Каталог статей |
Алимова Н.Ж. Оборотный капитал – важнейший резерв высвобождения денежных средств и доступный источник ликвидностиМСФО не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, статистической и другой специальной отчетности. Таким образом, следует вывод, что МСФО не распространяется на правила формирования налоговой отчетности. Как одно из приоритетных направлений повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, является направление сближения правил бухгалтерского и налогового учета. Это не означает, что бухгалтерская и налоговая отчетность должны составляться по единым правилам, но требуется сближения правил учетных процессов.(1)Помимо финансовой отчетности первое понятие включает внутрихозяйственную информацию (отчетность), предназначенную для выполнения дирекцией компании функций планирования, регулирования производственных процессов. контроля. Финансовая отчетность общего назначения подготавливается по правилам МСФО, специальная финансовая отчетность (отчеты для целей эмиссии ценных бумаг, налогообложения) - в порядке, отличном от предусмотренного МСФО. Специальная финансовая отчетность, в частности, отчетность для целей налогообложения» имеет специальный характер и относится к финансовой, но, в то же время, является разновидностью бухгалтерской отчетности. Налоговая отчетность законодательно предназначена для внешних пользователей в лице налоговых органов.(2) Поскольку подсистема налоговой отчетности является частью системы учетной экономической информации и по многим признакам схожа с системой финансовой отчетности, то элементы их будут аналогичны. При этом в настоящем: исследовании ставится цель выявить отличительные признаки объекта и субъекта, процесса генерирования информации налоговой отчетности для того, чтобы учитывать эти особенности при решении задач бухгалтерского и при создании методики проверки налоговой отчетности. Объектом системы налоговой отчетности выступает организация или физическое лицо, создающее эту отчетность. Обязанность составлять и представлять налоговую отчетность определена налоговым законодательством, согласно которому у объекта налоговой отчетности должны одновременно присутствовать признаки субъекта и объекта налогообложения, что является отличительной чертой налоговой отчетности. Для того чтобы определить принадлежность организации или физического лица к субъектам того или иного налога, необходимо изучить все признаки субъекта. Это представляется важным также для того, чтобы определить признаки особого налогового статуса, отличающего субъектов со сложной системой налогообложения от прочих. Субъектами системы налоговой отчетности являются ее пользователи. Особенностью данного элемента структуры является то, что его основные характеристики установлены налоговым законодательством: - для налоговой отчетности установлен единственный пользователь (субъект) - налоговый орган; - установлена жесткая обратная связь с пользователем в форме налогового контроля. Поскольку налоговая информация и система налоговой отчетности функционируют в тесной связи с другими системами экономической информации нельзя ограничивать круг пользователей только одним законно установленным субъектом – налоговым органом. В информации о финансовом положении предприятия в отношении исполнения им обязанностей перед бюджетом заинтересованы многие другие пользователи, которые имеют обратную связь с объектом отчетности и могут влиять на качественные характеристики налоговой отчетности. Процесс генерирования информации налоговой отчетности также имеет ряд особенностей, отличающих его от процесса генерирования информации финансовой отчетности. Важнейшей особенностью является то, что регламент генерирования информации налоговой отчетности установлен налоговым законодательством. В отличие от финансовой отчетности налоговая отчетность представляется только одному законно установленному пользователю - налоговому органу.(3) Индивидуальный характер налогов определяет структуру информации подсистемы налоговой отчетности, которая определяется количеством налогов, по которым объект отчетности является налогоплательщиком. Процесс генерирования информации налоговой отчетности можно представить в виде последовательных этапов. Этап 1. В объект системы поступает внешняя информация, являющаяся первичной, Этап 2. Внутри объекта в процессе его деятельности формируется внутренняя первичная информация. Этап 3. Применяется управляющая информация для обработки первичной информации, ее сжатия и получения выходной информации б виде налоговой отчетности. Этап 4. Происходит информационное взаимодействие с субъектами (пользователями) отчетности. Перечисленные этапы процесса исследуемой подсистемы предлагается сравнить с этапами процесса системы финансовой отчетности для выявления общих черт и различий. Процесс генерирования информации системы бухгалтерской отчетности отличается наличием этапа сертификации выходной информации. Аудиторское заключение, свидетельствующее о достоверности представленной бухгалтерской информации, позволяет пользователям принимать обоснованные решения. Отсутствие этапа сертификации при составлении налоговой отчетности является существенным недостатком подсистемы, повышает информационные риски для пользователей и объекта отчетности. Еще одно существенное отличие двух систем состоит в том, что объект и субъект налоговой отчетности находятся в состоянии жесткой обратной связи, осуществляемой в форме налогового контроля. При этом объект налоговой отчетности функционирует в системе пассивно, в отличие от системы бухгалтерской отчетности, где объект активно представляет информацию различным пользователям с целью развития бизнеса. Список литературы 1 Попонова Н.А. и др. Организация налогового учета и налогового контроля: учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – 624 с. 2 Черник Д.Г. Введение в экономико-математические модели налогообложения: учебное пособие. - М.: Изд-во Финансы и статистика, 2000. -256 с. 3 Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. – Алматы: Фининформ, 1997. – 425 с.
|