зарубежные исследователи изучали и раскрывали теоретические аспекты развития кластерной системы, но для более лучшего понимания этого мало. Необходимо сделать анализ кластерной политики системы хозяйствования, недостатков и последствий ее привлечения для регионального и национального развития, чему и посвящен исследования.

2.Постановка задачи

Основная цель данной статьи заключается в проведении анализа кластерной политики государства и отдельных отраслей экономики на примере ЗАО "Мироновский хлебопродукт" и ОАО "Затишанський ХПП".

3.Результати

Кластер( с англ. Cluster) - объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельная единица с присущими ей определенными признаками.

Кластер - это территориально-отраслевое добровольное объединение предприятий, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического роста региона.

Любая политика направлена на создание кластеров, начинается с определения уже существующих предпосылок их образования. В таблице представлены главные предпосылки для возникновения (формирования, развития кластеров)(Таблица 1)[10,стр.14-15].

Таблица 1 Предпосылки формирования кластеров

Направление предпосылки возникновения

Предпосылки формирования кластеров

Со стороны бизнеса

1

наличие ключевых собственников и предприятий, которые хотя бы заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера

2

кооперационные и другие связи между предприятиями имеют определенные традиции, отработан механизм взаимодействия, высокий уровень доверия

3

инновационный уровень многих предприятий и организаций потенциального кластера достаточно высокий

4

экспортная составляющая в продукции кластера позволяет говорить о его конкурентоспособность

5

ведущие менеджеры предприятий готовы к деятельности в условиях растущего сотрудничества и конкуренции в интересах активного развития бизнеса

Со стороны власти и бизнес-окружение

1

органы власти заинтересованы в кластерном варианте развития экономики региона, что способствует развитию кооперации и сотрудничества между группами предприятий

2

органы власти имеют досвідуспішної взаимодействия с бизнесом

3

совершенствование нормативно-правовой базы, что положительно отражается на доверии и деловой активности

4

сложилась инфраструктура поддержки бизнеса

5

руководители регионов готовы к диалогу с бизнесом на условиях партнерства

6

системы профессионального образования имеет необходимые кадры и опыт подготовки кадров для соответствующих секторов экономики

Со стороны общественности

1

необходимость создания кластера обдуманное общественностью(партии, научные организации, учреждения профессионального образования

2

определились лидеры, которые предлагают идеи и документы, намічуючі способы создания кластера

3

известные эксперты, готовы к сотрудничеству органы власти и бизнесовые структуры

4

имеющийся положительный опыт работы с бизнесом и властью в условиях роста сотрудничества и конкуренции

Образование кластеров имеет целью достижения эффекта синергизма путем

объединения усилий, а также специализации и сотрудничества в кластерных структурах.

Синергизм - это появление новой производительной силы или качественно новых источников развития, повышения эффективности деятельности в результате объединения отдельных частей, элементов, факторов в единую систему за счет так называемого системного эффекта[1,стр.21-27].

Только объединение способно вызвать появление новой производительной силы, что в несколько раз превышает производительность каждой из них. В этом и заключается ключ к успеху применения кластерных моделей в экономике для формирования новых полюсов роста в отдельных регионах и территориях.

Синергизм может достигаться от реализации продукции, при использовании одних и тех же складских помещений, каналов сбыта продукции и т.п.; при использовании финансово-инвестиционных ресурсов, что связано с распределением и перераспределением денежных средств, при этом особое внимание уделяется малым предприятиям и т.д.

Прекрасным и ярким примером современного кластерного предприятия можно считать ОАО Затишанський ХПП и ЗАО Мироновский хлебопродукт. Подробно структура данных кластерных образований представлена на рис.1 и рис.2 соответственно.

ОАО Затишанський ХПП входит в сотню лучших предприятий Украины, номинант в конкурсе "Высшая проба", является членом Одесской Региональной Торгово-промышленной Палаты. За последние 5 лет предприятие не только увеличило направления своей деятельности, но и существенно улучшило свои макроэкономические показатели. Оборот предприятия вырос в семь раз. Выручка предприятия выросла в 6 раз и составила 172 млн.грн.

Также предприятие занимается экспортом муки, благодаря наличию собственного мукомольного комплекса, по состоянию на ноябрь 2010 года было экспортировано 1595 МТ муки(диаграмма 1).

Диаграмма 1.Структура экспортированной продукции (в %)

ОАО Затишанських ХПП

Экспорт осуществляется по направлениям: Филиппины, Индия, Шри-Ланка, Пакистан,Вьетнам, Индонезия, Тайвань, Таиланд, Мьянма,Бангладеш.

Рис.1 Графическая схема деятельности ОАО Затишанського ХПП

ОАО Затишанский ХПП

Животноводство(три фермы по выращиванию крупого рогатого скота, свиней и гусей обычных и элитных пород)

Эксперементальное хозяйство по выведению элитных пород гусей и новая оборудованная лаборатория

Автотранспорт,грузоперевозки по всей территории Украины

Оптовая и розничная торговля товарами собственного производства

Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции собственного производства


Типичным представителем современного отечественного кластерного образования, можно рассмотреть ЗАО "Мироновский Хлебопродукт". Который был создан в 1998г. И стал одним из крупнейших агропромышленных компаний Украины.

На сегодня - это вертикально интегрированный комплекс предприятий, который объединяет производственные мощности всей технологической линии мясного производства - от выращивания и производства кормов, инкубационных яиц, выращивание крупного рогатого скота и домашней птицы до переработки и реализации готовой продукции.

В МХП три основных направления деятельности:

- Птицеводство и сопутствующие производства(производство охлажденной курятины, готовых продуктов питания, подсолнечного масла);

- Растениеводство(выращивание кукурузы, подсолнечника, пшеницы, рапса, фруктов);

- Другие сельскохозяйственные операции(производство свежей говядины премиум-класса, фуа-гра, колбасных изделий и копченостей,ветчину под торговыми марками Бащинский и Европродукт, Сертифицированный Ангус (главные производственные мощности - мясокомбинаты СООО "Дружба народов" в Крыму и "Украинский бекон" в Донецкой области).

Компания владеет четырьмя бройлерными птицефабриками, двумя комплексами по разведению родительского поголовья и производству инкубационного яйца, имеет три комбикормовые заводы и ряд элеваторов для хранения масличных. При каждой из птицефабрик работает перерабатывающий завод. Возможности компании - еженедельная переработка более 3,5 миллионов голов бройлеров для дальнейшего производства около 27,5 тыс. тонн мяса птицы в месяц.

Предприятие занимается выращиванием сельскохозяйственных культур для собственных нужд и для продажи, что возможно благодаря культивированию более 200 тыс. гектаров чернозема. Выпускает различные виды свиных и говяжьих колбас, копченых и полукопченых мясопродуктов. МХП - единственный промышленный производитель гусятины и фуа-гра в Украине. Мощности производства сосредоточены в г.Снятін (Ивано-Франковская область).

Компания реализует большой выбор фруктов на базе Крымской фруктовой компании, плантации которой расположены в Крыму. Примерно 50 % из 2 110 гектаров земли хозяйства отведены под яблочные сады.

Кроме того, группа объединяет предприятия по растениеводству, выращиванию крупного рогатого скота: сельскохозяйственное ООО "Дружба народов" (АРК), агрофирма "Киевская", ООО "Зернопродукт" (оба – Киевская обл.), предприятия по заготовке и производству комбикормов: Мироновский завод по производству круп и комбикормов (Киевская обл.), Катерінопольський элеватор (Черкасская обл.), Таврийский комбикормовый завод (Херсонская обл.). Группе также принадлежит Мироновский завод полуфабриката (Киевская обл.).

Предприятие контролирует около 43% рынка коммерческого производства курятины. "Наша ряба" достигла уровня узнаваемости торговой марки более 95%. Согласно данным Госкомстата Украины, МХП в 2009 году произвел около 43% промышленного мяса птицы

Мироновский Хлебопродукт в 2009 г. получил чистую прибыль в размере $160 млн., что в 30,8 раза больше по сравнению с результатами за предыдущий год. Доходы компании в прошлом году сократились на 11,4% - до $711 млн.

Рис.2 Графическая схема деятельности ЗАО Мироновский хлебопродукт

ЗАО Мироноский хлебопродукт


Оба предприятия являются типичными представителями современного кластерного объединения предприятий, что благодаря внедрению кластерного подхода значительно улучшили свои макро- и микроэкономические показатели деятельности предприятия.

Одна из основных проблем в развитии кластеров на Украине - отсутствие скоординированной государственной политики и единого государственного органа, который бы занимался ее реализацией. Весьма важной проблемой в формировании и развитии современных кластерных гигантов является проблема недостаточности средств, а именно инвестиций. На сегодня кластерные структуры сталкиваются с недостаточностью денежных средств для дальнейшего развития и расширения, для стабилизации экономического положения и хозяйственной деятельности самого предприятия. Неспособность кластеров привлечь извне инвестиционные средства обусловлена многими проблемами.. Кластерным развитием занимаются Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, отраслевые объединения, отдельные областные советы и регионально торгово-промышленные палаты. Анализ кластерных программ и проектов этих организаций свидетельствует, что в основном они направлены на развитие малого бизнеса. Вместе с тем, не учитывается возможность использования и развития существующего научного потенциала путем создания кластеров в секторах, критических для экономического развития.

Внедрения кластерной модели для региона будет иметь ряд положительных последствий, среди которых можно назвать такие:

1. создание новых рабочих мест и сокращения безработицы;

2. привлечение инвестиций;

3. развитие предпринимательства, в т.ч. малого;

4. развитие связанных и поддерживающих отраслей;

5. улучшение инвестиционного имиджа регона;

6. подготовка в ВУЗах специалистов, в частности для кластера;

7. возрождение и активное развитие промышленности;

8. повышение качества и конкурентоспособности продукции, услуг кластера, что будет способствовать выходу на новые рынки, в т.ч. международные;

9. развитие региональных брендов;

10. повышение качества жизни населения;

11. повышение конкурентоспособности региона в целом и улучшению его имиджа.

Внедрения кластерной модели для предпринимателей также будет иметь ряд положительных последствий, среди которых можно назвать такие:

1. кооперация участников кластера для достижения определенных целей, но в то же время конкуренция на рынках сбыта;

2. возможность реализации некоммерческого партнерства;

3. легкость и законность применения различных схем минимизации налогообложения;

4. повышение эффективности взаимодействия частного сектора, органов местного самоуправления, бизнес-ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе;

5. динамичность и гибкость функционирования;

6. оптимизация хозяйственных процессов на основе создания новых форм объединения знаний и производства;

7. снижение барьеров выхода на новые рынки за счет унификации требований к продукции и услуг в пределах кластера;

8. эффективность обучения персонала в результате организованного подхода, возможность адаптации системы профессионального образования региона к потребностям предприятий кластера;

9. перенос положительной репутации кластера на его участников (коллективный бренд);

10. совместная дистрибуционная сеть;

11. экономия на закупках за счет совместной работы с поставщиками и посредниками.

4. Вывод

На сегодня подход к региональному развитию, основанный на кластерах, находит все больше сторонников. Дело в том,что эффективная реструктуризация бывших промышленных гигантов и территориально промышленных комплексов требует глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом, их конструктивного сотрудничества при безусловной поддержке государства и местных органов власти. В данном случае использование именно кластерного подхода дает необходимые инструменты и методологию, которая позволяет достичь расширенного развития и взаимодействия крупного, среднего и малого предпринимательства.

Обобщая вышесказанное, можно выделить основные преимущества кластеризации экономики можно изобразить в виде таблицы 3.

Таблица 3 Преимущества создания кластеров для бизнеса, общественности, образования и науки, органов власти[7,стр.222-229].

Преимущества для бизнеса

Преимущества для общественности

Преимущества для науки и образования

Преимущества для органов власти

Возможности общего использования инфраструктуры

Увеличение занятости населения

Обеспечение выпускников ВУЗов работой

Больше возмож-ностей для прив-лечения инвес-тиций в регион

Возможности создания общего маркетинга

Увеличение заработной платы

Корегирование наборов абитуриентов на определенные специальности

Инструмент для сотруднечиства с учеными, властью и общественными организациями

Организация сбыта продукции учасников кластера

Возможность без-платного образова-ния и повышения квалификации для работников кластера

Реальная производственная практика для студентов ВУЗов

Увеличение базы налогообложения благодаря концентрации субъектов хозяйствования в регионе

Развитие и прод-вижение брендов

Улучшение условий труда

Участие ученых в практической деятельности

Развитие инфраструктуры региона

Снижение затрат на поиск персонала

Снижение социаль-ного напряжения в регионе

Развитие базы для научно-исследо-вательских работ

Повышение конкурентоспособности региона

Доступ к новым знаниям, техно-логиям и методам управления

Развитие инфраструктуры региона

Приток квалифицированных кадров

Улучшение имиджа региона

Уменьшение трансакционных затрат

Развитие региона вцелом

Повышение квалификации кадров

Повышение конкурентоспособности продукции

Улучшение условий жизни

Участие практиков в образовательном процессе

Возможность выхода на международные рынки

Снижение риска смены места работы

Список литературы

1.Економіка АПК,2009-№1//Оптимизация производственного потенциала экономической системы//(стр.21-27), Бакум В.В.

2. [сылка более недоступна}